Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Новая история 1800 – 1900 гг. 8 кл. М.: Просвещение, 2013 г. под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVIII по начало XX вв. учащимися 8 класса.
Рабочая программа, разработанная для 8 –го класса, рассчитана на 68 часов в год, по 2 у/ч в неделю.
• определять и объяснять понятия; уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии; анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию; уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ. В Рабочей программе предусмотрено научить и закрепить умения:
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса по истории в рабочей программе полностью соответствуют стандарту обучения.
Результатом обучения истории в 8-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
|
№ | Тема урока, содержание курса | Оборудование, | планируемый результат | формы текущего контроля | Дом. задание | Дата План\факт |
1 | Введение. 1 час Человек в новую эпоху: от традиционного общества к обществу индустриальному | Учебник Рабочая тетрадь | - познакомить учащихся с основными целями и задачами вновь изучаемого курса - познакомить с основными критериями оценивания | Словарик. | Стр. 3-5, вопр | | |
Становление индустриального общества (8 часов) |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Военная техника. Источники энергии. Революция в средствах связи. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока. Фабрично – заводского капитализма Монополистический капитализм Техническая революция | Составление логической таблицы. | §1-2 | | |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности Классовая структура. Женский и детский труд. Женское движение за права. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Новая буржуазия Аристократия Петиция | Опрос. Работа с документами учебника. Лабораторная работа. | §3 | | |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Материальная культура. Развитие городов. Смена стиля. Повседневная жизнь людей. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Технический прогресс Каллиграфия | Рабочая тетрадь Составление логической схемы | §4 | | |
5 | Наука: создание научной картины мира. Развитие физики и естественных наук. Микробиология. Развитие медицины. Развитие образования. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Микробиология Рентген Естественно - научные представления | Составление таблицы. Опрос. | §5 | | |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Возникновение романтизма. Критический реализм. Натурализм. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Д. Байрон В.Гюго О.Бальзак | Составление хронологии. | §6 | | |
7 | Искусство XIX века, в поисках новой картины мира. Искусство XIX века. Художественная жизнь. Поэзия. Музыка. Театр. Живопись. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Т. Жерико Э.Делекруа Г. Курбе Э.Мане Ф. Шуберт | Составление хронологии. | §7-8 | | |
8 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Общественно – политические учения. Социалистические учения. Анархизм. Интернационал. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Марксизм. Либерализм. | Составление таблицы | §9-10 | | |
9 | Повторительно – обобщающий урок | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия раздела. | Тестирование Словарный диктант. Контроль таблиц. | | | |
Строительство новой Европы 9 часов |
10 | Консульство и образование наполеоновской империи. От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны консульства и империи | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Наполеон Империя Декрет | характеристика исторической личности. Наполеона. Задание № 3, стр. 88 | §11 | | |
11 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Жизнь во время империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход на Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Венский конгресс. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Бородино. Реставрация. | Карта. Опрос. Рабочая тетрадь | §12 | | |
12 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. Билль о реформе. Чартизм. Хартия. Англия - мастерская мира. Парламентский режим. Внешняя политика. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Чартизм. Мастерская мира. Парламент. | Анализ источника. Лабораторная работа. Моделирование ситуаций. | §13 | | |
13 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Промышленная революция. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830. Кризис июльской революции. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока «Король - буржуа» Луи Филипп | Составление этапов промышленного переворота. Этапы июльской революции. | §14 | | |
14 | Франция: революция 1848 г и вторая империя. Кризис общества. Причины революции. Учредительное собрание. Вторая республика. Внешняя политика. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Режимы. Наполеон III | Составление логической схемы, цепочки. | §15 | | |
15 | Германия: на пути к единству. Германский союз. Берлин, март 1848г. Образование Северогерманского союза | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Франкфуртский парламент | Работа с учебником. Документы. Лабораторная работа. | §16 | | |
16 | Единение Италии. Разделение Италии. Начало национально – освободительной борьбы и революция 1848 г. усиление Сардинского королевства. Война с Австрией. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Камилло Кавур – «ткач единства». | Составить схему «причины войны». Рабочая тетрадь. Составить словарик темы. | §17 | | |
17 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Правительственный кризис. Дипломатические игры. Седанская катастрофа и конец. Второй империи. Третья республика. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Парижская коммуна. Временное правительство национальной обороны. Правительственный кризис. «Кровавая майская неделя». | самостоятельная работа с учебником. Работа с документами. Лабораторная работа. | §18 | | |
18 | Повторительно – обобщающий урок | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия раздела. | Задания на стр 146 - 147 Тест. | | | |
Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX века. 5 часов |
19 | Германская империя в конце XIX - начале XX. Борьба за место под солнцем. Расширение Пруссии. Имперский парламент. Модернизация в экономике. «Новый курс» Бисмарка. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Рейхстаг. Монополистический капитализм. Железный канцлер. Мировая политика. | Самостоятельно составить логическую схему курса Бисмарка. | §19 | | |
