Муниципальное казенное образовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1
Научно-практическая конференция
«Ступени в будущее»
Учебно-исследовательская работа
«Немецкий язык: за и против»
Работу выполнила
ученица 7Б класса
Давыдан Елизавета
Руководитель: Михайлова С.А
2016
Оглавление
Введение
Роль и значение немецкого языка в мире.
Положение немецкого языка в России
2.1. Роль немецкого языка в российских школах
2.2. Перспектива изучения немецкого языка в качестве второго иностранного языка.
Обучение немецкому языку в Венгеровском районе и МКОУ Венгеровская СОШ №1
Анализ результатов анкетирования
Создание буклета
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Оно дает нам возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует развитию мышления, воображения и памяти. Его знание необходимо для эффективного взаимодействия государств друг с другом во многих сферах жизни. На сегодняшний день знание иностранного языка открывает перед нами множество перспектив, оно служит пропуском в мир финансового успеха. Международные компании согласны платить большие деньги человеку, который разбирается не только в сфере своей непосредственной деятельности, но еще и владеет иностранным языком.
При выборе языка необходимо хорошо подумать. Любой из нас задумывается перед тем, как начать изучение языка: «Какой язык самый нужный и важный на данный момент?», «Чем изучение именно этого языка поможет мне в будущем?» Без сомнений самым важным и актуальным языком остается английский. Это язык, на котором говорит большинство людей. Это международный язык.
Я изучаю немецкий язык, мне он интересен, но, к сожалению, в последнее время он не так популярен, особенно в сравнении с английским. Хотя, здесь можно поспорить, если говорить о практической стороне в нашей стране и в Новосибирской области, в частности. Мне захотелось исследовать положение немецкого языка в нашем обществе.
Проблема: Немецкий язык теряет свои позиции по сравнению с английским и можно ли что-то сделать для популяризации на уровне школы, района, страны.
Гипотеза: Вероятно, знание немецкого языка в России даёт большие преимущества и необходимо изучать немецкий язык, возможно в качестве второго иностранного языка.
Цель работы: проанализировать положение немецкого языка в нашем обществе и доказать, что его нужно изучать.
Задачи исследования:
определить значение и роли немецкого языка в российском обществе;
исследовать изучение популярности немецкого языка как предмета среди обучающихся, родителей и проанализировать полученные результаты;
создать буклет для формирования у одноклассников представления о роли и значимости немецкого языка и повышения мотивации его изучения в школе.
Актуальность овладения обучающимся немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе.
Актуальность данной работы также состоит в необходимости подтверждения данных о том, что владение немецким языком расширяет наши возможности в достижении профессионального успеха не меньше, чем владение английским языком.
В рамках нашей школы моё исследование будет отличаться новизной, так как до меня никто этой проблемой не занимался.
Практическая значимость этой работы — это, с одной стороны, популяризация немецкого языка, и с другой стороны — повышение мотивации учеников к изучению немецкого
Объект исследования: немецкий язык.
Предмет исследования: преимущества немецкого языка в ряду других иностранных языков, изучающихся в школе.
Методы исследования:
изучение литературы по проблеме;
анализ научной литературы и Интернет-ресурсов;;
сравнение;
анкетирование учащихся и родителей;
опрос.
беседа
База исследования: обучающиеся 2-7 классы МКОУ ВСОШ №1
Роль и значение немецкого языка в мире и в России
В настоящее время в мире проживает более 7 миллиардов человек. Число языков составляет, по данным ЮНЕСКО 2796. Самый распространенный язык — китайский. На нем говорит один миллиард 339 миллионов человек. Примерно 322 миллиона человек говорит на английском. Нужно признать, что самый распространенный официальный язык в мире – английский, он используется на национальном уровне в 56 странах мира. Конечно, на немецком говорят не так много людей, как на английском или китайском, но немецкий язык принадлежит к языкам мирового значения и занимает 10 место в мире. (Приложение1)
Германия (нем. Deutschland), официальное название — Федеративная Республика Германия (нем. Bundesrepublik Deutschland) является крупнейшей страной Западной Европы. На немецком языке говорят 83 миллиона человек в самой Германии. Но не только граждане Германии говорят по-немецки. Это также официальный язык таких стран как, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. А еще, это родной язык значительной части населения северной Италии, восточной Бельгии, Голландии, Дании, восточной Франции, некоторых регионов Польши, Чехии, Румынии и России. На нём говорят 145 миллионов человек. (Приложение2) Кроме того, Германия является членом Европейского союза, и поэтому немецкий язык является общеупотребительным в Европейском союзе.
