СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испарение и конденсация -конспект урока физики 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Испарение и конденсация -конспект урока физики 8 класс»

Класс: 8 класс


Тема урока: Испарение и конденсация


Цель урока:

Образовательная:. учить учащихся навыкам коммуникативной компетенции на основе изученных учебных действий по теме; формировать у учащихся целенаправленную и мотивированную активность, направленную на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ

учащиеся получат возможность научиться применять полученные знания на практике.

Личностные: У обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.

Ученик получит возможность для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда формировать способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

Метапредметные: учащиеся научатся формулировать мысль в понятной собеседнику форме; учащиеся получат возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  2. Формы работы учащихся: парная и фронтальная.

Технологическая карта урока


1. Организационный этап.

Сегодня мы отправимся путешествовать в мир неизвестных явлений. Начать урок мне хочется словами А.С.Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещения дух,

И опыт – сын ошибок трудных

И гений – парадоксов друг».

Этими прекрасными строками поэт выразил процесс познания природы. И сегодня мы познаем и откроем для себя так часто встречаемые вами явления природы. (слайд 2)


2.Мотивационное начало урока.


Проблемный эксперимент:

На столе учителя емкость с водой.

- Измениться ли объем воды до нашего следующего урока?

- А почему это происходит?

(Происходит испарение.)

Фронтальный эксперимент

Подышите на стеклышко (зеркальце).(слайд 3)

Что вы наблюдаете?

Как и почему меняется картина на стеклышке?

Как называется происходящие явления?

А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Испарение и конденсация

_Выясним особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотрим энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; выясним зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.

-Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту.

А как вы думаете, к каким результатам мы должны прийти к концу нашего урока?

( В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации). 

3. Подготовка к восприятию новой темы.

- Ребята, давайте ответим на следующие вопросы: (слайды 4, 5)

1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2.В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?

4.Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?

5.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Взаимодействия?

6.Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

7. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?

4. Освоение нового материала.

_ Итак, из ваших ответов можно сделать вывод: парообразование - это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое  подразделяется на испарение и кипение.

Определение записывается в тетрадь. (слайды 7, 8)

А теперь давайте на основе знаний теории о молекулярном строении вещества попробуем построить модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые нами в природе и быту. (рисую на доске)

Пусть мы имеем сосуд, в которой находится жидкость, изобразите молекулярную модель этой жидкости.

Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко.

Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу, находящуюся у поверхности жидкости и

внутри неё. Каким молекулам легче покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. Какой из них вероятность покинуть жидкость больше?

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. (в бланке опорного конспекта записать модель: наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости )

А что образуется над жидкостью в результате её испарения? (пар)

Какое определение можно дать явлению испарения? Дайте определение явлению испарения.

Испарение-это парообразование, происходящее с  поверхности жидкости. (Определение записывается в тетрадь.)

При испарении энергия поглощается.

Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)

Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)

Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)

Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.

Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? (температура понизится)

Какой можно сделать вывод?

Ответ: При испарении происходит понижение температуры.

Вывод записывается в тетрадь


Обсуждение проблемных вопросов(в паре):

  1. В каком стакане – с холодной или с горячей водой испарение происходит быстрее?

2. Где быстрее высохнет вода: в стакане или в блюдце, в ведре или в луже? 

3. Что испаряется быстрее: вода или спирт?

4. Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду?

Т.е. мы видим, что скорость процесса испарения зависит от разных причин.

В тетради записывается общий вывод:

Скорость испарения зависит от: наличия ветра;

температуры;

рода вещества

площади поверхности испарения.

Испаряются и твердые тела. Данный процесс называется сублимацией.

Роль испарения в жизни человека (слайд 9)

Оказание первой медицинской помощи

-вызвать врача;

-до прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;
-взять мягкую тряпочку, воду (капнуть в нее несколько капель уксуса или спирта);
-тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;

-дождаться врача;

Если будет необходимость, эту процедуру можно повторить.


Создание проблемной ситуации:

Учитель: Пусть на столе находится сосуд с  водой.

Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости?

Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?  Почему масса жидкости при этом не изменяется? 

Ученики дают ответы.

Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. (слайд 10) Конденсация сопровождается выделением энергии.

При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.

 А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. (слайд11). 

5. Применение полученных знаний.

- Ребята, мы с вами путешествуем в мире неизвестных явлений. Давайте сделаем остановку на двух станциях:

1станция «Лирическая»:

- Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро… Стоит густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении?

(Туман в воздухе и роса на траве – это конденсация водяных паров)

-Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?

( Роса выпадает к утру, когда воздух становится прохладнее, поэтому месяц ее еще не видел, а как только солнышко взошло, роса испарилась.)

2 станция «Практическая» (слайд 12) Закрепление знаний.

Применение полученных знаний:

  1. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают в вверх?

(Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.)

  1. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с понижением температуры).

3.Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду).

4. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящегося в воздухе).


6.Подведение итогов и рефлексия.

- Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Давайте сравним ваши ожидания с результатом. Достигли ли вы цели в познании? Какие трудности были при этом? Что было более интересным и что помогло вам расширить кругозор?


Заслушиваются высказывания учеников. 

Учитель выставляет отметки за урок ученикам.

7. Домашнее задание: базовый уровень: §16-17, упр. 9 (зад. 7).

5