СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность школьников на уроках истории и внеурочной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность школьников на уроках истории и внеурочной деятельности»

Исследовательская деятельность школьников по истории на уроках и внеурочной деятельности

Исследовательская деятельность школьников по истории на уроках и внеурочной деятельности

Исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Основной смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке существенной целью является получение нового знания, то в образовании – усвоение учащимися функционального навыка исследования, формирования способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностных взглядов обучающегося на основе приобретения новых знаний

Исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Основной смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке существенной целью является получение нового знания, то в образовании – усвоение учащимися функционального навыка исследования, формирования способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностных взглядов обучающегося на основе приобретения новых знаний

Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Методы исследования в школе используются не только на уроках естественно-научного цикла, но и становятся основой познания мира на гуманитарных предметах. Анализ, синтез, наблюдение, обобщение, абстрагирование, дедукция и индукция – все эти методы не только можно, но и нужно использовать и внедрять учителям на уроках истории и обществознания. Применение математических методов позволяет получить более точную и достоверную информацию об изучаемом явлении, процессе или событии.

Несмотря на то, что есть схожесть в основных методах исследовательской деятельности, основные различия заключается в проведении самого эксперимента и полученных результатах. На уроках истории и обществознания мы не можем воспроизвести сложившуюся действительность, а только лишь смоделировать ситуацию и изучить причинно-следственные связи. Кроме того, гуманитарные исследования ограничены в общепризнанных критериях познания из-за высокой степени уникальности объекта. В истории встречаются совершенно уникальные явления, процессы, события, которые требуют особого внимания и стандартные критерии для их описания не подходят.

Большое значение в проведении научной работы имеет правильная интерпретация тех или иных событий, политической и экономической обстановки, которая даёт возможность получить качественно новое знание для самого исследователя. Естественнонаучный метод исходит из того, что, познавая мир, мы стремимся к тому, чтобы выделить и обозначить наиболее важное и значительное в нем. Но вектор гуманитарного познания имеет иную направленность — здесь наше внимание привлекает в первую очередь то, что является наиболее значительным для нас, а это далеко не одно и то же.

Большое значение в проведении научной работы имеет правильная интерпретация тех или иных событий, политической и экономической обстановки, которая даёт возможность получить качественно новое знание для самого исследователя. Естественнонаучный метод исходит из того, что, познавая мир, мы стремимся к тому, чтобы выделить и обозначить наиболее важное и значительное в нем. Но вектор гуманитарного познания имеет иную направленность — здесь наше внимание привлекает в первую очередь то, что является наиболее значительным для нас, а это далеко не одно и то же.

При организации исследовательской работы на уроках истории и обществознания обучающимся предлагается разные источники информации: текст, видеофрагмент, кластер, набор иллюстраций, схемы, таблицы, в которых просматривается некое противоречие и возникающая из него проблема. Для выдвижения гипотез по решению проблемной ситуации используется такие формы работы как дискуссия и обсуждение, начинается «мозговой штурм». В конце занятия приводится аргументация и доказательства поставленных гипотез. Такие приёмы работы с обучающимися, как дискуссия и обсуждение злободневных проблем, будут актуальными на все времена. Поднимая на уроках жизненные, близкие для подростка противоречия, учитель открывает новые горизонты для творческого исследования.

При организации исследовательской работы на уроках истории и обществознания обучающимся предлагается разные источники информации: текст, видеофрагмент, кластер, набор иллюстраций, схемы, таблицы, в которых просматривается некое противоречие и возникающая из него проблема. Для выдвижения гипотез по решению проблемной ситуации используется такие формы работы как дискуссия и обсуждение, начинается «мозговой штурм». В конце занятия приводится аргументация и доказательства поставленных гипотез. Такие приёмы работы с обучающимися, как дискуссия и обсуждение злободневных проблем, будут актуальными на все времена. Поднимая на уроках жизненные, близкие для подростка противоречия, учитель открывает новые горизонты для творческого исследования.

Отдельные методы исследования и способы проведения познавательной деятельности применяются в школе, начиная с 5 классов: выполнение познавательных и творческих заданий, представленных в различных текстах; презентация на занятиях творческих работ обучающихся – знакомство с интерпретациями различных исторических событий и процессов, которые представляют одноклассники (одновременно дающие возможность подтвердить или опровергнуть собственные предположения); работа с текстом, в котором представлены различные оценки прошлого. Учащему необходимо её найти и объяснить.

