СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Птицы родного края"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Птицы – один из важнейших природных компонентов круговорота веществ, и их роль значительна. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Птицы родного края"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ области














Исследовательская работа

Птицы родного края









Авторы работы:

Багманян Элеонора

Подлас Анна

ученицы 7«б» класса

Руководитель:

Мироненко Марина Леонидовна

учитель экологии







Сураж 2016

Оглавление


Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………….…..4

  1. Исследование гнезда………,…………………………......................4

  2. Опрос учащегося, нашедшего гнездо……..………………………..4

  3. Сбор, обобщение и анализ информации о гнезде и о птице-хозяйке гнезда……………………………………………………....................4

Заключение ……………………………………………………………...................6

Список литературы………………………………………………………………...7

Приложения……………………………………………………………...................8





















Введение

Этой осенью мальчик из параллельного класса Сугак Александр принес птичье гнездо. Оно было необычной формы, из необычного материала. Мы решили заняться исследовательской работой и узнать, какая птичка свила это удивительное гнездо.

Актуальность данной темы: больше узнать о необыкновенном мире птиц.

Обоснование актуальности темы. Птицы – один из важнейших природных компонентов круговорота веществ, и их роль значительна. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

Предмет исследования – гнездо

Цель исследования: определение возможных представителей птиц, свивших данное гнездо.

Задачи исследования:

1. Найти информацию о гнездах птиц в научной, художественной литературе и интернете.

2. Исследовать гнездо.

3. Собрать, обобщить и проанализировать информацию о гнезде и о птице-хозяйке гнезда.

4. Сделать вывод по результатам работы.

Гипотеза: гнездо принадлежит редкой для наших мест птице.

Методы исследования:

  • изучение и обобщение

  • измерение

  • сравнение

  • анализ

  • опрос


  1. Исследование гнезда.

Для определения птицы-хозяйки гнезда нужен целый комплекс отличительных признаков: форма и величина гнезда, особенности конструкции, состав строительного материала, своеобразие наружной облицовки и внутренней подстилки и т. д. Мы решили исследовать гнездо.

Цель – изучить конструкцию гнезда, измерить гнездо, выяснить, из каких материалов оно построено.

Результаты. Гнездо представляет собой плотный, как бы войлочный мешок с двумя входами. Он сделан из шерсти, растительных волокон и растительного пуха. Снаружи гнездо утыкано почечными чешуйками. Диаметр гнезда 90 мм, высота гнезда 160 мм, диаметр маленького бокового отверстия 50 мм, большого 70 мм. Стенки гнезда, толщиною 4—5 мм (Приложение 1).

2. Опрос учащегося, нашедшего гнездо

Полученных данных, которые мы получили в ходе исследования гнезда недостаточно. Необходимо знать характер угодья, в котором обнаружено гнездо, место его расположения. Для этого мы опросили мальчика, нашедшего гнездо. Мы составили опросник с основными интересующими нас вопросами (Приложение 2).

В результате опроса мы узнали, что гнездо найдено в Суражском районе недалеко от деревни Сенча. Оно располагалось на веточке ивы, которая росла возле болота. Причем прикреплено гнездо было на самом конце веточки. Расстояние от земли до гнезда около двух метров.

3. Сбор, обобщение и анализ информации о гнезде и о птице-хозяйке гнезда

Чтобы узнать чьё же это гнездо, мы воспользовались книгой «Птицы Подмосковья. Полевой определитель», которую получили в награду за победу в конкурсе «День птиц 2015». В этой книге мы нашли похожее гнездо. Это гнездо принадлежит птице ремез (2;173). Здесь же дано описание птицы ремез: заметно мельче воробья с коротким острым клювиком. У взрослых через глаз идет характерная черная полоса (маска), самка чуть бледнее самца, без каштанового налета на груди, маска чуть меньше. У молодых нет маски, окраска верха и крыльев заметно бледнее. В Подмосковье очень редкий гнездящийся перелетный вид, отмечен на гнездовании лишь в нескольких пунктах. Этот вид занесен в Красную книгу Московской области и в Красную книгу города Москвы [2;172].

Информации о гнезде и об этой птице оказалось не очень много, и мы решили продолжить поиск информации в других источниках. Материал о птице ремез мы нашли в иллюстрированной энциклопедии «Животные шести континентов» состовители Ю.Д.Бойчук и Р.В.Шаламов: обитает в кустах, зарослях кустарника, по берегам рек, озер, прудов. Гнезда строят самец и самка из тонких растительных волокон, полосок листьев злаков, промежутки заполняют пухом семян тополя, рогоза, ивы. Гнездо вытянутое, закругленное снизу, леток трубообразный, в верхней части гнезда [1;263].

