СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

(Из опыта работы учителя биологии Донецкой школы-интерната І-ІІІ ступеней № 10 Козлова С. Н.)

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках биологии»

«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» Из опыта работы учителя биологии Донецкой школы-интерната І-ІІІ ступеней № 10 Козлова Сергея Николаевича   17.10.16

«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Из опыта работы учителя биологии

Донецкой школы-интерната

І-ІІІ ступеней № 10

Козлова Сергея Николаевича

17.10.16

Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли  - это поручить другому родить твое дитя.  Есть мысли, которые надо самому рожать в муках,  и они-то и есть самые ценные.    Я. Корчак   17.10.16

Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другому родить твое дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то и есть самые ценные. Я. Корчак

17.10.16

Содержание опыта. Цели и задачи.  В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,  происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.   17.10.16

Содержание опыта. Цели и задачи.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,  происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

17.10.16

 Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих ни только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов, реализуя  при этом следующие цели и задачи:    17.10.16

Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих ни только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов, реализуя  при этом следующие цели и задачи:

17.10.16

1.     Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:   - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;       - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;     - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).                       17.10.16

1.     Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

      - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

    - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).                    

17.10.16

 2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:       -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.    17.10.16

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

      -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

17.10.16

      3.Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;       -выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Поставленные цели и задачи  заставили меня  изучать методические приемы применения компьютерных технологий на уроках, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.     17.10.16

      3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

      -выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Поставленные цели и задачи  заставили меня  изучать методические приемы применения компьютерных технологий на уроках, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.  

17.10.16

 Анализируя опыт  работы, проблемы обучения в современной школы, в  том числе и прогрессирование пассивности большинства  нынешних учеников к учению,  характеризуя все используемые методы преподавания предметов, можно сделать выводу, что на сегодняшний день  одним из наиболее действенных способов повышения мотивации учащихся к изучению  биологии  является ИКТ. Возникает идея совместить «полезное с приятным», а именно: школьники все больше времени проводят за компьютером, так пусть это времяпровождение будет познавательным, увлекательным , помогает при подготовке к урокам и в получении новых знаний.   17.10.16

Анализируя опыт  работы, проблемы обучения в современной школы, в  том числе и прогрессирование пассивности большинства  нынешних учеников к учению,  характеризуя все используемые методы преподавания предметов, можно сделать выводу, что на сегодняшний день  одним из наиболее действенных способов повышения мотивации учащихся к изучению  биологии  является ИКТ. Возникает идея совместить «полезное с приятным», а именно: школьники все больше времени проводят за компьютером, так пусть это времяпровождение будет познавательным, увлекательным , помогает при подготовке к урокам и в получении новых знаний.

17.10.16

   В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.   17.10.16

  В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

17.10.16

 В изучении школьного курса  биологии  выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:   - наглядное представление объектов и явлений микромира;   -изучение биохимических процессов;   -изучение природных процессов и явлений   -моделирование биологического эксперимента;     -система тестового контроля - широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.    17.10.16

В изучении школьного курса  биологии  выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  - наглядное представление объектов и явлений микромира;

  -изучение биохимических процессов;

  -изучение природных процессов и явлений

  -моделирование биологического эксперимента;  

  -система тестового контроля

- широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

17.10.16

 Ни только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.  Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды.  Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных  биологических  процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз  и другие сложные биохимические процессы.   17.10.16

Ни только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды.

Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных  биологических  процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз  и другие сложные биохимические процессы.

17.10.16

  17.10.16

17.10.16

 Специфика биологической   информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:  · скрыты от глаз наблюдателя;  · все процессы происходят в динамике.     Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.     17.10.16

Специфика биологической   информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе: · скрыты от глаз наблюдателя; · все процессы происходят в динамике.   Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.

17.10.16

 Проанализировав биологические знания учащихся, я пришёл к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.   17.10.16

Проанализировав биологические знания учащихся, я пришёл к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

17.10.16

 Формы использования ИКТ  При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы  ИКТ, а именно: 1         Готовые электронные продукты , которые  позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.   2         Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.   17.10.16

Формы использования ИКТ

При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы  ИКТ, а именно:

1         Готовые электронные продукты , которые  позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2         Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

17.10.16

Фотопрезентации уроков   17.10.16

Фотопрезентации

уроков

17.10.16

  Среди программных средств чаще всего использую  Power Point, Microsoft Office Word , программные продукты по предметам.   17.10.16

Среди программных средств чаще всего использую  Power Point, Microsoft Office Word , программные продукты по предметам.

17.10.16

Значение использования ИКТ для учителя   Использование ИКТ на уроках биологии имеет ряд преимуществ, которые помогают в работе учителю, а именно: -  экономия времени на уроке; -  глубина погружения в материал; -  повышенная мотивация обучения; - интегративный подход в обучении;   -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; -возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; - привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.   17.10.16

Значение использования ИКТ для учителя

Использование ИКТ на уроках биологии имеет ряд преимуществ, которые помогают в работе учителю, а именно:

-  экономия времени на уроке;

-  глубина погружения в материал;

-  повышенная мотивация обучения;

- интегративный подход в обучении;

  -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

-возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

17.10.16

Что бы хотелось иметь и что нужно для обеспечения учебного процесса в современной школе?   17.10.16

Что бы хотелось иметь и что нужно для обеспечения учебного процесса в современной школе?

17.10.16

Что даёт только одна мультимедийная доска? Преимущества для учителя:      -позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.      -поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.      -позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.       -вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.   17.10.16

Что даёт только одна мультимедийная доска? Преимущества для учителя:     -позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.     -поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.     -позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.      -вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

17.10.16

Преимущества для учащихся: -делает занятия интересными и развивает мотивацию.   -предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. -учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. -позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. -учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.   -отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.   17.10.16

Преимущества для учащихся:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  -предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  -отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

17.10.16

 Этот ресурс, ни смотря на все перечисленные преимущества в образовательном процессе, пока отсутствует в нашей школе, и применить его нет возможности, но изучая методику его применения надеюсь на то, что в скором будущем такие знания пригодятся и будет возможность передать их школьникам.   17.10.16

Этот ресурс, ни смотря на все перечисленные преимущества в образовательном процессе, пока отсутствует в нашей школе, и применить его нет возможности, но изучая методику его применения надеюсь на то, что в скором будущем такие знания пригодятся и будет возможность передать их школьникам.

17.10.16

  17.10.16

17.10.16

Заключение  Эффективность использования ИКТ на уроках биологии доказывают  мониторинговые наблюдения, которые проводятся в последние годы.  Они показывают, что учащимся интереснее познавать предмет с помощью компьютерных технологий. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной, а выполнения домашних заданий, будь то подготовка реферата, сообщения, презентации по заданной теме носит не только познавательный, но и творческий характер. А вопросов связанных с подготовкой и выполнением заданий становится все меньше, это говорит о нарастающей компетентности учащихся в работе.   17.10.16

Заключение

Эффективность использования ИКТ на уроках биологии доказывают  мониторинговые наблюдения, которые проводятся в последние годы.

Они показывают, что учащимся интереснее познавать предмет с помощью компьютерных технологий. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной, а выполнения домашних заданий, будь то подготовка реферата, сообщения, презентации по заданной теме носит не только познавательный, но и творческий характер. А вопросов связанных с подготовкой и выполнением заданий становится все меньше, это говорит о нарастающей компетентности учащихся в работе.

17.10.16

Приложение:   17.10.16

Приложение:

17.10.16

 Образцы тестовых заданий для учащихся…   17.10.16

Образцы тестовых заданий для учащихся…

17.10.16

«…Рассмотри…» «…и подпиши…»   17.10.16

«…Рассмотри…»

«…и подпиши…»

17.10.16

Рефераты учащихся   17.10.16

Рефераты учащихся

17.10.16

  17.10.16

17.10.16

Самодельные коллекции   17.10.16

Самодельные коллекции

17.10.16

Самодельные коллекции   17.10.16

Самодельные коллекции

17.10.16

«Плохой учитель излагает. Хороший объясняет. Выдающийся показывает. Великий учитель вдохновляет».   Г. Уоррен. Желаю всем успеха!!!   17.10.16

«Плохой учитель излагает.

Хороший объясняет.

Выдающийся показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Г. Уоррен.

Желаю всем успеха!!!

17.10.16

Литература и Интернет – ресурсы: 1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003 2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000 3. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4 4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998. 5. Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации   учения. М., 1990г. 6. www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование 7. www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ   17.10.16

Литература и Интернет – ресурсы:

1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003

2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000

3. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4

4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.

5. Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации   учения. М., 1990г.

6. www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

7. www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ

17.10.16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!