Лекция: Использование игр в процессе ознакомления дошкольников с природой
План лекции:
1.Природоведческие игры с готовым содержанием
2.Творческие игры природоведческого содержания
Литература основная:
Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2000.- 319 с.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.,1999.- 184 с.
Литература дополнительная:
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
Кавальчук Т.А. Сюжэтна-ролевая гульня з экалагічным зместам. // Пачатковая адукацыя і выхаванне: праблемы, пошукі, знаходкі. – Брэст, 1995. – Вып. 2. – С.76-77.
Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста / Автореф. дис. – М., 1991. – 21 с.
Комарова И.А. Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании // Игра дошкольника. – Могилев, 1997.
Комарова И.А., Ярошева Н.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста // Игра дошкольника. – Могилев, 1997.
Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. – Мн., 1998. – 79 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Польза и вред сорных растений. (Ролевая игра). // Внеклассные занятия по биологии: Необычные формы и методы активизации познания. – И., 1998. – С. 57-60.
Нифадьева Л.А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с дошкольниками // Игра дошкольника. – Могилев, 1997.
Стреха Е.А. Познаем мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Стреха – Минск, 2010. – 16.с. + 32 с.
Стреха Е.А. В мире природы: Учебно-наглядное пособие. – Мн., 2005. - с. 29.
Стреха Е.А. Что где растет: Игровое пособие для дошкольников– Мн.: Белфакс, 2006. – 20с.
Стреха Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. – Минск, «Зорны верасень, 2007. – 80 с.
Вопрос 1. Природоведческие игры с готовым содержанием:
Игры с готовым содержанием подразделяются на
а) дидактические игры
б) подвижные игры
а) дидактические игры
Дидактические игры природоведческого содержания по характеру используемого материала делятся на
Предметные игры
Словесные игры
Настольно-печатные игры
ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ
* Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).
В предметных играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах, качествах тех или иных объектов природы.
В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:
1. Учить находить предметы по сходству. Природный мир, окружающий ребенка многообразен. Чтобы в нем лучше ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающего.
2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающими словами «цветы» или «деревья». Важно закреплять в памяти детей названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.
5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и т.д.). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют полученные знания.
6. Находить целое по части. Выполнение этой задачи даст детям возможность лучше узнавать составные части растений, их признаки.
7. Находить по описанию. Научившись этому, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений.
Предметные игры природоведческого содержания делятся на
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами
Игры по ознакомлению с комнатными растениями
Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками.
«Найди, что покажу»
«Найди, что назову»
«Угадай, что в руке»
«Чудесный мешочек»
«Угадай, что съел»
«Что изменилось»
«Найди такой же»
«Угадай растение по описанию»
«Найди растение по названию»
«Чего не стало»
«Опиши, я отгадаю»
«Продайте то, что назову»
«Найди листок какой покажу»
«Найди в букете такой же листок»
«Найди листок»
«Найди свой дом»
«Все по домам»
«Кто быстрее найдет березу (ель, дуб)»
«Найди листок как на дереве»
«Найди дерево по описанию»
«Беги в дом какой назову»
В работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:
1. Находить предметы с помощью одного анализатора (на ощупь, по вкусу, по запаху).
2. Находить целое по части и часть по целому.
3. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринятые не только зрительно, но и с помощью осязания.
4. Группировать предметы по месту их произрастания.
5. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложняется тем, что признаки, лежащие в основе группировки, нельзя воспринимать чувственным путем.
6. Составлять целое из частей. Данная задача требует от детей знания внешнего вида и частей растений. Например, листья и плоду, наземные и подземные части растений.
7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Этот наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить дети должны узнавать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.
«Вершки и корешки»
«Загадай, мы отгадаем»
«Угадай, что в мешочке»
«Созрело - не созрело»
«Съедобно - не съедобно»
«Детки на ветке»
«Что сначала, что потом»
«Магазин «Семена»
«Магазин «Овощи фрукты»
«Отгадай, что за растение»
«Узнай растение»
«Магазин «Цветы»
«Угадай какой наш дом»
«Кто где живет»
«К названному дереву беги»
«Лесник»
«Найди дерево по семенам»
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово.
