Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках немецкого языка»
Если говорить об этимологии слова “исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Для организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся мне необходимо:
– выявить мотивы, побуждающие школьников к исследовательской деятельности и особенности исследования;
– проверить как, по каким этапам возможно осуществление исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, считаю необходимым решение таких задач:
– формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов);
– совершенствование коммуникационных умений;
– формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование, как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде экзамена, презентации, является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе.
Учебное исследование способно “осветлить” атмосферу уроков. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность. Практически на каждом уроке можно использовать элементы учебно-исследовательской деятельности (работа над грамматическими и лексическими темами, с лексическими единицами).
Работая с лексикой на уроках, ребята заинтересовались происхождением некоторых немецких слов.