После анализа имеющейся информации мы пришли к выводу, что возможно это гнездо принадлежит ремезу. Нас смущал только вид летка, так как в обоих источниках он указан как трубообразный, а в исследуемом гнезде имеются два боковых отверстия. Для сбора информации о птице ремез мы решили обратиться к интернет-ресурсам.

Мы собрали, проанализировали и обобщили большое количество информации. В результате нами было определено, что объект нашего исследования относится к отряду воробьинообразные, к семейству синицевые, род ремез.

Род ремез: один вид – ремез, который объединяет 10 подвидов. Правда, некоторые систематики выделяют у ремезов три вида, такие как: ремез обыкновенный, ремиз черноголовый и ремиз толстоклювый.

Крошечный ремез - лучший ткач среди европейских птиц. Сама птичка меньше воробья. Лоб и пятна около глаз - черные, верхняя часть головы и горла - беловатые, спина и поясница - рыжеватые, брюшко - светло-охристое со слабыми пестринками по бокам (Приложение 3). Птица доверчива, на близком расстоянии легко опознается. Гнездо ремеза имеет форму вытянутого шара с одним или двумя боковыми отверстиями в верхней его части. Гнездо искусно сплетает самец. Строительным материалом является каркас из мочалинок, прошитый пушинками ив и тополей. Птица плетет мягкую и в то же время теплую и прочную ткань. Стенки получаются по 1,5-2 см. Общая высота гнезда – 17 см, ширина – 11 см, диаметр летка - 3-4 см. Постройка длится около двух недель. Если самец привлечет своей песней и удобным помещением самочку, то она достраивает к гнезду вход в виде короткой трубки, и гнездо, если смотреть на него сбоку очень сильно напоминает подвешенную к концу длинной ветки белую рукавичку с незаконченной вязкой большого пальца. издали становится похожим на рукавицу. Самец строит для себя второе, «холостое» гнездо. Его легко отличить от семейного, так как оно остается без пристроенного летка.

Нижнюю внутреннюю часть гнезда птицы заполняют более нежным пухом, прикрывают им яйца, иногда отделяя одно от другого. Это связано с тем, что гнездо располагается на самом конце свисающих над водой ветвей ивы, березы или ольхи, и его сильно раскачивает ветром. По этой причине оно является малодоступным для любых хищников. Питаются ремизы обычно мелкими насекомыми, личинками насекомых, иногда семенами растений. 
Иногда рядом с основным гнездом можно найти дополнительное, как бы недостроенное, служащее местом отдыха и ночевки. Возможно, найденное гнездо предназначалось для этих целей. Однако это гнездо является несомненным доказательством гнездования этой редкой и интересной птицы.

Заключение

Нам удалось определить, гнездо какой птицы мы нашли. Это гнездо принадлежит птице ремез. Наша гипотеза подтвердилась ремез - птица редкая для наших мест. Но самое главное мы поняли, как это важно жить в мире с окружающими нас птицами, животными, насекомыми. Все мы связаны друг с другом и должны помогать тем, кто меньше и слабее нас, а они взамен будут помогать нам. Конечно, большой беды в том, что это гнездо было снято с дерева нет, но все-таки лучше не трогать птичьи гнезда. Если мы увидим гнездо, то обойдем его стороной. Возможно, птичка сидит где-то рядом, и ждет, когда мы уйдем. Это может быть единственная помощь, которую ждет от нас птичка.


Список литературы


  1. Байчук Ю.Д.. Шаламов Р.В. Животные шести континентов. Иллюстрированная энциклопедии. Издательство Клуб семейного досуга. Харьков. Белгород, 2012.

  2. Мосалов А.А., Зубакин В.А. и др. Птицы Подмосковья. Полевой определитель. Москва, 2011.

  3. Интернет- ресурсы.




















Опросник


  1. В каком месте найдено гнездо?

  2. Где располагалось гнездо?

  3. На каком дереве находилось гнездо?

  4. К какой части дерева было прикреплено гнездо?

  5. На какой высоте от земли (воды) располагалось гнездо?
























Приложение 3


Ремез обыкновенный




























9