СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан совместно с учителем математики. Урок-практикум, который интересно провести после изучения всей темы числительное

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе»

Русский + математика: Интегрированный урок в 6-м классе "Имя числительное"


Цели урока:
1) Обучающая: правописание терминов русского языка и математики; умение отличать качественные числительные от порядковых; знание рядов количественных числительных (целые, дробные, собирательные); умение склонять числительные по падежам; отличие числительных от существительных.
2) Развивающая: употребление в речи числительных (фразеологизмы и пословицы); устная речь (сообщения).
3) Воспитывающая: уважение к родному языку и слову, истории страны (старинные русские меры длины; загадка Российского флага; древнерусские имена; русские пословицы); интернациональные чувства, осмысление единства всех людей, живущих на планете (история марафонской дистанции; загадки происхождения различных числительных из серии: "А знаете ли вы, что...").

I. Вступительное слово учителя математики
Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. На канале "Культура" есть программа "Азбука", обучающая грамотному произношению. В Государственной Думе рассматривается закон, по которому предусматривается применение штрафа к официальным лицам, злоупотребляющим иностранными словами.
Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Сегодня мы повторим некоторые арифметические действия дробями. И все это будет связано со склонением числительных.
Надеюсь, что этот урок поможет вам научиться говорить правильно и вы не попадете в "Парад грамотеев", которые пишут в школьных сочинениях: "Его лицо было овальным, как прямой угол"; "На крыше было много голубей, человек 40".
II. Вступительное слово учителя русского языка
Удивительная тема: "Имя числительное"! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики, а на уроках русского языка мы только что закончили эту тему.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.
III. Словарный диктант

На экране – иллюстрация. Ребята среди различных элементов рисунка должны выписать термины русского языка и математики (например: миллиметр, сантиметр, дециметр, километр, процент, одиннадцать, девяносто, сто, триста, тысяча, миллион, миллиард).
Указать среди всех терминов – числительные.

IV. Учитель предлагает прочесть на экране текст - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

3 - три.

Есть у нас 3 сесЗцы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухиЗться

Рассказать о троих?

У одной, что в СЗжове,

Над окошком жил сЗж.

СЗчь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко).

Вопросы классу:

  1. Почему трудно читать эти тексты?

  2. К какому стилю они принадлежат?

  3. Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

  4. Какая запись числа принята?

  5. Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Ученики

самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об

употреблении его в научном и художественном тексте.)

V. Четвертый лишний
Задание N 2 по русскому языку (подчеркнуть лишнее слово в ряду):
1) двое, трое, три, пятеро;
2) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
3) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый;

4) двадцать, тридцать, сороковых, пятьдесят.
Я вам дала дополнительное задание узнать о происхождении числительного 40 ..
История числительного 40
В старину это число называли "четыредесять", четыре десятка, и считали сороками. Говорили: "В Москве сорок сороков церквей" (то есть 1600 церквей).
Откуда же произошло числительное 40? Сорок - это мешок с четырьмя десятками собольих шкурок, которых как раз хватало, чтобы сшить шубу. Шкурки самых ценных черных соболей складывались в сорок, или в сорочку, а попросту в мешок, от этого старинного названия мешка (сорочки) и пошло название числительного 40.
Число 40 издавна считалось мрачным и мистическим: 40-летие не принято отмечать за праздничным столом. Сорокоуст - это молитва по умершему в течение 40 дней. Сорокадневный пост соблюдают верующие, помня о 40 мучениках.
VI. Работа по экспериментальному учебнику развития речи, чтение упр. 12:

Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

"Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы к упражнению:

  1. Что мешало мальчику решить задачу?

  2. В каком стиле написан текст?

  3. Что помогло бы мальчику в решении?

  4. Каким должен быть стиль текста?

  5. Каковы приметы научного стиля?

  6. (Учитель математики:) Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

Краткое условие задачи на доске:

10 аршин по 3 р. 64 к.

? р.

10 аршин по 2 р. 36 к.

Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.

  1. 364X10=3640 (к.)

  2. 236X10=2360 (к.)

  3. 3640+2360=6000 (к.) =60 р.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.

Итог: надо верно употреблять числительные в речи.

VII. Физкультминутка для глаз
Голова неподвижна. Движение только для глаз: 1) закрыть глаза, расслабиться; 2) посмотреть на учителя, потом по кругу, вверх, вправо (в угол), вниз, на учителя, вверх, влево (в угол), вниз, на учителя, "рисовать" глазами восьмерку (за указкой); 3) резко зажмурить глаза, посмотреть на учителя (3 раза); 4) опустить глаза, расслабиться.

VIII. Запись числа и числительного.

1. Учитель русского языка проводит беседу.

Вопросы:

  1. Как записывают число в математике и в русском языке?

  2. В чем разница записи?

  3. Почему по-разному записывают число?

2. Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм.

Одиннадцать восьмых, двенадцать десятых, шестнадцать двадцатых.

Учитель математики:

  1. покажите математическую запись данных чисел,

  2. что они обозначают, что можно сделать с ними?


XI. Задание по русскому языку

Просклонять числительные: коробка с (двенадцать карандашей); находится в (восемнадцать километров); прибавили к (тринадцать рублей); вычли из (четыре килограмма); более (сто пятьдесят метров).


XII. И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.

Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.

Например:

х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х=25 - икс равен двадцати пяти;

р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;

р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Игра "Эксперт".

В ходе игры ребята решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение.

Учителя назначают двух ребят из класса экспертами по математике и речи, объяснив предварительно значение этого слова:

Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса.

"Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях.

Решить уравнение устно

а) х+37=85 в) 85-х=36

б) 156+у=218 г) х-94=18

д) х + 2/5 = 4/5 е) 1 - у = 5/6

г) х – 3/7 = 2 4/7


Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.

1) Из сказки Жуковского "Спящая царевна":



И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?..


2) Из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила":

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.


XII. Загадка Российского флага
Российский флаг представляет собой полотнище из трех цветных полос: белой, синей и красной. Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчета и числительных и здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или синий. Поэтому белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. А красный цвет - это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем на самом деле, поэтому красную надо сделать шире.
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину. Давайте выясним их количественное соотношение.(задание по математике)

Таким образом, полосы разного цвета на Российском флаге соотносятся так: 30:33:37. Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.
XIII. Древнерусские имена
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза

Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.

XIV. Итоги урока.

Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно?


XV.Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числительные.