ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА Авторы – составители:
Богомолова Е.Н. МОУ «СОШ №6» г. Благодарный
Склярова Е.И. МОУ «СОШ № 16» Благодарненский район
Денека И.Н. МОУ «СОШ №1» г. Благодарный
Лихоманова Г.М. МОУ лицей №8 г. Будённовск
Гедиева Ф.М. МОУ «НОШ № 31» Предгорный район
г. Ставрополь, 2011 год
У старой сосны.

Душистой смолою пахнет бор.
У старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку носились они по лесу. Грызли смолистые, тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат. Надо спрятать в дуплах деревьев запасы: двадцать пять килограммов орехов, насушить десять килограммов грибов, собрать тридцать килограммов шишек и пятнадцать килограммов ягод.
Иногда белки отправляются
в далёкие и опасные путешествия.
Смело переплывают они широкие реки, забегают в города.
С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой бегают белки по деревьям. Так они встречают тёплую весну.
Радостно играют у старой сосны проказницы-белки.
1 – й вариант Фамилия, имя __________________________________ Школа ______________ Класс ___________________ |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
В третьем абзаце найди ответ на вопрос: «Какие заботы летом у белки?»
___________________________________________________
___________________________________________________
Задание 2.
Найди в тексте ответ на вопрос: «Где резвятся белки?» Спиши это предложение.
______________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Задание 3.
1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие и надпиши над ним: д.п.
2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие признак предмета и надпиши над ними: п.п.
Задание 4.
1. К какой группе животных относится белка? Дополни каждую группу двумя примерами.
Звери: _____________________________________________
Птицы:____________________________________________
Рыбы: _____________________________________________
2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5.
Одна белка насушила на зиму 40 грибов, а другая 54 гриба.
1. Запиши вопрос задачи, если она решается так:
40 + 54 =
___________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ: _____________________________
2. На сколько у второй белки грибов больше, чем у первой? Запиши выражение и вычисли его значение:
___________________________________________________
Задание 6.
Отметь значком + у какого животного вес больше, чем у белки, но меньше, чем у рыси.
А


Б В Г

вес 1 кг вес 3 кг вес 12 кг вес 90 кг
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7-11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 7.
На одном дереве 5 шишек, а на другом в 8 раз больше, чем на первом. Сколько всего шишек на двух деревьях?
Запиши решение задачи и ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Запасы белки | Количество килограммов | Какие запасы по весу на первом месте? Какие места у остальных? |
орехи | | |
ягоды | | |
грибы | | |
шишки | | |
Задание 9.
Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
Когда белки отправляются в далёкие и опасные путешествия?
Объясни:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Подумай и ответь: чем ты можешь помочь животным зимой?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Напиши, что означает слово «резвятся».
______________________________________________________________________________________________________
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
и основные результаты их выполнения
Часть рабо- ты | Номер зада- ния | Учебный предмет, раздел / тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложнос ти задания | Макси- маль- ный балл | Успешность в зависимости от успеваемо- сти, в процен тах |
отлич- но ус- певаю- щие | слабо- успе- ваю- щие |
Основная часть | По усмот- рению учите- ля | Чтение, навыки чтения | Скорость чтения несплошного текста про себя или шёпотом | | В бал- лах не оцени- вается | От 32 и более слов в минуту; от успеваемости не зависит |
1 | Чтение, осознан- ность чтения | Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца | Базовый | 1 | | |
2.1 | Чтение, выбороч ное чтение | Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос | Базовый | 1 | | |
2.2 | Русский язык, право- писание | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списы- вать предложение | Базовый | 1 | | |
3 | Русский язык, морфоло гия | Первичное умение определять части речи – глагол и имя прилага- тельное | Базовый | 1 | | |
4.1 | Окружаю щий мир, природ- ные объекты | Умение приводить примеры к предложен- ной классификации животных | Базовый | 1 | | |
4.2 | Русский язык, фонетика | Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях | Базовый | 1 | | |
