СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ТРКМ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне, как и всем учителям, хочется , чтобы на уроке царила атмосфера творчества, а для этого необходимо творчески мыслить. Поэтому технология РКМ была  принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Использование ТРКМ»

Выступление Тимошенко Е.А., учителя русского языка и литературы Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы как средства повышения качества образования и развития личности учащегося

Выступление Тимошенко Е.А., учителя русского языка и литературы

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы как средства повышения качества образования и развития личности учащегося

Критическое мышление -   это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт Основное  преимущество  технологии РКМ  развитие навыков критического анализа, которые становятся важными характеристиками современного выпускника школы

Критическое мышление -

это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт

Основное преимущество технологии РКМ

развитие навыков критического анализа, которые становятся важными характеристиками современного выпускника школы

Признаки  критического мышления: 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным, а не конечным пунктом. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление – это мышление социальное.

Признаки критического мышления:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – это мышление социальное.

Структура технологии РКМ Фаза вызова – анализ известных сведений по теме – стимулирует вспомнить то, что уже известно.  Фаза реализации – отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – поддерживает активность в процессе самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы.  Фаза рефлексии – прояснение смысла нового материала и построение маршрута дальнейшего обучения.

Структура технологии РКМ

Фаза вызова – анализ известных сведений по теме – стимулирует вспомнить то, что уже известно.

Фаза реализации – отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – поддерживает активность в процессе самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы.

Фаза рефлексии – прояснение смысла нового материала и построение маршрута дальнейшего обучения.

Функции трех фаз технологии РКМ

Функции трех фаз технологии РКМ

«Знаю – Хочу узнать - Узнал »  «Верите ли вы?» «Ключевые слова»  «Кластер»  Стратегии технологии РКМ «Тонкие и толстые вопросы»  «ИНСЕРТ»  «Шесть шляп» «Синквейн»

«Знаю – Хочу узнать - Узнал »

«Верите ли вы?»

«Ключевые слова»

«Кластер»

Стратегии технологии РКМ

«Тонкие и толстые вопросы»

«ИНСЕРТ»

«Шесть шляп»

«Синквейн»

Стратегия  «Знаю – Хочу узнать - Узнал»  Цель – развитие рефлексивности в процессе познания.

Стратегия «Знаю – Хочу узнать - Узнал»

Цель – развитие рефлексивности в процессе познания.

Стратегия «Верите ли вы?» Примеры вопросов: 1Он только двинет плечом-и не только телегу,самое лошадь спихнет с места.-Да 2.Герасим схватил Татьяну за руку,помчал через весь двор в свою каморку.-Нет. 3.Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.-Да. 4.Барыня разрешила оставить Муму Герасиму.-Нет 5.Капитон отказался жениться на Татьяне.-Нет.

Стратегия «Верите ли вы?»

Примеры вопросов:

1Он только двинет плечом-и не только телегу,самое лошадь спихнет с места.-Да

2.Герасим схватил Татьяну за руку,помчал через весь двор в свою каморку.-Нет.

3.Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.-Да.

4.Барыня разрешила оставить Муму Герасиму.-Нет

5.Капитон отказался жениться на Татьяне.-Нет.

Стратегия «Кластер» Стратегия развивает умения систематизировать информацию, выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке.  Образ Герасима  Герасим и Татьяна  Герасим и Муму  Автор о Герасиме Дарил подарки, защищал от дворни, жалел, заботился Находка, забота,  поиски, «Он сделает, коли обещал»  Славный Наконец-то привык к городскому житью  он был мужик

Стратегия «Кластер»

Стратегия развивает умения систематизировать информацию, выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке.

Образ

Герасима

Герасим

и Татьяна

Герасим

и Муму

Автор

о Герасиме

Дарил подарки,

защищал от

дворни, жалел,

заботился

Находка, забота,

поиски,

«Он сделает,

коли обещал»

Славный

Наконец-то

привык к

городскому

житью

он был

мужик

Стратегия «Ключевые слова» Цель стратегии – развить умение выделять главное в известной информации и прогнозировать сведения, если тема не известна.  Пример задания:  Написать эссе на тему «Как я понимаю милосердие?»по рассказу Л.Андреева «Кусака» на основе ключевых слов: доверие, забота, добро, ответственность, сочувствие, помощь, сострадание, одиночество.

Стратегия «Ключевые слова»

Цель стратегии – развить умение выделять главное в известной

информации и прогнозировать сведения, если тема не известна.

Пример задания:

Написать эссе на тему «Как я понимаю милосердие?»по рассказу Л.Андреева «Кусака» на основе ключевых слов: доверие, забота, добро, ответственность, сочувствие, помощь, сострадание, одиночество.

Стратегия «ИНСЕРТ»  Цель стратегии – делать зримым процесс накопления информации.  Стратегия представляет собой маркировку текста при его прочтении  « V »  - «уже знал» «+» - «новое»  «-» - «думал иначе» «?» - «не понял, есть вопросы» « V »  -

Стратегия «ИНСЕРТ»

Цель стратегии – делать зримым процесс накопления информации.

