Буквы Ё-О после шипящих в корне Урок русского языка в 5 классе
Буквы Ё-О после шипящих в корне.
Урок русского языка в 5 классе
Приходько Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Копёнкинская СОШ
Словарно-орфографическая работа
Современное ..дание, ..жечь дотла, ..брить волосы, ..гладить неприятное впечатление, ..дать конспект, ..дешний житель, бе..бородый, бе..цельный, в..бираться (на дерево), .. борный пункт, ..жатое изл..жение, предл..ать, предпо..ложение, прил..гательное, прол..жить.
Лингвистическая сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий .
- А какие шипящие согласные вы знаете?
- Что мы еще о них знаем?
Лингвистическая сказка
- С буквами Я , Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё. То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Внимательно прочитайте слова
Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.
- Значение каких слов вам незнакомо?
- Что общего между этими словами?
- Какой звук слышится после шипящих?
- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё ?
Работа в тетрадях и на доске
- Запишите слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О после шипящих.
Пчёлка, шёлк, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей .
- Подберите к каждому однокоренное слово.
- Какую особенность вы заметили?
- Сформулируйте самостоятельно правило.
- Познакомимся с правилом из учебника и сравним их.
Сделайте вывод
Корень нужно проверить, подобрав однокоренные слова.
Если в однокоренном слове пишется Е , то и в слове пишется Ё, если нет, то пишется О .
- жёлудь – желудевый
- шёлк – шелковистый
С Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
«Мой капюшон! О, так ужасно!»
И Буратино был таков.
- Какие слова вам встретились в этом стихотворении?
- Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон.
- Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?
Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их написание нужно запомнить.
.
Ш о мпол, ш о к о лад, ш о фёр, крыж о вник,
Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник,
Капюш о н, ж о кей, чащ о ба,
Ш о рох, ч о порный, трущ о ба.
- Составьте с этими словами словосочетания.
Словарь
- Маж о рный – бодрый, весёлый; (относится к музыке). Мажорное настроение(перен.).
- Ч о порный (о человеке) – строгий в соблюдении правил поведения.
- Ш о рник - мастер, изготовляющий конскую упряжь.
- Ж о кей - профессиональный наездник на скачках.
- Чащ о ба – чаща, глушь.
- Трущ о ба - 1) труднопроходимое место (лесные трущобы); 2) глушь, захолустье.
- Анч о ус - маленькие серебристые рыбки с зеленовато-черной полосой .
- Изж о га - это чувство жжения в области груди.
- Ш о мпол - стержень для чистки ствола в ручном. огнестрельном оружии
- Артиш о к - многолетнее южное огородное растение.
Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е.
3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово — пишем О.
- Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.
- Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.
Но существует одна особенность в правиле «Буквы ё – о после шипящих»
- Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным - пишем О, если глаголом - пишем Ё.
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
- Найдите слова-омофоны
- Сделайте вывод
Закрепление изученного материала
- 1. Упр. 457 — комментированное письмо.
- 2. Упр. 458 — выразительное чтение, выполнение заданий (самостоятельно).
- 3. Упр. 459 — выполнение заданий (самостоятельно).
Словарная работа
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 38, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания
Тестовое задание
- В каком слове пропущена буква о?
1) ш..рстка;
2) расч..ска;
3) ч..лка;
4) ш..рох.
Подведение итогов
Можно ли проверить ударением буквы ё — о после шипящих в корне?
Домашнее задание
2. Упр. 460 — составить словарный диктант.
3. Рабочая тетрадь: задания 112, 113 (с. 58-59).