Проводятся они для
закрепления знаний детей о признаках тех или иных предметов и явлений природы.
классификации, систематизации и обобщения знаний о природе.
развития внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи
Словесные игры условно можно подразделить на 4 группы:
группа. Словесные игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений природы.
Например,
«Отгадай-ка»
Педагог или ребенок описывает предмет или явление природы, все остальные отгадывают.
«Магазин «Цветы» («Овощи – фрукты»)
«Покупатель» описывает тот предмет, который хочет приобрести, а «продавец» его отгадывает и отдает.
«Какое время года?»
Педагог читает стихи с описанием основных признаков разных времен года, а дети отгадывают.
группа. Словесные игры, которые используются для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять предметы природы, делать правильные умозаключения.
Например,
«Так бывает или нет?»
Детям предлагается послушать ситуацию и ответить на вопрос: так бывает или нет?
- Яблоко не соленое…
- На дерево залез не бегемот…
«Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение начатое педагогом или другим ребенком:
- Лимоны кислые, а клубника …
- Собака лает, а кошка…
- Трава зеленая, а небо…
- Птица летает, а змея…
«Что было бы, если бы…»
Педагог знакомит с определенной ситуацией, а дети делают выводы.
- Что было бы, если бы все дети начали рвать листки на деревьях, ломать ветки?
- Что было бы, если бы все дети берегли деревья, травку и цветы?
- Что было бы, если бы все прогнали из дому кошек и собак?
- Что было бы, если бы все кормили домашних животных, ухаживали за ними, заботились о них?
- Что было бы, если бы все дети разоряли гнезда?
- Что было бы, если бы все дети помогали птичкам. Подкармливали зимой?
группа. Словесные игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы природы по различным признакам
Например,
«Назови одним словом»
Детям предлагается назвать одним словом:
-Снегирь, ворона, синица, воробей – птицы
- Марс, Юпитер, Венера, Земля – планеты
- Береза, тополь, дуб, ель – деревья и т.д.
«Найди лишнее слово»
Детям предлагается выслушать названия четырех предметов и явлений природы, назвать лишнее и объяснить почему оно лишнее:
- Лето, осень, день, весна
- Роза, ветка, ромашка, колокольчик
- Береза, сирень, тополь, липа
«Назови три предмета»
Детям предлагается тема, по которой им следует назвать три слова:
- Рыбы - щука, сом, карась
- Птицы - воробей, ворона, голубь
- Ягоды – малина, клубника, смородина
- Овощи - …
группа. Словесные игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления, выдержку.
Например,
«Повтори-ка!»
Игра проводится как по изучению растительного, так и животного мира.
Ход игры: Один из играющих называет какое-либо растение или животное. Например, «ромашка». Следующий игрок повторяет слово «ромашка» и добавляет свое название - «роза». Третий называет два предыдущих и добавляет свое. Побеждает тот, кто без ошибки повторит больше названий.
«Летает – не летает»
Ведущий быстро и четко произносит слова, а дети должны имитировать полет или хлопать в ладоши, когда ведущий называет того кто летает.
Например, синица, корова, стриж, столб, дорога, воробей, дом, дятел, машина, стрекоза, девочка, бабочка, газета, ласточка и т.д.
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГР Ы
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, парные картинки и т.д.
В этих играх уточняются, систематизируются, классифицируются представления детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Особенности настольно-печатных игр:
Игры традиционно сопровождаются словом, которое либо претворяет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.
Данные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются чаще в повседневной жизни.
Для детей младшего дошкольного возраста выбираются игры, в которых картинки с изображениями овощей, фруктов, животных подбираются попарно или на общую карту.
Для старших дошкольников выбираются игры, в которых дети классифицируют предметны и делают обобщения.
* Далее следует демонстрировать настольно-печатные игры
Домино с картинками различной тематики («Ягоды и фрукты», «Океан»)
Лото
карты из 2–4 частей разной тематики
карты из 6–8 частей разной тематики (растительный мир, орудия труда, животный мир и др.)
