СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть дети, которые, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.  Это и есть инклюзивное образование (включающее).

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»


Доклад на педагогическую конференцию – август 2018г.


1 СЛАЙД. «Развитие современного инклюзивного образования»


Своё выступление я начну с притчи:

2 СЛАЙД. У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

3 СЛАЙД. Есть дети, которые, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Это и есть инклюзивное образование (включающее).

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, а также, специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

4 СЛАЙД. Инклюзивное образование:

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

  • Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

  • Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

  • Признает, что все дети могут учиться.


5СЛАЙД. Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


С 2013 года в нашей школе реализуется государственная программа «Доступная среда», для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2017-2018 учебном году в школе обучалось 430 обучающихся, из них 25 детей с ограниченными возможностями здоровья и 10 детей с различными видами инвалидности, что составляет 8% от общего числа обучающихся.


6 СЛАЙД. Для развития инклюзивного образования в школе созданы определённые условия


1. Адаптивная среда, для полноценного включения детей в образовательный процесс.

2. Соответствующие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в помещения школы и их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, специально оборудованные учебные места, кабинет ЛФК, кабинет психологической разгрузки, кабинет логопеда, медицинское оборудование).

7 СЛАЙД. 3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляются по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Для детей с ограниченными возможностями здоровья учителя составляют адаптированные образовательные программы на период обучения. На уроках к таким детям применяется индивидуальный подход, для них составляются индивидуальные задания.

4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в школе. Обучающиеся посещают комнату психологической разгрузки по составленному графику педагогом-психологом школы. С детьми проводятся диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Суть моей работы с детьми инвалидами и детьми ограниченными возможностями здоровья состоит в снятии нервно-психического напряжения, коррекция самооценки, развитие психических функций (память, мышление, воображение), формирование коммуникативных навыков (умение и навыки общения с окружающими людьми). формирование самостоятельности, ответственности. Проводятся беседы на разнообразные темы. Также эти дети занимаются с учителем-логопедом. Кроме этого, в свободное от учёбы время учащиеся посещают спортивные секции, кружки, внеурочные занятия; принимают активное участие в жизни школы. Инклюзивное образование –это новое в нашем образовании. Оно требует постоянного самообразования и самосовершенствования. В 2017 году я приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное-образование – образование для всех».


8 СЛАЙД. 5. 70% педагогов нашей школы прошли курсы повышения квалификации по программе: «Инклюзивное и специальное образование: работа педагога в условиях ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».


9 СЛАЙД. 6. Функционирует ставка педагога-психолога, учителя-логопеда (0,5 ставки), социального педагога (0,5 ставки). Не хватает учителя-дефектолога, воспитателя (тьютора), медицинского работника.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

10 СЛАЙД. Получая образование в обычной школе, вместе со всеми, ребёнок интегрируется в общество. Кроме того, и общество учится воспринимать такого ребёнка не как нечто особенное, а как абсолютно здоровых людей, и дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.


11 СЛАЙД. Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость – радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества.

Сухомлинский В.О.


12 СЛАЙД. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!