20 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. Кризис «мастерской мира». Двухпартийная система. Эпоха реформ. Рождение лейбористской партии. Реформы. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Аграрное движение. Социальные реформы. Гомруль Антанта. | Работа с учебником, документы. Лабораторная работа. Понятий диктант. | §20 | | |
21 | Франция: Третья республика. Отставание в сельском хозяйстве. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Создание колониальной империи. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Коррупция государственного аппарата. Социалистическое движение. | Работа с учебником. Рабочая тетрадь. Документы. Причины отставания. Лабораторная работа. | §21 | | |
22 | Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения. Развитие сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Колониальные авантюры. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Конституционная монархия. Индустриализация. Колонии. | Работа с документами. вопросы и задания. Лабораторная работа. | §22 | | |
23 | От Австрийской империи к Австрало – Венгрии: поиски выхода из кризиса. Кризис в обществе. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. Империя Габсбургов. Политическое устройство. Начало промышленной революции. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Империя Габсбургов. Последний монарх «старой школы». | Составление логической цепочки. | §23 | | |
Две Америки 3 часа |
24 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Территория страны. Земельная «лихорадка». Плантаторское хозяйство на Юге. Образование республиканской партии. Победа северян. Гражданские войны. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Аболиционизм. Республиканские партии. | Работа с рабочей тетрадью, карта. Учебник. Документы. | §24 | | |
25 | США: империализм и вступление в мировую политику. Экономическое и политическое развитие США. Фермерские хозяйства. «Справедливый курс». | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Тресты. Финансовая олигархия. Президентская республика. Рабочее движение. Американская федерация труда. | Документы. Лабораторная работа.Составить логическую схему. | §25 | | |
26 | Латинская Америка в XIX веке - начале XX. Время перемен. Политическое, экономическое, социальное развитие Латинской Америки. Борьба за независимость. Итоги войны. Верования. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Век каудильо. Процесс модернизации. | Задания. Составление словаря раздела. Понятийный диктант | §26 | | |
Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма. Международные отношения. 4 часа |
27 | Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам. Открытие Японии и Китая. Экономическое и политическое развитие Японии и Китая. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Реформы Мэйдзи. Движение тайпинов. 100 дней реформ и их последствие. Восстание ихэтуаней. | Составление сравнительной таблицы. Рабочая тетрадь. | §27-28 | | |
28 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка в эпоху перемен. Социальное, политическое, экономическое развитие Индии. Африка – таинственный континент. Культы и религии Африки. Европейская колонизация Африки. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Колонисты. Индийский Национальный конгресс. | Работа с картой. Работа с рабочей тетрадью. Составить словарь раздела. | §29-30 | | |
29 | Международные отношения. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Балканские войны. II Интернационал. | Учебник Рабочая тетрадь | знать основные термины и понятия урока Пацифистское движение. Политическая карта мира. | Работа с картой. Рабочая тетрадь. Подготовка к тесту. | §31 | | |
30 | Итоговое повторение курса Новой истории 8 класс. | Учебник Рабочая тетрадь Карта | знать основные термины и понятия курса | Тестирование. Понятийный диктант. | | | |
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений составители:. Данилов А.А., Косулина Л.Г М.: Просвещение, 2008.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
№ | Тема | Тип | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные понятия | Знания, умения | Измерители и формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18 час) |
1 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг | Урок изучения нового материала | 1 | Внутренняя политика Александра I. | Либерализм, самодержавная власть, манифест, | Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I. | Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после переворота 1801 г., | §1 вопросы и задания, документы | | |
2 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Коалиция,конвенция, сейм | Называть основные цели,задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность | Беседа по вопросам учебника, работа с документом | §2, вопросы и задания, документ | | |
3 | Реформаторская деятельность. М. М. Сперанского | Ком-бини-рован-ный | 1 | Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | реформа, разделение властей, политические права, избирательное право | Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | понятийный диктант, работа с документом | §3 вопр. | | |
4 | Отечественная война 1812 г. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, генеральное сражение, партизаны | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Алгоритм военных действий, контурная карта | §4, вопросы и задания | | |
5 | Заграничный поход русской армии | Ком- бини- рован- ный | 1 | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | Беседа по вопросам учебника, контурная карта, работа с документом | §5 | | |
6 | Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1820 гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций | Гражданские свободы, автономия, мистицизм ! | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1820 гг.; давать оценку внутренней политики | Проблемное задание, сравнительная таблица | §6, вопросы и задания, таблица | | |
7 | Социально-экономическое развитие | Ком-бини-рован-ный | 1 | А. А. Аракчеев. Аракчеевщина | Тарифный устав, военные поселения | Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | Тест | §7, вопросы и задания | | |
8 | Общественное движение | Урок изучения нового материала | 1 | Тайные общества Северное и Южное, их программы | Общественное движение, либерализм,тайное общество, конституция | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | «Мозговой штурм» | §8, вопросы и задания | | |
9 | Выступление декабристов | Урок-диалог | 1 | Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Династический кризис | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Творческое задание | §9, вопросы и задания | | |
