Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тубылгытауская СОШ»
Методическая разработка на тему:

Авторы:
Гатин Ринат Аглямович
учитель физической культуры,
Исмагилов Ильфат
ученик 4 класса
Участники:
Ученики 4 класса
2014г.
с. Тубылгы Тау
«Человек настолько молод,
насколько молод и здоров
его позвоночник»
Актуальность темы:
Здоровье — это состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. По уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Особенно сильному воздействию неблагоприятных факторов подвержены дети. Одной из важнейших причин ухудшения детского здоровья является гиподинамия, то есть дефицит двигательной активности, необходимой для нормального роста и развития.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры.
И нам стало интересно:
- Почему же с таких малых лет у ребят уже проблемы со здоровьем?
- Влияет ли тяжёлый ранец на осанку?
- Сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать?
Цель работы:
Изучить, что такое осанка и как она влияет на здоровье школьника; обратить внимание на сбережение своего здоровья путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи работы:
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
- Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2. 2821 -10 «О введении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».
- Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.
- Разработать буклет по рекомендациям и профилактике нарушения осанки у школьников.
Содержание методической разработки:
Осанка - это поза тела человека в вертикальном положении, которая формируется в процессе роста и развития.(в период от 5 до 18 лет). Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.
Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий.
Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. По нормам вес пустого ранца не должен превышать 700 грамм, а вес комплекта учебников для начальной школы не должен превышать полтора килограмма.
И мы провели несколько исследований: (участниками исследования были ученики 4 класса МБОУ «Тубылгытауская СОШ»
1 исследование: Сначала взвесил тот ранец, с которым дети пришли в школу. Потом взвесил ранцы, из которых ребята выложили все лишние предметы, оставив только учебники и тетрадки по расписанию. А затем взвесил пустые ранцы.
В результате мы выяснили: что у половины детей 4 класса уже пустые портфели не соответствуют норме. Самый лёгкий портфель весил 100 грамм, а самый тяжёлый - 1кг 100 г.
Самый тяжёлый первоначальный портфель - 4 кг 300г, а лёгкий - 2кг 900г.
2 исследование: Мы выписали из паспортов здоровья вес каждого ученика и высчитали вес идеального портфеля для каждого отдельно.(он должен составлять 10 % от веса тела.) И далее сравнил идеальный вес с реальным.
Результат: У 50 % учеников 4 класса реальный вес портфеля не соответствует норме.
3 исследование: Провели тестовый опрос, в результате которого выяснили, что у учащихся не выработаны стойкие навыки правильной посадки.
4 исследование: Мы разработали памятку о правильной осанке и раздали ученикам 1 классов
5 исследование: Объявили конкурс рисунков на тему «Портфель моей мечты»
6 исследование: Начали проводить специальную гимнастику для учащихся начальных классов с проблемами с осанкой.
Исследования показали, что у многих детей НЕТ:
- Стойких навыков правильной посадки за партой.
- Культуры посадки у телевизора, компьютера.
- Контроля над весом своего ранца.
- Систематического выполнения упражнений для формирования правильной осанки.
Проведя исследования, изучив медицинскую литературу, можно сделать вывод: если следить как мы сидим, следить какую тяжесть мы носим за спиной, выполнять специальные упражнения, то у нас (детей) будет правильная осанка и хорошее здоровье.
Спорт и двигательная активность помогают формировать правильную осанку!
В методической разработке участвовали учащиеся 4 класса, непосредственно Исмагилов Ильфат, который проводил исследования, сделал выводы, а Гатин Ринат Аглямович, учитель физической культуры МБОУ «Тубылгытауской СОШ», являлась руководителем работы, помогал, давал советы, чтобы учащиеся в дальнейшем смогли вести более сложные исследовательские работы.