СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со звуками волнами как одним из видов механических волн

Просмотр содержимого документа
«Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука»

 Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука

 Что такое звук    Вспомним, что механические волны распространяются в упругих средах. Часть продольных механических волн, которая воспринимается человеческими органами слуха, называется звуком, звуковыми волнами.   Звук – это воспринимаемые человеческими органами слуха механические волны, которые вызывают звуковые ощущения .

 Что такое звук

Вспомним, что механические волны распространяются в упругих средах. Часть продольных механических волн, которая воспринимается человеческими органами слуха, называется звуком, звуковыми волнами. 

Звук – это воспринимаемые человеческими органами слуха механические волны, которые вызывают звуковые ощущения .

 Диапазон звуковых волн    Опыты показывают, что человеческое ухо, органы слуха человека воспринимают колебания частотами от 16 Гц до 20000 Гц . Именно этот диапазон мы и называем звуковым. Частота которых меньше 16 Гц ( инфразвук ) и больше 20000 Гц ( ультразвук ). Этот диапазон, человеческим ухом не воспринимаются.

 Диапазон звуковых волн

Опыты показывают, что человеческое ухо, органы слуха человека воспринимают колебания частотами от 16 Гц до 20000 Гц . Именно этот диапазон мы и называем звуковым. Частота которых меньше 16 Гц ( инфразвук ) и больше 20000 Гц ( ультразвук ). Этот диапазон, человеческим ухом не воспринимаются.

 Зажатая в тиски колеблющаяся линейка  может быть источником звука.  Когда линейка смещается в одну сторону, здесь образуется уплотнение воздуха. В другую сторону – тоже уплотнение. Между этими уплотнениями образуется разряжение воздуха.  Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

Зажатая в тиски колеблющаяся линейка может быть источником звука.

Когда линейка смещается в одну сторону, здесь образуется уплотнение воздуха. В другую сторону – тоже уплотнение. Между этими уплотнениями образуется разряжение воздуха.  Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

 Между этими уплотнениями образуется разряжение воздуха.  Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

Между этими уплотнениями образуется разряжение воздуха.  Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

 Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

Продольная волна –  это и есть звуковая волна , состоящая из уплотнений и разряжений воздуха .

 В конце XVIII века был создан прибор, который называется камертон.

В конце XVIII века был создан прибор, который называется камертон.

 Распространяются звуковые волны во все стороны. Между слуховым аппаратом человека и источником звуковых волн обязательно должна быть среда. Эта среда может газообразной быть, жидкой, твердой, но это обязательно должны быть частицы, способные передавать колебания.

Распространяются звуковые волны во все стороны. Между слуховым аппаратом человека и источником звуковых волн обязательно должна быть среда. Эта среда может газообразной быть, жидкой, твердой, но это обязательно должны быть частицы, способные передавать колебания.

Для существования звука необходимы:   1. Источник звука 2. Среда 3. Слуховой аппарат 4. Частота 16–20000 Гц 5. Интенсивность  

Для существования звука необходимы:

1. Источник звука

2. Среда

3. Слуховой аппарат

4. Частота 16–20000 Гц

5. Интенсивность

 

Высота  Высота звука –  характеристика, которая определяется частотой колебаний.   Настоящий настроечный камертон, который используется для настройки музыкальных инструментов. Он издает звук, соответствующий ноте ля , или, как говорят еще, 440 Гц .

Высота

Высота звука –  характеристика, которая определяется частотой колебаний. 

Настоящий настроечный камертон, который используется для настройки музыкальных инструментов. Он издает звук, соответствующий ноте ля , или, как говорят еще, 440 Гц .

 Тембром  называется окраска звука.   Тембр – это то, чем отличаются два одинаковых звука , исполненные различными музыкальными инструментами. Вы знаете, что нот у нас семь. Если мы услышим одну и ту же ноту ля , взятую на скрипке и на фортепиано, то мы отличим их. Мы сразу скажем, какой инструмент этот звук создал. Именно эту особенность – окраску звука – и характеризует тембр.

Тембром  называется окраска звука. 

Тембр – это то, чем отличаются два одинаковых звука , исполненные различными музыкальными инструментами. Вы знаете, что нот у нас семь. Если мы услышим одну и ту же ноту ля , взятую на скрипке и на фортепиано, то мы отличим их. Мы сразу скажем, какой инструмент этот звук создал. Именно эту особенность – окраску звука – и характеризует тембр.

 Громкость звука зависит от амплитуды колебаний .  Ударим по камертону слабо, то амплитуда колебаний будет небольшая и звук будет тихий. Если ударить сильнее по нему, то и звук гораздо громче. Это связано с тем, что амплитуда колебаний будет гораздо больше. Восприятие звука – вещь субъективная, зависит от того, каков слуховой аппарат, каково самочувствие человека.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний .

Ударим по камертону слабо, то амплитуда колебаний будет небольшая и звук будет тихий. Если ударить сильнее по нему, то и звук гораздо громче. Это связано с тем, что амплитуда колебаний будет гораздо больше. Восприятие звука – вещь субъективная, зависит от того, каков слуховой аппарат, каково самочувствие человека.

Домашнее задание: § 34 (с. 115-117); Упражнение 29 (с. 118).

Домашнее задание:

§ 34 (с. 115-117);

Упражнение 29 (с. 118).

Список дополнительной литературы: // Квант. — 1992. — № 8. — C. 40-41. Кикоин А.К. О музыкальных звуках и их источниках // Квант. — 1985. — № 9. — С. 26-28. Элементарный учебник физики.   Под ред. Г.С. Ландсберга. Т. 3. – М., 1974. 

Список дополнительной литературы:

// Квант. — 1992. — № 8. — C. 40-41. Кикоин А.К. О музыкальных звуках и их источниках // Квант. — 1985. — № 9. — С. 26-28. Элементарный учебник физики.   Под ред. Г.С. Ландсберга. Т. 3. – М., 1974.