Отдельные методы исследования и способы проведения познавательной деятельности применяются в школе, начиная с 5 классов:

  • выполнение познавательных и творческих заданий, представленных в различных текстах;
  • презентация на занятиях творческих работ обучающихся – знакомство с интерпретациями различных исторических событий и процессов, которые представляют одноклассники (одновременно дающие возможность подтвердить или опровергнуть собственные предположения);
  • работа с текстом, в котором представлены различные оценки прошлого. Учащему необходимо её найти и объяснить.
Одним из ключевых навыков обучающегося, применяемого на гуманитарных предметах, является умение работать с информацией из разных видов источников (документация, периодика, художественная и научная литература, словарные статьи и т.д.). С каждым днём объем информации увеличивается, поэтому учащиеся сталкиваются с определёнными проблемами: низкая самооценка и неверие в собственные силы, неумение использовать знаний, полученные на других предметах. Поэтому при споре или дискуссии школьникам сложно приводить аргументы и факты по обсуждаемой теме. Поэтому учителю просто необходимо создавать определенные педагогические условия, в которых каждый ученик будет включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально– значимых вопросов. Применение элементов исследовательской деятельности на уроках является эффективным способом в решении этой проблемы.

Одним из ключевых навыков обучающегося, применяемого на гуманитарных предметах, является умение работать с информацией из разных видов источников (документация, периодика, художественная и научная литература, словарные статьи и т.д.). С каждым днём объем информации увеличивается, поэтому учащиеся сталкиваются с определёнными проблемами: низкая самооценка и неверие в собственные силы, неумение использовать знаний, полученные на других предметах. Поэтому при споре или дискуссии школьникам сложно приводить аргументы и факты по обсуждаемой теме.

Поэтому учителю просто необходимо создавать определенные педагогические условия, в которых каждый ученик будет включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально– значимых вопросов. Применение элементов исследовательской деятельности на уроках является эффективным способом в решении этой проблемы.

Главный результат исследования – это достаточный уровень владения УУД и компетенций в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получены при проведении проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации; опыт создания и защиты презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения; умение работать в группе; умение структурировать информацию; умение индивидуально организовать и планировать работу. При правильной организации учебного процесса с использованием исследовательской деятельности формируется определённое сознание обучающегося, направленное на работу с источниками

Главный результат исследования – это достаточный уровень владения УУД и компетенций в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получены при проведении проектной деятельности:

  • опыт работы с большим объемом информации;
  • опыт создания и защиты презентации;
  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • умение работать в группе;
  • умение структурировать информацию;
  • умение индивидуально организовать и планировать работу.

При правильной организации учебного процесса с использованием исследовательской деятельности формируется определённое сознание обучающегося, направленное на работу с источниками

Таким образом, на основе исследовательской деятельности осуществляется процесс развития исследовательских компетенций и УУД учащихся. Благодаря созданию определенных организационно-педагогических условий, в школе формируется исследовательская культура, которая и ведет к повышению качества.

Таким образом, на основе исследовательской деятельности осуществляется процесс развития исследовательских компетенций и УУД учащихся. Благодаря созданию определенных организационно-педагогических условий, в школе формируется исследовательская культура, которая и ведет к повышению качества.

Исследовательская деятельность в сфере гуманитарных наук имеет принципиальные отличия от естественно-научных изысканий: требуется особое построение исследовательского процесса, который должен учитывать сущностные характеристики познания гуманитарного. В отличие от естественно-научного социально-гуманитарное знание исследовательской деятельности характеризуется: участием в общественных процессах; сплетением политических, экономических, социальных и духовных причин и социальных явлений; пересечением интересов людей. В гуманитарном знании существует множественность точек зрения и оценок разных явлений, но не существует общепризнанного и обобщающегося понятия. В этом проявляется сложность изучения объектов.

Исследовательская деятельность в сфере гуманитарных наук имеет принципиальные отличия от естественно-научных изысканий: требуется особое построение исследовательского процесса, который должен учитывать сущностные характеристики познания гуманитарного.

В отличие от естественно-научного социально-гуманитарное знание исследовательской деятельности характеризуется: участием в общественных процессах; сплетением политических, экономических, социальных и духовных причин и социальных явлений; пересечением интересов людей.

В гуманитарном знании существует множественность точек зрения и оценок разных явлений, но не существует общепризнанного и обобщающегося понятия. В этом проявляется сложность изучения объектов.

Таким образом, именно гуманитарное знание, в особенности историческое, с его ценностносмысловой направленностью позволяет организовать исследование в соответствии с возрастными особенностями и потребностями школьника на уроках истории и обществознания. Формирование логических познавательных УУД происходит в деятельности по организации и проведению исследования в сфере гуманитарных дисциплин, в результате которой обучающиеся овладевают самостоятельной исследовательской деятельностью на уроках

Таким образом, именно гуманитарное знание, в особенности историческое, с его ценностносмысловой направленностью позволяет организовать исследование в соответствии с возрастными особенностями и потребностями школьника на уроках истории и обществознания. Формирование логических познавательных УУД происходит в деятельности по организации и проведению исследования в сфере гуманитарных дисциплин, в результате которой обучающиеся овладевают самостоятельной исследовательской деятельностью на уроках