СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегрированный подход в обучении математики младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование переживает сейчас знаменательный период, связанный со стремлением и необходимостью всю учебно-воспитательную работу поднять на качественно новый уровень, определяемый Государственными стандартами начального образования.

Просмотр содержимого документа
««Интегрированный подход в обучении математики младших школьников»»

Слайд 1. Здравствуйте! Тема нашей проектной работы: «Интегрированный подход в обучении математики младших школьников»

Слайд 2. Образование переживает сейчас знаменательный период, связанный со стремлением и необходимостью всю учебно-воспитательную работу поднять на качественно новый уровень, определяемый Государственными стандартами начального образования.

Предметные результаты освоения математического материала основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС должны отражать:

1) овладение основами пространственного воображения, наглядного представления данных;

2) исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Одним из целенаправленных и содержательных уроков является интегрированный урок. Интегрированные уроки математики можно назвать творческим дополнением в процессе обучения, способом осуществления межпредметных связей .

Использование интегрированного подхода на уроках математики способствует эмоциональному развитию личности, самообразованию, воспитанности учащихся.

Слайд 3. Курс математики для начальной школы 1-4 классов является частью единого непрерывного курса математики 1-11 классов, который разрабатывается в настоящее время с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

В составлении учебных программ и учебников возможны два варианта построения их содержания: а) линейное, б) концентрическое.

При линейном построении все время осуществляется переход к новому материалу. Каждый предыдущий материал является основой для следующего, причем, благодаря наличию смысловой зависимости, последующий материал зависит от предыдущего[12]. Такое построение наиболее часто встречается в программах и учебниках для старших классов.

При концентрическом построении курса одинаковый учебный материал вводится поочередно на разных уровнях обучения. Каждый из этих уровней составляет определенный цикл, или, назовем концентр. Первоначальный концентр содержит лишь наиболее важные положения, которые в последующих концентрах излагаются более подробно, полно[12]. Такой подход намного облегчает запоминание и понимание, а также овладение математическими навыками и мышлением.

Слайд 4. Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании математики, развивает потенциал обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий.

По сравнению с традиционными формами обучения интегрированный

подход гарантирует:

  • рост качественной успеваемости,

  • повышение прочности знаний обучающихся,

  • повышения уровня сформированности ключевых компетенций.

При построении традиционного начального курса математики в основу положены следующие принципы[15]:

1. Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в их взаимосвязи. Например, при изучении арифметических действий раскрываются зависимости между их компонентами и результатами.

2. В процессе изучения математики каждое математическое понятие получает свое развитие, т.е. постепенно раскрываются его новые свойства, связи с другими понятиями. Например, после ознакомления с умножением, через несколько уроков вводятся термины, еще через несколько уроков - перестановка множителей и т.д.

Сходные или связанные между собой вопросы рассматриваются в сравнении. Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию,

которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.

Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция,

которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);

2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении;

5. интегрированные задания.

Слайд 5. В настоящее время в системе российского образования существует несколько программ, разработанных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Программа начальной школы «Школа 2100»

Под редакцией А.А. Леонтьева.

В системе «Школа 2100» автором учебника является Л.Г. Петерсон. Разработан и выпущен учебно-методический комплект в виде «учебник-тетрадь» на печатной основе для начальных классов. Программное распределение тем по годам обучения проводится по сборнику «Школа 2100».

Слайд 6. Программа начальной школы «Перспективная начальная школа».

Под редакцией Р.Г.Чураковой. Главная задача педагогов, которые работают по этой системе: оптимальное развитие и поддержка индивидуальности каждого школьника в зависимости от возраста, интересов, способностей, уровня развития, склонностей. В процессе обучения ребенок то сам становится учителем, то возвращается на место ученика, а иногда выступает в качестве организатора процесса.

Слайд 7. Программа начальной школы «Начальная школа 21 века»

Под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

В системе «Начальная школа XXI века» автором учебника является Н.В. Рудницкая. Каждый комплект учебников математического содержания включает в себя следующие основные понятия начального курса математики[9]: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Слайд 8. Программа начальной школы «Школа России»

Под ред. А. Плешакова. Моро. Эта программа существует десятки лет. Именно по ней школьники учились в советское время. Однако система все же претерпела некоторые перемены. «Школа России» предусматривает тщательную отработку навыков (письмо, чтение, счет).

Слайд 9. Программа начальной школы «Гармония»

В системе «Гармония» авторами учебников по математике являются Н.Б. Истомина и И.Б. Нефедова. Разработаны и выпущены учебники для 1-4 классов начальной школы с соответствующими тетрадями на печатной основе.

Реализация данной концепции обеспечивает:

- тематическое построение курса;

- новые методические подходы к изучению математических понятий;

- новые методические подходы к формированию вычислительных навыков и умений.

Слайд 10. Программа начальной школы «Классическая начальная школа»

В ее основе – классические принципы дидактики, наиболее важные теоретические положения, которые проверены многолетней педагогической практикой. Эта целостная система позволяет формировать навыки, умения и знания школьника согласно индивидуальным особенностям и потребностям каждого.

Слайд 11. Программа начальной школы «Перспектива»

Научный руководитель Л.Г. Петерсон.

Эта система предусматривает развитие и таких навыков, как умение ориентироваться в непростой ситуации, способность строить свои высказывания и адекватно воспринимать речь собеседника.

Слайд 12. Программа начальной школы «Планета знаний»

Особенность этой программы - во всей ее структуре предусмотрено единство. Все учебные комплекты созданы по одному принципу. Во всех встречаются маршрутные листы, которые предваряют новую тему, они весьма наглядно объясняют ребенку его учебную задачу, предусмотрены задания разного уровня сложности. Именно это позволяет организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей младших школьников. 

Слайд 13. Программа начальной школы Л.В. Занкова

В основе системы Л.В. Занкова идёт упор на самостоятельность обучающегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а создаёт условия для того, чтобы обучающиеся сами находили их. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а обучающиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний.

Слайд 14. Программа начальной школы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

На основе анализа «Программы для начальной общеобразовательной школы. Система В.В. Давыдова» и статьи Э.И. Александровой «Особенности нового курса математики в начальной школе» А.В Белошистая так же выделяет ориентировочное программное распределение тем по каждому классу.


Выводы

Изучив психолого-педагогическую литературу, было выявлено, что интеграция является необходимой в начальной школе, так как даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально.

Была определена возможность использования интегрированных заданий

на уроках в начальной школе, так как интегрированные задания дают возможность создавать благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий. Обучающиеся овладевают умением вести самостоятельный поиск, отбором информации, ее преобразованием, сохранением, передачей и презентацией.

Слайд 15. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:

  1. это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

  2. это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Приоритетными идеями интегративного образования являются личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, системность в обучении, проблемность обучения, диалогичность и рефлексия деятельности.

В настоящее время принято различать несколько видов интеграции (на слайде).

В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний установить существующие связи между ними.

Чтобы определить наличие интегрированных заданий в содержании

учебных предметов, их количество и предметную область, были проанализированы учебники математики учебно-методическихкомплектов: «Планета знаний» (авторы М.И. Башмаков, М. Г.Нефедова) и «Школа 2000» (автор Л.Г. Петерсон). Приведем примеры интегрированных заданий из данных учебников математики.

УМК «Планета знаний» Авторы: М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова 2 класс. стр. 5. №5

Слайд 16. Задание 1.

Загадки про цифры и числа

А) Эту цифру очень не любят велосипедисты?

Б) Сколько людей одного не ждут?

В) С цифрой … на медной бляшке,

В синей форменной рубашке (С. Маршак)

Г) Какой число в названии этой картины? (изображена картина И.А.

Айвазовского «Девятый вал»).

Задание интегрированное, т.к. для его выполнения требуются знания из литературы и изобразительного искусства.

Слайд 17. Задание 2.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится… (Ф.И. Тютчев)

- Подсчитай число букв в каждом слове и в каждой строчке.

- Найди строчку, в которой 17 букв.

- Вспомни четвертую строчку этого стихотворения и подсчитай в ней

число букв.[5]

3 класс, 1 часть. стр. 54, №9

Слайд 18. Задание 3. Когда родился Михаил Юрьевич Лермонтов, Пушкину было 15 лет. В год смерти Пушкина (1837) Лермонтов написал прославившее его

стихотворение «На смерть поэта». Сколько лет исполнилось Лермонтову в тот год?

Это задание интегрированное, т.к. для его выполнения требуются знания из истории и литературного чтения.

УМК «Школа 2000». Автор Л.Г.Петерсон

Слайд 19. Задание 1.

Кто стоит перед, за, между?


Задание 2.

Расположи предметы в нужных местах.


Над … солнце, на… дым, около …дерево, под … яблоко, перед … цветы [10].

Слайд 20. Задание 3. 1 класс

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

С. Маршак

- Какой шестой день недели?

- Какой шестой месяц года?

Слайд 21. Задание 4.

А вот это цифра два,

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

С. Маршак

- Какой второй день недели?

- Какой второй месяц года? Чем тебе нравиться этот месяц?

Слайд 22. Методистами, докторами педагогических наук С.И Волковой и О.Л. Пчёлкиной был разработан и предложен интегративный курс «Математика и конструирование». Основу создают мыслительная деятельность и теоретические знания, а формирование конструкторских умений и навыков, развитие мышления, способствуют актуализации и закреплению математических универсальных учебных действий[7].

Задание 1.

Зайчик и Мишка взялись за разные концы верёвки. Нарисуйте верёвку. Рассмотри возможные случаи. Назовите полученные геометрические фигуры.

Задание 2.

В фигуре, изображающей стрелу, переложите 4 палочки так, чтобы получилось 4 одинаковых треугольника.


Слайд 23. Задание 3. Найди на рисунке и закрась разноцветными карандашами все прямоугольники.


Слайд 24. Задание 4. Дорисуй фигуры, составленные из трех равных квадратов так, чтобы получились изображения каких-либо предметов, зверей, птиц и др.



Слайд 25. Вывод: Изучив интегрированные задания в разных программах, было выявлено, что интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся на уроке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.

Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.

Таким образом, интегрированный процесс обучения на уроках математики способствует систематизации знаний. Умения становятся обобщенными, комплексными, развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Личность становится всесторонне развитой.