Департамент образования, науки и молодёжной политики воронежской области
Бутурлиновский филиал гБПОу ВО «ГПК»
Использование методов арт-терапии на практике в образовательных учреждениях
Доклад
Выступление на ПЦК подготовила Дорохина Л.А.
Бутурлиновка
2018г.
Широкую известность арт-терапия получила в середине XX века. Термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драма терапия, танце двигательная терапия и т.п.).В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности. В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов – практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. 1980 – 1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов.
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества
Применительно к специальному образованию арттерапию, можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт-терапия» при его использовании во множественном числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяются понятия арт-терапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия (психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т. д.
Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
игровая терапия и т. д.
Используя метод арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия:
– Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
– Нельзя принуждать ребенка.
– У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.
– Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело.
– Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
На музыкальных занятиях и на прктике студенты применяют арт-терапевтические методы - музыкальная терапия, сказкотерапия, драматизация, мелодизация, дыхательная, танцевальная терапия и др. Например, на практике в детском саду студенты изображали сказочных персонажей, различных животных, которые играли с детьми, отправлялись с ними в сказочное путешествие, разучивали песни, проводили инсценировки-драматизации, танцевали с детьми, слушали музыку. Даже пытались сочинять музыку – песенку поросёнка (имитация звуков природы – как бы пел свою песенку поросёнок в определённом ритме). Перед разучиванием песен проводится распевка, включающая различные упражения, детские потешки, народные песенки. При проведения занятия на тему «Мама-солнышко моё» (Есягина Ир.) после разучивания песенок и танца дети совместно выполняли под музыку рисунок солнышка, наклеив лучики в виде ручек. Детям очень понравилось путешествие к Принцессе – Осени, которое проводила Лаптева И. Под сказочную мелодию дети закрыли глаза. Обернулись вокруг себя и очутились в осеннем лесу, где к ним вышла Принцесса–Осень, предложившая им погулять и подышать осенним воздухом, пособирать осенние листья и потанцевать с ними. С интересом дети инсценировали песни «Злая тучка», «Разноцветная игра», «Урожай собирай», «Огородная –хороводная». В средней группе дети с увлечением играли в музыкальную игру «Серенькая кошечка и котята», «Собачка и воробушки», « У медведя во бору», где они во время игры изображали звуки животных.
На практике в школе делаем «иллюстрации» к музыкальному прозведению. При слушание музыки. стараемся приучать детей к хорошей классической музыке.
Приглашаем детей к встрече с прекрасной музыкой следующими словами:
"Сегодня мы отправимся в гости и познакомимся с волшебной музыкой. Музыку мы будем сначала слушать, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".
Прежде чем слушать музыку, скажем о том, чтобы во время звучания произведения он старался представить какие-то картины, образы, каких-то персонажей - словом, всё то, что он увидит и почувствует.
Музыку можно слушать как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они увидели во время звучания. Пусть они это сделают. Возможно, сначала они захотят нарисовать свои ощущения. Мелкие объекты и образы лучше нарисовать восковыми карандашами, а затем большой беличьей кистью прокладывать цветовые ощущения от музыки. Иногда это могут быть абстрактные очертания и образы. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге. В завершение предоставить детям возможность высказаться.
Вывод.Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
4. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.
6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
7. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
9. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.
11. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.
13. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.
14. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М.: Изд. Гном и Д, 2000.