10 | Внутренняя политика Николая I | Урок изучения нового материала | 1 | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | Проверочная работа «Россия при Александре I» | §10, вопросы и задания | | |
11 | Социально-экономическое развитие | Ком-бини-рован-ный | 1 | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капитали-стые» крестьяне | Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина | Понятийный диктант | §11, вопросы и задания, документы | | |
12 | Внешняя политика Николая I | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | «Международный жандарм» | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | Опрос по вопросам учебника, контурная карта | §12, вопросы и задания, документы | | |
13 | Общественное движение | Ком-бини-рован-ный | 1 | Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Работа в малых группах: работа с документом, сравнительная таблица | §13, вопросы и задания, документы | | |
14 | Крымская война | Ком-бини-рован-ный | 1 | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | | Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Алгоритм военных действий; контурная карта | §14, вопросы и задания, опережающее задание | | |
15 | Образование и наука. | Урок изучения нового материала | 1 | Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. | Сословность образования | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Сообщения, творческие задания | §15вопросы и задания, документы | | |
16 | Русские путешественники и первооткрыватели | Урок изучения нового материала | 1 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | | | Сообщения, творческие задания | §16 вопросы и задания | | |
17 | Художественная культура | Урок изучения нового материала | 1 | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Викторина | §17вопросы и задания, документы | | |
18 | Быт и обычаи | Урок изучения нового материала | 1 | Новые черты в быту, изменения в городской жизни | шорничество | | Сообщения, творческие задания | §18 вопр | | |
19 | Повторительно- обобщающий урок | | | | | | Контрольная работа | | | |
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (16 часов) |
20 | Накануне отмены крепостного права. | Урок изучения нового материала | 1 | Александр II. Накануне отмены крепостного права. | Реформа, | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; | Эвристическая беседа с элементами ролевой игры | §19-20, вопросы и задания, документы | | |
21 | Крестьянская реформа 1861 г. | Урок изучения нового материала | 1 | Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники | знать основные положения , крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | беседа | §20 вопр., зад. | | |
22 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значения соц. реформ. | Составление схем, таблиц, логических цепочек | §21-22, вопросы и задания, таблицы | | |
23 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Ком-бини-рован-ный | 1 | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система | Называть основные направления эконом.политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; называть и показывать на карте | Обобщающая беседа | §23, вопросы и задания, документы | | |
24 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Ком-бини-рован-ный | 1 | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | Либералы, консерваторы | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма | Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование | §24, вопросы и задания, документы | | |
25 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Ком-бини-рован-ный | 1 | Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля» | Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор | Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения | Составление сравнительных таблиц, взаимопроверка | §25, вопросы и задания, документы | | |
26 | Революционное народничество второй половины 60-начала 80-х гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | | | | Самостоятельная работа, работа с документом | §26, вопросы И задания, документы | | |
27 | Внешняя политика Александра II | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» | Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | Обобщающая беседа, контурная карта | §27-28, вопросы и задания | | |
28 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Ком- бини- рован- ный | 1 | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война | Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефан-ского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Алгоритм военных действий; контурная карта | §28 вопр. даты | | |
29 | Внутренняя политика Александра III | Ком-бини-рован-ный | 1 | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика | Приводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III | Повторительно- обобщающий тест | §29-30, вопросы и задания, документы | | |
30 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90-х гг. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение | Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н. X Бунге и И. А. Вышнеградско-го; знать экономическую платформу С. Ю. Витте; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте | Проблемное задание; развернутый план | §31вопросы и задания, документы | | |
31 | Положение основных социальных слоев общества | Ком-бини-рован-ный | 1 | Экономическая политика Александра III. Изменения в социальной структуре общества | | | Беседа по вопросам домашнего задания | §32 вопросы | | |
32 | Общественное движение в 80-90-х гг. | Урок изучения нового материала | 1 | Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Работа с документом | §34, вопросы и задания, документы | | |
33 | Внешняя политика Александра III | Урок изучения нового материала | 1 | Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров» | Сепаратный мир, мобилизация | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | Контурная карта, хронологическая таблица | §35, вопросы и задания, документы | | |
34 | Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство | Урок изучения нового материала | 1 | Развитие образования, естественных и общественных наук. | | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Сообщения | §36-37; вопросы и задания | | |
35 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни | Урок изучения нового материала | 1 | Российская культура XIX в. | | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Сообщения | §38-39; | | |
36 | Повторительно-обобщающий урок:Россия во 2 пол. 19в | Итоговый урок | 1 | | | | Контрольное тестирование | | | |
37 | Итоговое повторение:Россия и мир на пороге 20 века | Итоговый урок | 1 | | | | | | | |