Германия, как самая развитая и мощная в финансовом плане страна, является лидером Европейского Союза, на которую равняются остальные европейские страны. Немецкая экономика – финансовое ядро Евросоюза. Страна экспортирует многие товары — от автомобилей до машинного и промышленного оборудования; от медикаментов до бытовых товаров. Именно Германия и Австрия занимают первое место по товарообороту с Россией, вследствие чего все большему количеству филиалов немецких и австрийских фирм требуются специалисты, владеющие немецким языком. Такие компании как BMW, Daimler, Siemens, Lufthansa, Bosch, BASF и многие другие нуждаются в международном сотрудничестве и специалистах, владеющих немецким языком.
Крупнейшими иностранными партнерами «Газпрома» являются немецкие компании E.ON, Wintershall Holding, VerbundnetzGas, Siemens, RWE.
Разговаривая по-немецки, вы сможете существенно облегчить установление и поддержание деловых связей со своими немецкими партнерами, поскольку вам не придется вести переговоры на неком третьем языке. Поэтому, знание немецкого языка языка всегда будет дополнительным плюсом для делового человека. И даст возможность развивать Ваш бизнес.
Как нация, приверженная научным исследованиям и разработкам, немцы находятся на передовой в области новых технологий. Германия экспортирует больше высокотехнологичной продукции, чем любая другая страна (кроме США). Более 600 фирм развивают свою деятельность в сфере биотехнологий. Дрезден стал «микрочипом» Европы с ее более чем 700 фирмами, производящими полупроводники. 2/3 ведущих международных выставок проходят в Германии. К ним относятся CeBIT, крупнейшая мировая торговая ярмарка информационных и коммуникационных технологий и бытовой электроники IFA.
Таким образом, зная немецкий язык можно быть в гуще событий в мире инновационных технологий, вести прямой диалог с исследователями и изобретателями, обмениваться идеями и опытом.
Немаловажен и тот факт, что на протяжении всей своей истории немцы снова и снова выступали великими новаторами.
Made in Germany– признанный во всём мире знак немецкого качества.
Изобретено в Германии: 1817г. Велосипед, 1854г. Электролампочка,1861г. Телефон, 1876г. Холодильник, 1885г. Автомобиль, 1897г. Аспирин, 1941г. Компьютер, 1957г. Дюбель, 1963г. Сканер, 1969г. Чип – карта, 1976г. Экран на жидких кристаллах, 1979г. Поезд на магнитной подушке, 1995г МРЗ, 2005г Аэробус А380, 2008г- STEDмикроскоп. (Приложение 3)
Те, кто разбираются в хороших авто, должны согласиться с тем, что именно в Германии производят, по мнению ведущих экспертов, самые лучшие автомобили во всей Европе.
Немецкоязычные страны имеют богатое культурное наследие с огромным вкладом в мировую культуру. Германию часто называют землей поэтов и мыслителей. И так её называют по праву — вклад немцев в искусство и развитие философских идей очень велик.
Братья Гримм, Иоганн Вольфганг Гёте, Томас Манн, Фридрих Шиллер, Эрих Ремарк – их произведения известны по всему миру. Мировую классическую музыку нельзя представить без имен Моцарта, Баха, Бетховена, Штрауса, Вагнера — это только самые знаменитые немецкоязычные композиторы. Столица Австрии Вена остается международным центром музыки и в наше время.
Представить себе философию и науку без вклада немецких философов и научных деятелей невозможно. Труды Канта, Гегеля, Маркса, Ницше и многих других до сих пор имеют большое влияние на современное общество. Немецкоязычные психологи Фрейд и Юнг внесли свои вклады в области психиатрии и психологии человека.
Немцы путешествуют больше всех в мире. При достаточном уровне дохода у немцев есть время и средства на зарубежные поездки. Если вы путешествуете, будьте уверены, что столкнетесь с немецким туристом и услышите немецкую речь где угодно, поскольку 3 из каждых 4 отпусков немцы проводят в других странах. Обычно немцы предпочитают отдых в теплом климате: на Средиземноморье, Испании, Италии, Турции и Греции. Немцы могут поехать в Африку, Южную Америку. Однако в последнее время у немецких любителей путешествий все более популярным маршрутом становится российское направление. Наибольший интерес у туристов вызывают такие города, как Переславль-Залесский, Кострома, Владимир, Ростов Великий, Сергиев Посад, Суздаль, Ярославль. Вот тут и предоставляется великолепная возможность иметь удовольствие от непосредственного общения с носителями языка, поэтому нужно его учить!
Так называемая Германская служба академического обмена (DAAD). является крупнейшей организацией в ФРГ, способствующей международному сотрудничеству в области высшего образования. Она осуществляет многочисленные программы – от краткосрочных обменов до многолетних поощрительных стипендий. Регулярно осуществляются школьные и молодежные обмены между Россией и Германией, позволяющие участникам, не только попрактиковаться в языке, но и ближе познакомиться с историей и культурой страны изучаемого языка, ее жителями и особенностями. Тем более, что высшее образование в Германии, в отличии от США и Великобритании, является бесплатным, даже для иностранцев. Немецкая образовательная система имеет давние традиции (самый старейший университет был основан в Гейдельберге в 1386 году) и имеет всемирную известность. В Германии 2 миллиона студентов. Более 50 лет функционирует институт имени Гете. В России 3 Гете- института: в Москве, Санкт- Петербурге и Новосибирске. Количество иностранных студентов составляет 240 000, из них 12 000 из России.
Другой важнейшей частью деятельности DAAD в области российско-германской кооперации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета, является повышение квалификации российских руководящих кадров и кадрового резерва в сфере науки и техники, которые призваны способствовать интенсификации сотрудничества между Россией и Германией.
Сегодня немецкий язык занимает 2-е место в Интернете как по отношению к количеству сайтов, так и по отношению к использованию в поисковых машинах языку. Однако распространению немецкого языка способствовало, прежде всего, книгопечатание, в результате чего большое количество литературных и научных изданий в мире опубликовано на немецком языке (3-е место). В России также издаются газеты, журналы и учебно-методическая литература на немецком языке, в частности издательством «МСНК-пресс».
Исходя из этого, можно утверждать, что немецкий язык нужно и необходимо изучать и в школе, и в ВУЗе, и посещая курсы немецкого языка, и совмещая обучение с путешествиями по немецкоязычным странам. Для обучения, прохождения курсов повышения квалификации в учебных заведениях Германии и молодежных обменов необходимо в первую очередь владение немецким языком.
Таким образом, у России и Германии в настоящее время существуют благоприятные возможности для качественного расширения научно-технического сотрудничества, в том числе в сфере высоких технологий и инноваций.
II Роль и значение немецкого языка в российском обществе
На сегодняшний день около 25 миллионов человек изучают немецкий язык как иностранный, а общее число говорящих на немецком языке во всем мире около 145 миллионов человек.
Немецкий язык в современной России постепенно возвращает свои позиции. «В России немецкий язык учит большее количество людей, чем в какой-либо другой стране мира», - говорится на сайте посольства Германии в РФ.