Стратегия представляет собой маркировку текста при его прочтении

« V » - «уже знал» «+» - «новое»

«-» - «думал иначе» «?» - «не понял, есть вопросы»

« V » -

Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»  Цель стратегии – обучить школьников грамотно задавать вопросы и осознавать уровень их сложности. Например:

Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»

Цель стратегии – обучить школьников грамотно задавать вопросы и осознавать уровень их сложности.

Например:

Стратегия «Синквейн»  Цель синквейна – развитие умения выражать собственное отношение к изучаемому явлению, объекту. Правила написания синквейна: - в первой строчке тема называется одним словом (одно существительное); - вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных); - третья строчка – описание действия в рамках заявленной темы (три глагола); - четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (словосочетание или предложение); - пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть синквейна.  Например:  поэт  уникальный , выдающийся  сочинил , открыл, создал  Стихотворство- моя утеха  ода

Стратегия «Синквейн»

Цель синквейна – развитие умения выражать собственное отношение к изучаемому явлению, объекту.

Правила написания синквейна:

- в первой строчке тема называется одним словом (одно существительное);

- вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных);

- третья строчка – описание действия в рамках заявленной темы (три глагола);

- четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (словосочетание или предложение);

- пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть синквейна.

Например:

поэт

уникальный , выдающийся

сочинил , открыл, создал

Стихотворство- моя утеха

ода

Стратегия «Шесть шляп» Цель стратегии – развитие умения разностороннего анализа каких – либо явлений, объектов. Данная стратегия предлагает поразмыслить шестью разными способами.

Стратегия «Шесть шляп»

Цель стратегии – развитие умения разностороннего анализа каких – либо явлений, объектов. Данная стратегия предлагает поразмыслить шестью разными способами.

Белая шляпа Имеет значение «мыслим только фактами или цифрами», не предполагает никаких субъективных оценок и эмоций. Разрешается цитировать чью – то точку зрения, но цитирование должно быть беспристрастным . Что , где и когда произошло с Филькой?

Белая шляпа

Имеет значение «мыслим только фактами или цифрами», не предполагает никаких субъективных оценок и эмоций. Разрешается цитировать чью – то точку зрения, но цитирование должно быть беспристрастным .

Что , где и когда произошло с Филькой?

Желтая шляпа Обозначает позитивное мышление, то есть требует выделения в рассматриваемом явлении позитивных сторон и обязательную аргументацию позитива. Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик из истории с раненым конем?

Желтая шляпа

Обозначает позитивное мышление, то есть требует выделения в рассматриваемом явлении позитивных сторон и обязательную аргументацию позитива.

Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик из истории с раненым конем?

Черная шляпа Представляет собой полную противоположность желтой. Учащимся нужно определить, что было трудно, неясно, негативно и объяснить, почему так произошло. Важно не только выделить недостатки или противоречия, но и проанализировать их причины. Что было отрицательного в поведении мальчика ?

Черная шляпа

Представляет собой полную противоположность желтой. Учащимся нужно определить, что было трудно, неясно, негативно и объяснить, почему так произошло. Важно не только выделить недостатки или противоречия, но и проанализировать их причины.

Что было отрицательного в поведении мальчика ?

Красная шляпа Эмоциональная. От учащихся требуются пояснения, с каким именно моментом учебного занятия связана та или иная эмоция. Учащимся не нужно объяснять, почему они пережили то или иное состояние (грусть, радость, раздражение и т.п.), а нужно лишь осознать и зафиксировать это. Расскажите , какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки Фильки?

Красная шляпа

Эмоциональная. От учащихся требуются пояснения, с каким именно моментом учебного занятия связана та или иная эмоция. Учащимся не нужно объяснять, почему они пережили то или иное состояние (грусть, радость, раздражение и т.п.), а нужно лишь осознать и зафиксировать это.

Расскажите , какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки Фильки?

Зеленая шляпа Обозначает творческое мышление и позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Учащиеся ищут ответы на вопросы: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» К.Паустовский назвал сказку-быль «Теплый хлеб». Придумайте свое название , сочините свое продолжение сказки-были.

Зеленая шляпа

Обозначает творческое мышление и позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Учащиеся ищут ответы на вопросы: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?»

К.Паустовский назвал сказку-быль «Теплый хлеб». Придумайте свое название , сочините свое продолжение сказки-были.

Синяя шляпа Философская, обобщающая шляпа. Учащиеся стараются обобщить высказывания других групп, сделать общие выводы. За «синей» группой остается заключительное слово на учебном занятии. Какой жизненный урок извлек Филька из истории с раненым конем?

Синяя шляпа

Философская, обобщающая шляпа. Учащиеся стараются обобщить высказывания других групп, сделать общие выводы. За «синей» группой остается заключительное слово на учебном занятии.

Какой жизненный урок извлек Филька из истории с раненым конем?

Диагностика учащихся  5 класса

Диагностика учащихся 5 класса