Сегодня я поделюсь с вами классной техникой, которая является ответом на вопрос, как подготовится к экзамену, как быстро выучить, как генерировать идеи, как работать над проектом, как принять решение, как подготовить презентацию. И техника эта называется составление интеллект карт. Придумал её Тони Бьюзен в 1960 году и до сих пор она является очень эффективным методом. По составлению интеллект карт существуют чемпионаты, а некоторые продвинутые профессора в вузах практикуют метод составления интеллект карт и требуют от студентов составление интеллект карт. Так что такое интеллект карта, как её составлять и как ею пользоваться, я вам сегодня расскажу. интеллект карта представляет собой визуализацию мышления. Я думаю многие из вас на просторах интернета сталкивались с схемами, напоминающем дерево. Это и есть интеллект карты. По сути это разноцветная диаграмма сделанная на какую то тему. Польза интеллект карты заключается в том, что она отражает всю информацию сразу, что огромное количество информации может заменить интеллект карта, кучу различных схем и списков, может заменить одна интеллект карта. А так же благодаря тому, что в процессе составления интеллект карты включается в работу два полушария и подключается творческое мышление, мы начинаем генерировать идеи, особенно это большой плюс для тех у кого деятельность связана с творчеством. В таком случае интеллект карта становится отличным помощником в развитии какого, то проекта, в мозговом штурме, в раскручивании какой то идеи. Так же интеллект карта помогает запомнить очень хорошо информацию. Вообще интеллект карта создавалась, как мнемотехника, техника для запоминания. было проведено исследование, которое показало. что те студенты. которые пользовались интеллект картами, на 70% процентов запоминали эффективней информацию, чем те ребята, которые пользовались схемами. таблицами, более классическими формами. К стати есть интересный факт, что из-за того при составлении интеллект карт у нас работает два полушария, те ребята, которые отстают в учебе, но у них развито творческое полушарие. Они эффективней начинали учится и становились одними из лучших. Почему это так эффективно? Давайте проведем эксперимент! Я вам сейчас скажу слово, а вы подумайте какие ассоциации идут сразу к вам в голову. Отследите цепочку мыслей. Это слово "каша". У каждого из нас вплывают разные воспоминания: позитивные или негативные. Кто-то из нас вспоминает вкусную любимую кашу, самую вкусную кашу, как она пахнет, с какой тарелку он её кушал. А кто-то из нас начинает чувствовать тошноту, эти мерзкие комочки, этот мерзкий запах. И начнут вспоминать, как его в садике воспитатели заставляли есть эту мерзкую кашу. Я уверенна, что не кто из вас не стал вспоминать, как правильно пишется это слово "каша", проводить морфологический анализ слова, её химический состав. Наш мозг мыслит органически: ассоциации, визуальный образ, воспоминания, которые въелись в память, грубо говоря наш мозг мыслит интеллект картами. В мир дошкольного образования ителлект карты пришли с помощью нашей землячки кандидату педагогических наук Валентина Михайловна Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. С помощью интеллектуальной карты дети быстрее запоминают информацию, с её помощью развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Преимущества интеллект - карты – это наглядность, привлекательность и запоминаемость и при этом, активность самих детей. Использовать этот метод можно как на этапе ввода в новую тему, так и на обобщающем этапе. Интеллект-карта помогает детям запоминать материал благодаря использованию образов и цвета А теперь давайте перейдем от теории к практике. я вам постараюсь разложить подробно.При составлении интеллект – карты мы с детьми используем фломастеры, цветные карандаши, маркеры, картинки и т.д. Лист нужно располагать горизонтально. Главная идея (тема занятия) помещается в центре листа. Для ее изображения использую рисунки, картинки, в подготовительной к школе группе напечатанные или написанные крупным шрифтом слова. Для каждого ключевого момента проводим расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). В процессе работы добавляем с детьми символы и иллюстрации. От темы нашей интеллект карты отходят основные ветви - это главные аспекты нашей темы. Они должны быть красочные, разноцветные. От толстых ветвей должны идти более тонкие. Предлагаю примеры последовательности работы при составлении интеллект - карты по закреплению изученного материала. Детям обозначается тема (овощи, фрукты, домашние животные, объекты живой и не живой природы, цветы и. т. п). Они называют слова-существительные и рисуют то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки (можно подбирать и слова-действия). В любом случае, дети, по оформленной ими интеллект-карте, составляют и проговаривают предложения. Отдельные предложения включаются в связные рассказы. Каждый ребёнок предлагает объект для изображения по определённой теме, выбирает способ изображения (картинка, схема, рисунок), инструмент (карандаш, фломастер, маркер), а самое главное, он обосновывает свою точку зрения, слушает других детей. Метод интеллект – карт помогает мне и в индивидуальной работе. Индивидуальное составление интеллект - карты с ребенком по отработке лексических тем прочно закрепляет в памяти ребенка пройденный на занятиях материал. После индивидуально составленной интеллект - карты, ребенок может свободно пользоваться не только отработанной лексикой, но и грамматическими конструкциями, усвоенными в ходе практической деятельности. Закрепление материала происходить не путем заучивания, а в результате непроизвольного запоминания. Использование и применение мною в работе интеллект - карт в образовательной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, даёт положительные результаты: повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал. В процессе работы у детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи. Связная речь детей стала логичнее, грамотнее, расширился пассивный и активный словарь. Используя этот метод, я обратила внимание на то, что у детей появилось желание участвовать в совместной деятельности (каждый привносит в карту своё видение темы), налаживать партнёрские отношения среди сверстников. На мой взгляд, метод интеллект – карт - это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании.
Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений. Мотивацию для создания карт - планов дети придумали сами, вспомнив про любимых детских персонажей из мультфильма. Их герои близки и понятны дошкольникам. Ребята всегда с большим желанием откликаются на любую воображаемую ситуацию. Так есть предложение назвать интеллектуальную карту - «помогатором», из известного мультфильма про Фиксиков, которая помогает решать разные жизненные проблемы героев. Во время обсуждении с детьми темы недели «Осень в гости к нам пришла» для систематизации знаний и пополнения и обогащения предметнопространственной среды продуктами детской деятельности, возникла необходимость создания «интеллектуальной карты» или как ее назвали дети «помогатор». Так у карты появилось понятное детям название - «Карта помогатор», которая представляет собой лист ватмана в центре картинка обозначающая тему карты. От нее в разные стороны расходятся стрелки дорожки обозначающие подтемы, которые наполняются информацией. Взрослым важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления интересные дошкольнику. Карта помогает мотивировать ребенка к организации познавательно –исследовательской деятельности: созданию фотографий, поиску картинок, собственному изображению различных предметов и явлений с помощью знаков и символов. Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности. В познавательно-исследовательской деятельности для систематизации знаний в области естествознания, математики, природы и формирования познавательной мотивации. Большую роль играет интеллектуальная карта в проектной деятельности. Она позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать умозаключения и выводы. Создание карты помогает наладить эффективное сотрудничество детского сада с семьей. У родителей появляется хорошая возможность стать активным участником в организации воспитательно-образовательного процесса. Алгоритм составления интеллектуальной карты в познавательноисследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 1. Главная тема располагается в центре листа (наклеивается картинка, рисуется символ). Лист располагается горизонтально или вертикально. 2. От центральной темы проводятся расходящиеся ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. 3. Маленькими веточками и или столбиком размещается содержание подтемы. В процессе моделирования добавляются картинки, символы и иллюстрации. Алгоритм создания интеллектуальных карт - Постановка цели – рождение идеи создания карты – плана по теме проекта. - «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой. - Создание карты – структурирование имеющейся у детей информации. - Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой. - обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями. - Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц) активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту. - Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры, картинки. В процессе моделирования добавляются символы, фотографии и иллюстрации. 3.4. Результативность применения интеллектуальных карт: Объем информации по представленной теме размещен на 1 странице, поэтому легко определить объем знаний. Интеллектуальная карта уникальна, так как по одной теме в группах разные дети составляют разные карты (подбирают картинки, символы; знаки те которые они считают нужными). Благодаря тому, что карта разбита на блоки, карта хорошо запоминается; Интересна, как воспоминание о проделанной работе. Интересно дополнить карту через год. Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, возникают идеи, появляется возможность дописать, дорисовать. В ходе реализации образовательной программы дошкольного образования в группе систематически меняется РППС в соответствии с темой недели, или темой проекта. В группе имеются центры активности: центр природы и науки, конструирования, творческая мастерская, центр математики и счета и др. в каждом центре помещается материал по теме недели. На интерактивном стенде группы всегда уместно будет разместить карту – копилку которая будет пополняться в течение недели. В составлении интеллектуальной карты могут участвовать В составлении интеллектуальной карты могут участвовать: - педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ); воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности); - дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее - умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала)