ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И РОСТА ПЕДАГОГА
В современном мире, где технологии стремительно меняют все сферы жизни, существенные изменения претерпевает и система образования. Дополнительное образование, как важный элемент непрерывного обучения, становится площадкой для внедрения инновационных решений, которые не только расширяют возможности учащихся, но и открывают новые горизонты для профессионального роста педагогов. Сегодня учителя и преподаватели получают доступ к уникальным инструментам, которые позволяют сделать процесс обучения более гибким, персонализированным и эффективным.
Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны сегодня в полной мере динамическому развитию познавательной активности учащихся. И невозможно сегодня решать педагогические проблемы устаревшими методами. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности ребенка и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества, создающую условия для самосовершенствования личности.
Для достижения поставленных целей и задач, планируемых результатов перед педагогом дополнительного образования ежедневно встают следующие задачи:
1. сделать занятие современным (с точки зрения использования современных методов, технологий, технических средств);
2. сделать занятие интересным, понятным, занимательным, запоминающимся;
3. приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как сегодня ребенок больше смотрит и слушает, нежели читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
4. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи с учащимися (сотрудничество педагога и учащихся как равных партнеров);
5. расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся при систематизации учебного материала, исследовании, выполнении творческих проектов;
6. формировать навыки самоконтроля.
Удержать внимание детей сегодня – это тонкое искусство, особенно в случае с младшими школьниками и дошкольниками. Им трудно заниматься, не отвлекаясь, когда хочется поиграть или пообщаться с друзьями. Поэтому педагоги дополнительного образования находятся в постоянном поиске новых идей и современных приемов, форм и методов обучения и воспитания. Так в 2024 году в МБУ ДО «ДТД и М им. И.Х. Садыкова» г. Нижнекамска стартовала экспериментальная площадка в рамках реализации социального проекта «Антинаркотический Мульти-фест», который направлен на внедрение в обучающий процесс новых современных методик, форм работы. В этом проекте приняли участие педагоги дополнительного образования, используя новую технологию «Stop motion» (техника покадровой съемки,статичная покадровая анимация, создающая иллюзию передвижения предметов в кадре). Stop motion - анимация — это увлекательный и доступный способ создания уникального видеоконтента (мультфильма), который можно освоить с помощью обычного смартфона.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Сама техника – далеко не новая, придумали ее более 100 лет назад, но сегодня данная техника достаточно популярна. Работа над созданием мультфильма – занятие очень увлекательное, несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала. Это метод, основанный на совместной деятельности детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм.
Такая совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи:
- при создании мультфильма дети знакомятся с профессиями мультипликации: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, аниматор, оператор, монтажер;
- написание сценария активизирует детей сочинять истории, наблюдать за людьми, событиями, размышлять;
- подготовка персонажей и декораций стимулирует развитие творческих способностей ребенка;
- покадровая съемка, озвучивание, монтаж – учащиеся примеряют на себя роли оператора, актера, звукорежиссера, монтажера и т.д. (развивается речь, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость);
- учащиеся получают общие знания о специфике работы над анимационным фильмом, представление о технологиях создания кино;
- формируется уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства;
- такая экспериментальная деятельность направлена на актуализацию образовательного процесса, т.е. во время создания мультфильма дети могут изучать, повторять тему, закреплять знания и навыки;
- дети учатся поэтапно выстраивать свою работу, усваивают алгоритм действий;
- дети учатся применять знания в самостоятельной творческой деятельности;
- занятие мультипликацией имеет терапевтический эффект (избавляет от негативных эмоций, поднимает настроение, улучшает зрительно-двигательную координацию).
Педагоги ДТД и М, получив на мастер-классах знания и навыки работы в этой технике, попробовали создать свой мультфильм в своих детских объединениях.
Сам процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, как педагогу, так и ребенку, т.к. в конце трудоемкой работы получается результат в виде законченного видеопродукта.
Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. Сегодня активно внедряются в различные сферы жизни, включая образование, современные технологии, такие как искусственный интеллект и нейронные сети. В системе дополнительного образования, где важно учитывать индивидуальные потребности учащихся, нейронные сети открывают новые возможности для персонализации обучения, повышения эффективности образовательных процессов и улучшения качества предоставляемых услуг. Нейронные сети сегодня становятся все более доступным и эффективным инструментом для педагогов. Они помогают автоматизировать рутинные задачи, персонализировать обучение и улучшить качество образовательного процесса. Рассмотрим, как педагог дополнительного образования может применять нейронные сети в своей работе на практике:
1. Нейронные сети могут предоставить педагогу готовые материалы, объяснения, примеры, помогая снизить рутинную нагрузку при подготовке к занятиям.
2. С помощью нейронной сети можно создавать презентации к занятиям, составлять планы уроков.
3. С помощью нейронной сети можно генерировать учебные материалы (упражнения и примеры, задачи, тесты, объяснения, видео, картинки и изображения).
4. С помощью нейронной сети педагог может внедрять игровые элементы в обучение, чтобы повысить мотивацию учеников - геймификация обучения.
5. С помощью нейронной сети можно внедрить в учебный процесс виртуальных помощников, которые будут отвечать на вопросы учеников и помогать им с заданиями.
6. Педагог может использовать нейронную сеть для анализа своей работы и поиска способов ее улучшения - поддержка профессионального роста и т.д.
Таким образом, нейронная сеть становится мощным инструментом в руках педагога, позволяя автоматизировать рутинные задачи, персонализировать обучение и повышать качество образовательного процесса. Однако важно помнить, что технологии не заменяют педагога, а лишь дополняют его работу, помогая сосредоточиться на самом важном — взаимодействии с учащимися и создании вдохновляющей образовательной среды. Успешное применение нейронных сетей требует от педагога понимания их возможностей и готовности к постоянному обучению.
На просторах интернета есть еще одна очень популярная платформа, которой пользуются педагоги ДТД и М - Pinterest.
Pinterest — это визуальный инструмент для поиска и публикации идей, изображений и другого медиа. В первую очередь ресурс рассчитан на картинки: их можно искать, сохранять, делиться ими с другими людьми. И все это можно использовать, применять педагогам на своих занятиях. Благодаря своей яркой визуальной привлекательности не удивительно, что сайт пользуется международной популярностью среди педагогов. Его богатый образовательный контент является ценным ресурсом (от идей для уроков и ресурсов до методов управления поведением).
Как педагоги дополнительного образования применяет данную платформу Pinterest в своей работе:
1. Поиск идей. В Pinterest есть все, что можно делать своими руками: свежие идеи, другое видение уже известного, новые формы работ. Pinterest — отличная копилка идей для художников, дизайнеров, фотографов и всех тех, кто работает с визуальным контентом.Щелкнув пин (картинки, гифки или видео), можно перейти на веб-сайт и получить дополнительную информацию по данному материалу, теоретический материал, пошаговый алгоритм выполнения. Найдя понравившийся пин, можно его сохранить, скачать в неограниченном количестве, поделиться с друзьями, отправляя их прямо в сообщении.
2.Поиск интересных изображений. Если для проекта, презентаций нужны картинки на определенную тематику, то в Pinterest можно найти подобный контент при помощи тегов. В случае необходимости можно даже связаться с автором поста на предмет использования картинок в своем проекте.
3.Можно подписаться на художников и дизайнеров, чтобы следить за их новыми работами.
4. Появился относительно новый формат контента на Pinterest – это коллаж. Можно составить композицию из предложенных картинок, своих сохраненных и даже готовых вырезок.
Pinterest — это мощный инструмент для педагога дополнительного образования, который помогает организовать учебный процесс, вдохновлять учеников и делать обучение более визуальным и увлекательным. Использование этой платформы позволяет педагогу экономить время, находить новые идеи и создавать персонализированный подход к обучению. Главное — активно использовать возможности Pinterest и адаптировать их под конкретные цели и задачи занятий.
Заключение. В деятельности педагога дополнительного образования нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в его стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов.
Каждый педагог – творец технологии, даже если он заимствует у кого-то. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Использование инновационных технологий позволяет вывести дополнительное образование на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/614934-innovacionnye-tehnologii-v-sisteme-dopolnitel