И, действительно, самый большой процент людей, изучающих немецкий, приходится на Россию (примерно 2 миллиона человек)
По популярности у россиян немецкий язык сегодня занимает прочное второе место после английского. Хотя интерес к языку Шиллера и Гёте в России не всегда был одинаков. Заметный спад произошел в середине 1990 годов. Так, по данным министерства образования Российской Федерации, в 2000-2001 учебном году к изучению немецкого языка приступили около 4,5 миллиона школьников, а в 2007-2008 годах - уже 3, 5 миллиона учащихся. За последние 5 лет число изучающих немецкий язык снизилось еще на 24% . Однако, до сих пор в России примерно 2,3 миллиона человек изучают немецкий язык. И это все же очень впечатляющее число! Если анализировать статистику по немецкому языку как иностранному в России за последние годы, то можно отметить и позитивные тенденции: в качестве второго иностранного немецкий совершенно определенно занимает первое место в российских школах.
Эксперты отчасти связывают это с приходом к власти владеющего немецким языком Владимира Путина. Сыграли свою роль не только личный путинский пример, но и в целом выход на новый уровень отношений России с Германией. Поскольку интерес к английскому языку не растет и не падает, то возрастание интереса современных молодых людей в центральной части России к немецкому языку как второму иностранному становится очевидным.
Возможно, это связано еще и с тем, что на территории РФ проживет большое количество российских немцев, для которых немецкий язык является вторым, а для некоторых первым родным языком Численность немцев в России 842, тыс. человек. 42% из них считают родным языком немецкий, 58,0 % русский. Большинство российских немцев составляют потомки немецких колонистов, переселившихся в Россию в последней трети XVIII - начале XIX веков. Наибольшая численность этнических немцев находится в Поволжье, Омской области, Алтайском крае. Всего в Новосибирской области проживает 47275 российских немцев. В Венгеровском районе проживает 450 российских немцев (Такие фамилии как Роор, Бух, Фогель, Массон, Мартель, Нунгейзер, Бек, Бец, Кайзер, Грисман, Гербер, Швайгерт наверняка знают многие жители Венгеровского района)
Большой вклад в популяризацию и распространение немецкого языка в России вот уже много лет вносят Международный союз немецкой культуры и центры встреч в регионах. С 2000 года при МСНК работает методический совет, который разрабатывает учебно-методические издания, условия языковых конкурсов, языковые проекты и проводит различного рода семинары для преподавателей немецкого языка.
В Новосибирской области в 1989 года был основан Новосибирский областной Российско-Немецкий Дом, цель которого: популяризация немецкого языка, поддержание этнической культуры российских немцев. В настоящее время в структуре НО РНД действует 35 Центров немецкой культуры в 21 районе Новосибирской области и г. Новосибирске. (В том числе в Чановском и Татарском районах). Такие центры позволяют российским немцам бесплатно изучать немецкий язык и культуру Германии.
Популяризация немецкого языка помогает не только большая политика. Многие родители сегодня отправляют детей учить немецкий язык из прагматичных соображений. Они понимают, что фирм из немецкоговорящих стран в Москве значительно больше, чем из англоязычных, а кроме того, немецкие компании предлагают значительно больше рабочих мест, чем те же британские или американские компании. Свое влияние оказывает мода на европейский стиль жизни, в котором знание нескольких иностранных языков является нормой, и простой человеческий интерес к немецкой культуре.
Вместе с тем однозначно говорить о повышении интереса россиян к изучению немецкого языка нельзя. Для большинства он не является языком культурного общения. Немецкое кино в России увидеть можно разве что во время фестивалей, музыканты из Германии, поющие на родном языке, бывают и того реже, книг немецких авторов на немецком языке становится все меньше и тенденции к улучшению не видно.
В научной среде также ощущается острая нехватка информации о Германии, полученной из первоисточников. Молодые ученые предпочитают опираться на труды российских авторов или переводные статьи, тогда как большинство тем невозможно раскрыть без изучения оригинального текста.
Английский развивается как международный язык общения и считается обязательным. Знание еще одного иностранного языка — это дополнительная квалификация, которая может стать решающим критерием успеха в начале профессиональной деятельности. «Английский — обязателен. Немецкий — это плюс», — сказала как-то бывший президент Гёте-Института Ютта Лимбах.