5.1 | Матема- тика, числа и величины | Умение соотносить вопрос задачи и выражение для её реше- ния, понимать смысл арифметических дейст- вий ( сложения, вычитания) | Базовый | 1 | | |
5.2 | Матема- тика, числа и величины | Вычислительные навыки при выполнении действий вычитания и сложения | Базовый | 1 | | |
6 | Матема- тика, числа и величины | Умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем …) | Базовый | 1 | | |
| Всего | 6 заданий базового уровня, максимальный балл - 9 |
Часть рабо- ты | Номер зада- ния | Учебный предмет, раздел / тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложнос ти задания | Макси- маль- ный балл | Успешность в зависимости от успеваемо- сти, в процен тах |
отлич- но ус- певаю- щие | слабо- успе- ваю- щие |
Дополнительная часть | 7 | Матема- тика, числа и величины | Умение решать составную текстовую задачу | Повышен ный | 2 | | |
8.1 | Чтение, математи ка, работа с данными | Умение заполнять таблицу, используя необходимую инфор- мацию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр | Повышен ный | 1 | | |
8.2 | Математи ка, работа с данными | Первичное умение ранжировать числа | Повышен ный | 1 | | |
9.1 | Чтение, работа с информа цией (ин терпрета ция) | Первичное умение интерпретировать и обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающие эти связи суждения из ряда предложенных | Повышен ный | 1 | | |
9.2 | Чтение, работа с информа цией (аргумен тация). Русский язык, развитие речи | Умение пояснять выбранное суждение | Повышен ный | 1 | | |
10 | Русский язык, развитие речи (выс казыва- ние). Окружаю щий мир, человек и природа | Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему | Повышен ный | 2 | | |
11 | Русский язык, лексика | Умение объяснять значение слова | Повышен ный | 1 | | |
| Всего | 5 заданий повышенного уровня, максимальный балл - 9 |
Вся работа в целом | Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы | 2 | | |
ВСЕГО: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня ( от 0 до 9 баллов), поощрительные баллы за самостоятельность выполнения работы ( от 0 до 2 баллов) Максимальный балл за работу – 20 баллов |
Задания основной части
Задание 1
Осознанность чтения
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
Записано выкормить бельчат, спрятать в дуплах запасы
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Задание 2
Выборочность чтения
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
Найдено и записано предложение: У старой сосны резвятся весёлые проказницы – белки.
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Списывание
При проверке умения списывать предложение оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания. Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:
а) оформлено верно (выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами);
б) не содержит ошибок или допущенные ошибки были обнаружены и исправлены ребёнком.
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Задание 3
Задание 3.1 (найти слова, обозначающие действие предмета в выписанном предложении) и задание 3.2 (найти слова, обозначающие признак предмета в выписанном предложении) при оценке не разделяются, поскольку оба эти задания проверяют умение находить и выделять изученные части речи. Оценка этого умения ведётся по любому предложению, выписанному ребёнком, даже если это предложение не отвечает требованиям задания.
Если ребёнок выписал предложение правильно, оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
п.п. д.п. п.п.
У старой сосны резвятся весёлые проказницы – белки.
Найдено и отмечено не менее одного любого признака предмета из двух возможных и одно действие предмета.
Если ребёнок выписал другое предложение, при оценке правильности выполнения задания нужно иметь в виду следующее:
1) навык считается сформированным, если найдено не менее 2/3 требуемых слов;
2) количественный критерий может быть снижен с учётом трудности анализа выписанного предложения для ребёнка: однородные члены, сложное предложение и т.д.
Задание 4.1
Классификация животных
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
звери – белка и любые два названия
птицы – любые два названия
рыбы - любые два названия
Задание 4.2
Выделение букв мягких согласных
Оценка умения выделять буквы мягких согласных ведётся по любым словам, написанным ребёнком, даже если они не отвечают требованиям задания.
Оценка 1 балл ставится, если в написанных словах выделены все буквы мягких согласных.
Задание 5
Соотнесение вопроса задачи и выражения для её решения
Оценка 1 балл ставится, если в задании 5.1 правильно записан вопрос задачи по предложенному выражению, а в задании 5.2 правильно записано выражение по предложенному вопросу.
