Выступление Тимошенко Е.А., учителя русского языка и литературы
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы как средства повышения качества образования и развития личности учащегося
Критическое мышление -
это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт
Основное преимущество технологии РКМ
развитие навыков критического анализа, которые становятся важными характеристиками современного выпускника школы
Признаки критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – это мышление социальное.
Структура технологии РКМ
Фаза вызова – анализ известных сведений по теме – стимулирует вспомнить то, что уже известно.
Фаза реализации – отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – поддерживает активность в процессе самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы.
Фаза рефлексии – прояснение смысла нового материала и построение маршрута дальнейшего обучения.
Функции трех фаз технологии РКМ
«Знаю – Хочу узнать - Узнал »
«Верите ли вы?»
«Ключевые слова»
«Кластер»
Стратегии технологии РКМ
«Тонкие и толстые вопросы»
«ИНСЕРТ»
«Шесть шляп»
«Синквейн»
Стратегия «Знаю – Хочу узнать - Узнал»
Цель – развитие рефлексивности в процессе познания.
Стратегия «Верите ли вы?»
Примеры вопросов:
1Он только двинет плечом-и не только телегу,самое лошадь спихнет с места.-Да
2.Герасим схватил Татьяну за руку,помчал через весь двор в свою каморку.-Нет.
3.Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.-Да.
4.Барыня разрешила оставить Муму Герасиму.-Нет
5.Капитон отказался жениться на Татьяне.-Нет.
Стратегия «Кластер»
Стратегия развивает умения систематизировать информацию, выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке.
Образ
Герасима
Герасим
и Татьяна
Герасим
и Муму
Автор
о Герасиме
Дарил подарки,
защищал от
дворни, жалел,
заботился
Находка, забота,
поиски,
«Он сделает,
коли обещал»
Славный
Наконец-то
привык к
городскому
житью
он был
мужик
Стратегия «Ключевые слова»
Цель стратегии – развить умение выделять главное в известной
информации и прогнозировать сведения, если тема не известна.
Пример задания:
Написать эссе на тему «Как я понимаю милосердие?»по рассказу Л.Андреева «Кусака» на основе ключевых слов: доверие, забота, добро, ответственность, сочувствие, помощь, сострадание, одиночество.
Стратегия «ИНСЕРТ»
Цель стратегии – делать зримым процесс накопления информации.
Стратегия представляет собой маркировку текста при его прочтении
« V » - «уже знал» «+» - «новое»
«-» - «думал иначе» «?» - «не понял, есть вопросы»
« V » -
Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»
Цель стратегии – обучить школьников грамотно задавать вопросы и осознавать уровень их сложности.
Например:
Стратегия «Синквейн»
Цель синквейна – развитие умения выражать собственное отношение к изучаемому явлению, объекту.
Правила написания синквейна:
- в первой строчке тема называется одним словом (одно существительное);
- вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных);
- третья строчка – описание действия в рамках заявленной темы (три глагола);
- четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (словосочетание или предложение);
- пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть синквейна.
Например:
поэт
уникальный , выдающийся
сочинил , открыл, создал
Стихотворство- моя утеха
ода
Стратегия «Шесть шляп»
Цель стратегии – развитие умения разностороннего анализа каких – либо явлений, объектов. Данная стратегия предлагает поразмыслить шестью разными способами.
Белая шляпа
Имеет значение «мыслим только фактами или цифрами», не предполагает никаких субъективных оценок и эмоций. Разрешается цитировать чью – то точку зрения, но цитирование должно быть беспристрастным .
Что , где и когда произошло с Филькой?
Желтая шляпа
Обозначает позитивное мышление, то есть требует выделения в рассматриваемом явлении позитивных сторон и обязательную аргументацию позитива.
Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик из истории с раненым конем?
Черная шляпа
Представляет собой полную противоположность желтой. Учащимся нужно определить, что было трудно, неясно, негативно и объяснить, почему так произошло. Важно не только выделить недостатки или противоречия, но и проанализировать их причины.
Что было отрицательного в поведении мальчика ?
Красная шляпа
Эмоциональная. От учащихся требуются пояснения, с каким именно моментом учебного занятия связана та или иная эмоция. Учащимся не нужно объяснять, почему они пережили то или иное состояние (грусть, радость, раздражение и т.п.), а нужно лишь осознать и зафиксировать это.
Расскажите , какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки Фильки?
Зеленая шляпа
Обозначает творческое мышление и позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Учащиеся ищут ответы на вопросы: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?»
К.Паустовский назвал сказку-быль «Теплый хлеб». Придумайте свое название , сочините свое продолжение сказки-были.
Синяя шляпа
Философская, обобщающая шляпа. Учащиеся стараются обобщить высказывания других групп, сделать общие выводы. За «синей» группой остается заключительное слово на учебном занятии.
Какой жизненный урок извлек Филька из истории с раненым конем?
Диагностика учащихся 5 класса