2.2. Перспектива изучения немецкого языка в качестве второго иностранного языка.
Существует довольно старое выражение, которое гласит: «Английский язык предназначен для бизнеса, немецкий — для войны, итальянский — для искусства, а французский — для любви». Но времена меняются, и немецкий перестал быть только языком военных. Сегодня он востребован в самых разных сферах — в науке, искусстве, политике. Немецкий принадлежит к индоевропейской семье языков, в которую входит и русский. Поэтому довольно часто между их грамматиками можно провести аналогию, что очень облегчает процесс изучения.
Хочется добавить, что в нашем русском языке есть много слов, заимствованные из немецкого и ставшие нам привычными. А между тем, если заглянуть в словарь иностранных слов, можно узнать, что слова шлагбаум, рюкзак, бухгалтер, ландшафт, аншлаг, шлягер, курорт, масштаб, шланг, штука, циферблат и множество других слов и множество других имеют немецкие корни. (Приложение 4).
Вообще, ученые считают, что более простые языки внутри какой-то лингвистической семьи или группы лучше изучать после более сложных. Так, английский легче усвоится при предварительном знании немецкого и французского. В действительности, сложность в немецком языке представляет только грамматика. Но для того, что бы общаться на разговорном немецком не нужно знание всех правил грамматики. Немецкая фонетика и лексика намного лучше воспринимается русскоговорящими людьми, чем фонетические и лексические основы английского, испанского или итальянского языков. Зная немецкий язык, легко усвоить германские языки: английский, датский, шведский, норвежский, голландский
Мне стало интересно, каким количеством языков может владеть человек? Один, два, три...? В истории имеются десятки примеров выдающихся полиглотов: немецкий лингвист Шютц – говорил на 270 языках, Вильгельм Гумбольдт – немецкий ученый говорил на 117 языках. Немец Эмиль Кребс свободно говорил на 60 языках. Фридрих Энгельс владел 17 языками. В некоторых районах Земли почти 100% населения свободно знают до пяти языков! Так, в Швейцарии четыре государственных языка, и многие швейцарцы знают все четыре, плюс еще и английский [8].
По мнению синхронного переводчика, полиглота Дмитрия Петрова, «сегодня успешны те, кто знает не один, а несколько иностранных языков».1 Специалисты говорят о лингвистическом буме, который переживает весь мир и Россия в том числе. Евросоюз вывел формулу языкового образования: "Родной язык плюс два иностранных". ЮНЕСКО объявило XXI век веком полиглотов и предложило девиз: "Изучаем языки на протяжении всей жизни". Знание ряда языков востребовано.
Изучая литературу по теме , я узнала, что мнения психологов о плюсах-минусах изучения второго языка, разделилось. Одни считают это пустой тратой времени и сил, другие видят больше пользы. Мне понравилось мнение, что во многих случаях одновременное изучение языков полезно и дает отличные результаты. Те языки, которые принадлежат к разным языковым группам, строятся по разному и имеют разную лексику – именно такие языки стоит изучать одновременно. Например, изучение итальянского и английского или испанского и португальского будет сложнее, чем изучение немецкого и английского, или французского и японского. Если языки сильно друг от друга отличаются, то во время уроков мозг полностью переключается, не подсовывая «ложные» подсказки на время изучения. В настоящее время многие студенты и ученики школ (в том числе и в нашей школе) изучают два и более иностранных языка параллельно. Главное – это желание учиться и старание! Для того, чтобы эффективно учить сразу два иностранных языка, психологи рекомендуют соблюдать следующие условия.
1. Хотя бы один из изучаемых языков должен быть не ниже среднего уровня владения. Можно учить оба языка с нуля, но в таком случае задача усложняется, и способ теряет свою эффективность. Лучше сначала выучить один язык до среднего уровня, а затем уже переходить к следующему.
2. Самое главное – изучать те языки, которые интересны. Лишь в этом случае возможно сохранить мотивацию, чтобы достичь определенного хорошего уровня.