Ответы, данные детьми, должны соответствовать кодам правильных ответов, при этом не должно быть противоречивых записей или пометок. Словесная формулировка, данная ребёнком, может отличаться от предложенной ниже, но должна точно передавать смысл арифметического действия и отношения между объектами.
Код правильных ответов:
В задании 5.1 записано: Сколько всего грибов насушили белки?
В задании 5.2 записано выражение: 54 - 40
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Вычислительные навыки
Оценка 1 балл ставится, если ответы и к заданию 5.1, и к заданию 5.2 соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов: присутствуют обе записи
В задании 5.1 записано: 94
В задании 5.2 записано:14
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Задание 6
Сравнение величин
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
Отмечено Б или записано заяц
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Задания дополнительной части
Задание 7
Решение текстовой задачи
Оценка 2 балла ставится, если дан полный правильный ответ, точно соответствующий коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
Приведены вычисления:
1) 5 х 8 = 40
2) 40 + 5 = 45
Оценка 1 балл ставится, если дан частично правильный ответ.
В иных случаях ставится оценка 0 баллов.
Задание 8
Поиск информации для заполнения таблицы, запись числа цифрами
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
Запасы белки | Количество килограммов |
орехи | 25 |
ягоды | 15 |
грибы | 10 |
шишки | 30 |
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Ранжирование чисел
При проверке умения ранжировать числа оценивается любой ряд чисел, выписанный ребёнком в предыдущем задании, даже если он не отвечает требованиям задания.
Если ребёнок выписал количество килограммов правильно, то оценка
1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Если ребёнок ранжирует иной ряд чисел, то оценка 1 балл ставится, если все выписанные числа правильно проранжированы.
Код правильных ответов:
орехи | 2 |
ягоды | 3 |
грибы | 4 |
шишки | 1 |
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Задание 9
Интерпретация текста
Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует коду правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Код правильных ответов:
отмечено А
Все иные ответы оцениваются 0 баллов
Аргументация своего суждения
Оценка 1 балл ставится, если в ответе приводится объяснение, не противоречащее информации в исходном тексте (или содержащее прямую ссылку на текст)
Грамотность не является предметом оценки в данном задании.
Задание 10
Свободное высказывание
Оценка 2 балла ставится, если:
а) в составленном тексте прослеживается связь с заданным вопросом;
б) составленный текст самостоятелен – оригинален по сравнению с фразой из предложенного текста «Помоги животным: повесь кормушку» или содержание этой фразы дополнено, пояснено и т.п.
Оценка 1 балл ставится, если в ответе выписана фраза «Помоги животным: повесь кормушку» или фраза незначительно преобразована (идёт от первого лица)
Все иные ответы, в том числе тексты, в которых не прослеживается связь с заданным вопросом, оцениваются 0 баллов.
Грамотность не является предметом оценки в данном задании.
Задание 11
Объяснение значения слова
Оценка 1 балл ставится, если смысл слова передан верно или без существенных искажений. Для передачи значения/смысла слова может быть использован любой способ, например, значение слова раскрывается с помощью:
- его пояснения ( в том числе с использованием конструкции типа «это когда…»),
- приведение примера употребления этого слова,
- подбора синонима,
- иным способом.
Оценка 0 баллов ставится, если смысл слова передан неверно, с существенными искажениями или в ответе присутствует тавтология.
Задания 1 – 11 : самостоятельность выполнения работы
Максимальная оценка – 2 балла.
Оценка 2 балла ставится, если ребёнок работал полностью самостоятельно.
Оценка 1 балл ставится, если ребёнок работал в основном самостоятельно, лишь изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробными разъяснениями формулировки задания или за помощью.
Во всех иных случаях ( частичное обращение к учителю, постоянная перепроверка собственного понимания формулировки задания, обращения с затруднениями, требующими от учителя наводящих вопросов и т.п.) оценка в оценочный лист не ставится или ставится 0 баллов.