карты из 8–12 частей разной тематики («Хто дзе жыве?», «Соседи по планете», «Когда это бывает?» и др.)
Ввикторины электронные различной тематики («В мире загадок», «Звери и птицы» и др.)
Картинки разрезные:
на 2 части по прямой, предметные картинки («овощи», «фрукты» и др.) мл.в.
на 4–8 частей по прямой, предметные и сюжетные, различной тематики (ср. и ст. в.)
на 4–6 частей по прямой, контурные
на 8–16 частей, сюжетные, разделенные прямыми и изогнутыми линиями
Парные картинки:
предметные, разной тематики: «Насекомые», «Домашние животные», «Животные леса» и др.
на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки
на сопоставление реалистических и условно-схематических изображений
Компьютерные игры:
программы «Лес», «Построй домик», «Урожай», «Помоги птенчику» и др.
Методика обучения настольно-печатным играм
Каждой новой игре детей надо обучать. Обучение носит поэтапный характер.
Младший дошкольный возраст
1 этап. Педагог проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же эго реализует. При повторных проигрывания и сообщает дополнительные правила.
2 этап. Педагог перестает быть активным участником игры – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру.
3 этап. Дети играют самостоятельно. Педагог лишь наблюдает за действиями детей.
Средний и старший дошкольный возраст.
1 этап - перед игрой педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила.
2 этап – дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты
3 этап – когда интерес к игре угасает, педагог дает новый вариант игры.
Дидактические игры могут классифицироваться в зависимости от задач, решаемых в процессе реализации игр.
* Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (ст. дошк. возраст. – Мозырь, 2005.
Игры для расширения и углубления представлений о природе
Игры о разнообразии и многообразии природных объектов
О взаимосвязях в природе
О человеке как части природы
Игры, направленные на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе.
Игры, используемые для развития эстетического восприятия природы
«Поиск красивого и необычного»
«Радости и огорчения»
«Лесной друг»
«Встреча с растением»
Игры, используемые для формирования нравственно-ценностного опыта поведения в природе
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Что было бы, если бы…»
« Экологический светофор»
«Природа благодарит и сердится»
«Цветик - семицветик или Пожелания природе»
Игры, направленные на приобщение к экологически ориентированной деятельности в природе.
«Мы - помощники растений»
«Ухаживаем за растениями»
«Заготавливаем корм для птиц»
«Пересади растение»
«Скорая помощь»
«Садоводы»
«Что нам нужно для работы» и т.д.
б) подвижные игры
Подвижные игры природоведческого характера связаны с
подражанием движениям животных,
Например, «Мыши и кот», «Волки и овцы», «Гуси-лебеди» «Цапли и лягушки»
подражанием звукам, издаваемых животными
Например, «У медведя во бору»,
Например, «Наседка и цыплята», «Спящий пес»,
Например, «Солнышко и дождик», «Мороз»
Например, в игре «Кошки-мышки» именно кот ловит мышей, «Цапли и лягушки» - цапли ловят лягушек, «Волк и овцы» - овцы убегают от волка.
Вопрос 2. Творческие игры природоведческого содержания
Творческие игры природоведческого содержания подразделяются на
а) сюжетно-ролевые игры
б) игры с природными материалами
а) сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и экскурсий, повседневной жизни.
Особенностью творческих сюжетно-ролевых игр
является то, что они организуются по инициативе детей, которые действуют самостоятельно.
во время таких игр идет осознание полученных знаний,
усвоение последовательности и содержания поведения, труда в природе,
формирование положительного отношения к объектам природы.
Самостоятельный характер творческих сюжетно-ролевых игр не дает возможность использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний и отношений.
Педагог присматриваясь к играм детей может в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнять, расширять.
Важно создавать условия для развертывания игр, природоведческого содержания (наборы игрушек – животных, овощей, фруктов, и т.д.)
При обеднении содержания игр следует обогатить детей знаниями, путем рассматривания картин, чтения литературы, показа диафильмов, рассказа педагога и т.д.
* Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003
Смоленцева А.А., Николаева С.Н., Комарова И.А. для активизации игровой самостоятельной деятельности дошкольников предлагали использовать сюжетные игры. В их исследовании выявлены три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС):
ИОС с игрушками аналогами
ИОС с литературными персонажами
ИОС- путешествия.
ИОС с игрушками аналогами строятся на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное количество игрушек-животных (мягких, резиновых, пластмассовых и т.д.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы).
Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом.
Игрушка способствует
помогает осознанию специфики живого
выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Например, дети могут взять игрушечную рыбку в руки и не могут – живую, которая плавает в аквариуме, которая плавает в аквариуме.
Построение ИОС с игрушками аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным аналогом по внешнему виду, способу функционирования.
Игрушки аналоги используются в тех случаях, если нет возможности осуществить действенный контакт (птичка, рыбка). А если рядом живой щенок или котенок, то дети не обращают внимание на игрушку.
Примерные темы:
«Рыбки живые и игрушечные»
«Сравнение живой рыбки и заводной»
«Сравнение игрушечной елки с живой елью»
«Сравнение кур с деревянной богородской игрушкой «Клюющие курочки».
В д/у педагоги часто используют кукол Буратино, Незнайка, Айболит и др., что помогает привлечь внимание к теме занятия, однако их дидактическая цель невелика. Между тем можно широко использовать характер персонажей, настроение, манеры поведения. Например, Карлсон и Незнайка очень часто не знают и поэтому попадают в сложные ситуации и тогда нужна помощь детей.
Примерные темы:
«Карлсон рассказывает о птичьих гнездах»
«Карлсон учится выращивать комнатные растения
«Айболит осматривает комнатные растения»
«Айболит рассказывает о комнатных растениях»
«Айболит рассматривает животных – обитателей уголка природы»
«Айболит рассказывает о лекарственных растениях»
«Колобок знакомит с жизнью лесных обитателей»
Колобок отправляется в лес
Колобок рассказывает как получается мука
« Чиполино помогает выращивать лук»
По сути это игра-путешествие. В каждом конкретном случае дошкольники в качестве экскурсантов, путешественников, туристов бываю во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группой. В таких играх используются различные атрибуты: самодельные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы. Фотографирование предполагает изготовление «Фотографий – рисунков.
Педагог должен разработать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия см детьми, подготовить атрибуты.
Примерные темы:
«Посещение зоопарка»
«Путешествие в Африку»
«Фотоохота в лесу»
«Прогулка в лес»
«Путешествие на север» и т.д.
б) игры с природными материалами
Сегодня многие дошкольные учреждения имеют условия для организации игр с природными материалами, как на территории дошкольного учреждения, так и в его помещении. Но как оптимально использовать их мало, кто знает.
Такая практика работы наблюдается в большинстве дошкольных учреждений. В результате проведенного нами исследования выяснилось, что в практике работы воспитатели не уделяют достаточного внимания играм с природными материалами. Причиной этого, с нашей точки зрения, является:
во-первых, недостаточное внимание данному виду игр в программе дошкольного образования «Пралеска». Единственным упоминанием об играх с водой и снегом является следующее — «нашим «почемучкам» интересны и полезны игры-закаливания: дозированные игры со снегом в помещении и на воздухе, весной - пускание корабликов, игры в водоеме летом ...»;
во-вторых, недостаточная разработанность вопроса организации и руководства играми детей дошкольного возраста с такими природными материалами как песок, вода, снег; отсутствие разнообразных методических пособий для воспитателей дошкольных учреждений с разработками тематики и содержания игр с природными материалами для детей разных возрастных групп. Существует единственное пособие Стреха Е.А. «Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников», посвященное данной тематике.