3. Уделяйте изучению иностранных языков от получаса до 3-4 часов в день. Данное условие должно выполняться как в будние дни, так и в выходные.
Отмечается, что движение вперед в освоении языка будет происходить скачкообразно. Это нормально [3].
Отрицательное мнение заключается в том, что изучение двух иностранных языков ведет к путанице и возникновению «каши» в голове.
II. Изучение немецкого языка в школах Венгеровского района.
Среди населения Венгеровского района немецкий язык также не очень популярен. Многие дети и их родители не хотят изучать этот язык, считая его не таким нужным иностранным языком, как английский.
Я решила выяснить, сколько учащихся в Венгеровском районе изучают немецкий язык.
Из беседы с главным специалистом Управления образования Венгеровского района Полиной Петровной Шевчик я узнала, что всего в нашем районе 25 школ. Из них в 24 изучается немецкий, а в 10 есть возможность изучать английский язык. Всего в 2015-2016 учебном году в школах Венгеровского района обучаются 2168 школьников,1886 изучают иностранные языки. Из них английский язык изучают 1049 учащихся, немецкий- 837 ребят.
В данной таблице представлено число школьников, изучающих иностранные языки по ступеням.
| 1-4 классы | 5-9классы | 10-11 классы |
Английский язык | 378 | 559 | 112 |
Немецкий язык | 249 | 498 | 90 |
За последние 2 учебных года данная статистика в целом не менялась, поскольку не меняется состав педагогических кадров. Полина Петровна сообщила мне, что в школах района нет учащихся, изучающих 2 иностранных языка.
Из полученных данных видно, что немецкий язык изучают 44% от всех учащихся района, а это чуть менее половины. Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация в районе с изучением немецкого языка в целом стабильна
Чего нельзя сказать о школах райцентра. В Венгеровской СОШ №2 немецкий язык не изучают вообще. А в нашей школе есть возможность изучения немецкого или английского языков. В Венгеровской СОШ №1 117 учащихся изучают немецкий язык, что составляет 26 % от общего числа изучающих иностранные языки.
Учащиеся, изучающие немецкий язык, принимают участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях. Были хорошие результаты в олимпиадах не только на муниципальном уровне, но и на региональном. Некоторые выпускники школы продолжали изучение немецкого языка в высших учебных заведениях. По их отзывам, знания немецкого языка им всегда были необходимы.
Однако, как видно, намного выше число желающих овладеть английским языком. Год за годом немецкий сдает позиции в школах и в вузах. Во многих государственных университетах студенты, учившие немецкий в школе, нередко насильно заставляют переходить на английский. И это не радует педагогов, так в итоге молодые специалисты не могут достойно общаться ни на одном из языков.
Этапы проведения исследования
На первом этапе разработана анкета для обучающихся 2-7 классов МКОУ (Приложение 5). На втором этапе проведено анкетирование, результаты которого занесены в таблицы (Приложение 6).На третьем этапе был создан буклет «Учи немецкий язык». (Приложение 7)
2.3. Анализ результатов анкетирования
В анкетировании приняли участие 99 школьников из 3-7-х классов и 15 родителей.
Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Для чего люди изучают иностранные языки?
2. Хотел бы ты изучать второй иностранный язык?
Результаты я обобщила в виде диаграммы, из которой видно, что ребята хорошо понимают ту огромную роль, которую иностранные языки играют в нашей жизни.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты показал, что 39% опрошенных учащихся хотели бы изучать второй иностранный язык (не только немецкий). А 61% ребят не хотят учить второй язык, поскольку считают, что это очень трудно и потребует много времени.
Среди родителей я тоже провела анкетирование и попросила ответить на следующие вопросы:
Отвечая на первый вопрос, родители проявили согласие с детьми и отмечали, что иностранные языки важны.
Задавая второй вопрос, мне хотелось узнать, многим ли родителям пригодилось знание иностранного языка в их профессиональной карьере. Именно этот аргумент приводят многие родители, выбирая для своих детей английский и отказываясь от изучения немецкого языка. Оказалось, что только 13% родителей знание иностранного языка необходимо в профессии.
Отвечая на третий вопрос, 53 % опрошенных родителей считают, что ИЯ нужно изучать с 10-12 лет, 26% - с 8 лет, 20% высказались за то, что ИЯ нужно учить с детского сада.
Как и учащихся, я попросила высказаться по поводу изучения второго иностранного языка. Здесь ситуация несколько иная. 60% опрошенных родителей хотели бы, чтобы их ребенок владел двумя иностранными языками.
В результате анализа значимости немецкого языка и результатов анкетирования мною был создан буклет «Учи немецкий язык!» для формирования у одноклассников и родителей представления о роли и значимости немецкого языка и повышения мотивации его изучения в школе.
Выводы
По результатам исследования были сделаны выводы:
Немецкий язык играет огромную роль в политической, культурной, хозяйственной, экономической и научной сферах общественной жизни человека.
Культурные, политические и экономические связи наших стран очень значительны. Германия занимает 2 место после Китая в торгово-экономических отношениях с Россией. Более 600 немецких фирм имеют здесь свои представительства.
Особенно привлекательна политика Германии в области образования. Германия является той страной, где молодёжь может получить бесплатное образование.
Несмотря на то, что доля изучающих немецкий язык российских школьников, студентов, аспирантов постепенно снижается, позиции немецкого языка в России в сравнении с другими иностранными языками (европейскими и восточными) и международными показателями являются пока сравнительно неплохими. Так, из общего числа иностранных граждан, изучающих немецкий язык как иностранный в различных странах мира на долю России приходится почти 17%.
В ходе исследования было выяснено, что большинство обучающихся и родителей хотят изучать английский язык, но многие не против изучения второго иностранного языка (хотя сначала нужно провести более массовое анкетирование родителей)
Заключение.
В данной работе мы попытались выяснить значимость и роль немецкого языка в российском обществе. Считаю, что моя гипотеза о том, что знание немецкого языка в России даёт большие преимущества и необходимо изучать немецкий язык, возможно в качестве второго иностранного языка, подтвердилась
Теперь я знаю, что немецкий язык по праву считается самым выразительным и совершенным, а его изучение - увлекательный процесс открытия одной из богатейших европейских культур. Популярность немецкого языка в центральной части России объясняется его большой востребованностью в политической сфере и бизнесе. К тому же наши связи с Германией развиваются гораздо быстрее и плодотворнее, чем с Америкой или Англией. И если сегодня немецкий не хотят учить в школе, значит, его роли в будущем просто не понимают.
Теперь я думаю, что когда я выступлю с результатами своего исследования перед одноклассниками, они станут изучать немецкий язык с большим интересом. Более того, для многих, может быть, он теперь станет одним из любимых предметов школьной программы!
Завершением исследовательской работы стал буклет «Учи немецкий язык» для популяризации немецкого языка для обучающихся, родителей, учителей».
Список литературы
1) Гальскова Н. Д., «Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки», ИЯШ №5 2012, (с. 3)
2) Никитенко З.Н. «Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики», ИЯШ №2 2010, (с. 7)
3) Сысоев П.В « Языковое поликультурное образование: Что это такое?», ИЯШ №4 2006 (с .2-14)
4) Языковые карьеры. Беседа Ю.Лариной с синхронным переводчиком, полиглотом Дмитрием Петровым //Огонёк. - 2012г. - №38. - с. 30-33.
5) Литкенс К.Я. “Так ли всесилен английский язык”, ИЯ в школе, № 2, 2006г., стр.19-22
6) Лукьянова И.И. Обучение немецкому языку в малокомплектной школе.// Иностранные языки в школе.-2009.- №1.- с.29-32.
7) Поляков О.Г. Об иностранном языке как учебном предмете и дисциплине в школе и вузе, языковых специальностях и науках о языке и его преподавании// Иностранные языки в школе. – 2009.-№1.- с.18-21.
8) Газета «Немецкий язык». Приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение», апрель 2009, (с. 4)
Интернет-источники
1) http://daf.report.ru/material.asp?MID=2613
2) http://www.rusdeutsch.ru/?menu=9&level2=&z=1
3) http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit04.php
4) http://info.axes.ru/read.php?pid=3544
Приложение 1
Sprache | Menschen (Mio.) |
1. Chinesisch | 1 493 |
2. Englisch | 450 |
3. Hindi | 367 |
4. Spanisch | 352 |
5. Russisch | 204 |
6. Arabisch | 202 |
7. Bengali | 187 |
8. Portugiesisch | 175 |
9. Indonesisch | 145 |
10. Deutsch | 120 |
Приложение 2
Германия (около 80 млн. носителей)
Австрия (7,5 млн. носителей)
Италия (на уровне региона Южный Тироль, наряду с итальянским; около 300 тыс. носителей)
Люксембург (около 300 тыс. носителей; используется наряду с люксембургским и французским)
Швейцария (75 % немецкий, 4—6 млн. носителей, используется наряду с французским, итальянским и ретороманским)
Аргентина — 300 000 Австралия — 150 000
Бразилия — 1 900 000 Бельгия — 112 458
Венгрия — 145 000 Дания — 20 000
Казахстан — 358 000 Канада — 128 350
Латвия — 3780 Литва — 2060
Молдавия — 7300 Намибия — 30 000
Нидерланды — 47 775 Парагвай — 200 000
Польша — 173 000 Румыния — 70 000
Россия: Европейская часть — 75 000, Сибирь — 767 300
Словакия — 12 000 Украина — 38 000
Франция — 1 200 000 Хорватия — 11 000
Чехия — 50 000 Чили — 100 000
Эстония — 3460 США — 1 483 100
Приложение 3
В 1455 году изобретатель книгопечатания Иоанн Гуттенберг напечатал Библию, которая содержала 42 страницы.
Ни одно лечебное учреждение не обходится без аппарата, изобретателем которого является Вильгельм Конрад Рентген.
Рудольф Дизель создал автомобильный двигатель;
Роберт Кох исследовал больных туберкулёзом и нашёл причину этого страшного заболевания – палочки Коха;
Благодаря Карлу Цейсу, знаменитому оптику и механику, мы можем разглядеть всё сквозь оптические приборы;
А Конрад Цузе изобрёл первый в мире компьютер.
Количество немецких лауреатов получивших Нобелевские премии это:
27 Нобелевских премий в химии,
15 в медицине,
22 в физике,
13 в литературе,
4 Нобелевских премии мира и
1 в экономических науках.
Приложение 4 «Заимствование»
бутерброд (dieButter - масло и dasBrot – хлеб), театр (das Theater),
картофель (die Kartoffel), плац (der Platz).
суп (die Suppe), салат (der Salat), компот (das Kompott),
кекс (der Keks), арматура (die Armatur),
кофе (der Kaffee) кино (das Kino),
галстук (das Halstuch),
галоша (die Galosche),
бюстгальтер (die Büste – бюст, der Halter – держатель).
клуб (der ub),
кабина (die Kabine),
лампа (die Lampe),
клавиатура (die Klaviatur),
кухня(die Küche),
граница (die Grenze).
фельдмаршал (der Feldmarschall)
штаб(der Stab),
Приложение 5 Анкета для учащихся
1) Как ты думаешь, зачем люди изучают иностранные языки?
4) Хотел(а) бы ты, чтобы ваш ребёнок изучал второй иностранный язык?
Приложение 6 Анкета для родителей
1) Как Вы думаете, зачем люди изучают иностранные языки?
2) Помогает ли Вам знание иностранного языка в вашей профессиональной деятельности?
3) Как вы думаете, с какого возраста необходимо изучение иностранного языка?
4) Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок изучал второй иностранный язык?
Приложение 7
Буклет «Учи немецкий язык!»
1