Использование разных видов продуктивной деятельности для развития творческих способностей младших школьников
Разные виды деятельности помогают развивать творческие способности, такие как развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи.
Уроки технологии могут проходить в школе или дома с родителями, а позднее и самостоятельно. С помощью этих занятий дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, быть актером кукольного театра и одновременно - хозяином этого театра. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.
Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А. Гомыриной в художественном труде.
Содержание художественного труда первоклассников составляют:
· Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами);
· Изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов;
· Изготовление конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров;
· работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
· работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
· работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой — это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр.
Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Еще одним видом работы с бумагой является аппликация. Детям особенно нравится такое творчество.
Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ в детском саду и начальной школе. Для ее выполнения используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух и, конечно, бумагу. Существует множество методических рекомендаций к проведению аппликационных работ. Поэтому, с одной стороны, этот вид работы хорошо знаком учителям, а с другой - педагоги не всегда учитывают потенциал аппликации. Между тем техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования предложений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость.
Во внеклассной работе особое внимание уделяется изготовлению декоративных цветов. Дети учатся вырезать из квадратов разные лепестки и цветы разной формы. Для этого квадрат складывают несколько раз и вырезают выбранную форму. Из этих цветов можно сделать разные композиции, которыми украшают оригинальные открытки, закладки и т.п.
В теме «Аппликация» изучается прием выполнения мозаичной аппликации. Чаще всего дети усваивают этот прием при изготовлении таких поделок, как нарывная или нарезная мозаика из кусочков бумаги. На уроке стоит обратить внимание школьников на то, что, выполняя, например, аппликацию в технике нарезной мозаики, они усваивают способ изготовления любой мозаики. Вспомним, что мозаичная аппликация бывает самая разная: из арбузных и дынных семечек, из яичной скорлупы, опилок, ткани, чешуек, элементов еловых шишек и т.д. Выполняя с учащимися любую из перечисленных поделок, при анализе готового образца или его изображения мы должны помочь детям осуществить творческий перенос уже усвоенного способа изготовления мозаики в новую ситуацию при обработке другого материала.