в-третьих, отсутствие условий для игр с природными материалами на участке и в помещении дошкольного учреждения. На участке предусмотрены «песочницы» для игр с песком. Однако они, чаще всего, не наполнены песком, не соответствуют гигиеническим требованиям, одинаковы для разных возрастных групп и однотипны во всех дошкольных учреждениях
Несмотря на низкий уровень практического использования воспитателями игр с природными материалами в дошкольных учреждениях, все педагоги отмечают большую педагогическую значимость данного вида игр. Однако ни один педагог не отметил возможность использования игр с природными материалами в процессе ознакомления дошкольников с природой.
См. Стреха Е.А. «Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников». – Мн, 2007.
Значение игр с природными материалами
Игры с природными материалами способствуют сенсорному развитию детей,
Игры с природными материалами содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими играми. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в играх с природными материалами оно включено в процесс созидания, деятельности, где дети практически применяя природный материал, познают его качества, свойства.
Игры с песком, снегом и водой содержат и элемент движения. Сооружение построек из песка и снега, плескание в воде позволяют удовлетворить растущую потребность ребенка в движении. Начиная строить из снега, дети катают снежные комы, переносят их к месту постройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на земле, при этом активно действуют их руки, дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с водой, песком, льдинками развивается мелкая мускулатура рук. Производимые движения требуют активной деятельности различных мышц. Эта сторона игр с природными материалами сближает их с подвижными играми и способствует развитию физических сил ребенка. Но если в подвижных играх движение является основным содержанием, то в играх с природными материалами движения – естественный процесс созидания.
Игры с природными материалами способствуют формированию представления о многообразии свойств и особенностей этих материалов.
Игры с водой
Вода характеризуется:
- значительной плотностью, превышающей плотность воздуха в 800 раз.
- подвижностью, но стремится к состоянию покоя
Например, «Туча», «Ты неси, неси река», «Тише воды»
- способностью растворять твердые вещества,
- поглощать газы
Например, игра «Буря в стакане»
- способностью приобретать форму сосуда, в который налита;
- способностью выталкивать легкие предметы
Например, «Ловись рыбка, большая и маленькая», «Тонет не тонет»,
- способностью проникать, просачиваться
Например, «Была вода, им нет воды», «Попробуй удержать»
- способностью менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании в пар.
Игры со снегом и льдом
Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубнями поднимается вверх, а при охлаждении становится каплями воды. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла, пластичный и легко уплотняется.
Игры «Печатание на снегу», «Хождение по следам», «Рисуем следами»
Игры с песком
Песок характеризуется такими свойствами, как
- сыпучесть
Например, игра «Дождик из песка», «Горы из песка»
- легкость. Сухой песок легко переносится ветром.
Например, «Ветер дует на песок»
- способность пропускать через себя воду. Песок состоит из мельчайших частиц горных пород, округлых и угловатых зерен) различных минералов. Песчинки разнородны и не связаны между собой, поэтому легко пропускают воду и не задерживают ее.
Например, «Дождь идет»
- способность менять свои свойства под воздействием воды. Он становится тяжелым, пластичны, легко уплотняется.
Например, «Отпечатки», «Узоры на песке», «Угощения»
В процессе игр с природными материалами формируются представления о взаимосвязях существующих в природе
Например, «Секреты дождевого червячка», «Секреты подводного царства», «Всплывет – не всплывет»
Сегодня игры с песком, водой становятся все более популярными в психологической и психотерапевтической практике. Это связано с тем, что в последние годы проявилось особое внимание к «внутреннему ребенку» каждого человека. Психологи стали использовать игровую песочную терапию, так как люди всех возрастов имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Игра с песком помогает освободить творческий потенциал, внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность.
Во время игры с природными материалами, дети не стесняются создавать свои песочные миры. Психологи полагают, что нет никаких правильных или неправильных способов игры с песком. Песочные миры, создаваемые без подготовительной работы, без планирования и моделирования, соответствуют внутреннему миру ребенка.
Игры с песком и водой позволяют ребенку строить, постоянно изменять мир, уничтожать старый и создавать новый. Фактически ребенок становится «хозяином» старого опыта и «создателем» нового. Действительно, попадая в песочницу, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города.
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми. Игры с песком и водой создают стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка, а стимулируется фантазия ребенка и творческий подход.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания.