Итоговое занятие на тему «Зимующие птицы»
Задачи:
Образовательные:
- обобщение и систематизация представлений о зимующих птицах;
- уточнение и расширение словаря: синица, воробей, сорока, снегирь, ворона, летать, прыгать, клевать, ходить, корм, кормушка;
- совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие диалогической речи;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие мышления, внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные:
- воспитание сочувствия, сопереживания и заботливого отношения детей к птицам.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на прогулке;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение стихотворений и художественных произведений;
- заучивание стихотворения Б.Полякова «Синички»;
- изготовление кормушек (совместная деятельность с родителями).
Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих птиц; разрезные картинки; карточки с изображением корма для птиц; корм для птиц в баночках (рябина, зернышки, семечки, сало, яблоко); кормушки; снежинка; видеозапись «Птицы зимой»; аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь», «Голоса птиц», «Птицы-пальчики».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь» дети заходят в группу.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
- А теперь встанем в круг.
Приветствие «Улыбка».
Я по кругу иду
И улыбку всем дарю.
Улыбнись и ты скорей
Вместе станет веселей.
- Если утро начинается с улыбки, то и день будет замечательным.
2.Основная часть.
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый-
От снега в комнате светло.
- Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? Почему? (потому что на улице зима)
- Назовите признаки зимы. (Земля покрыта снегом. Деревья стоят без листьев. На улице холодно. Люди надели теплую одежду. Солнце светит, но не греет. Птицы улетели в теплые края.)
- А все ли птицы улетели? (нет)
Птичьи гнезда опустели
Птицы к югу улетели.
Оказался всех смелей
Наш дворовый воробей.
С нами на зиму остался,
Холода не испугался.
- А вот и наши птицы. Где спрятался воробей? Покажи…
-Какие еще птицы остались с нами зимовать? (Дети называют и показывают)
- Какие птицы к нам прилетели? (Синица и снегирь)
Воспитатель выставляет картинки.
- А может вы знаете почему синицу так назвали? (она поет «синь-синь»)
- Как мы всех этих птиц называем одним словом? (зимующие)
- Что умеют делать птицы? (летать, ходить, прыгать, клевать)
Игра «Подбери действие».
- А еще они очень любят греться на солнышке.
Логоритмическое упражнение «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам,
В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)
Распушили перышки, (частое потряхивание руками
Греются на солнышке. один хлопок по бокам)
Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.
- А как красиво поют птицы и каждая по-своему. Послушаем их голоса и постараемся угадать: что за птичка так поет?
Игра «Угадай по голосу».
- Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в птичек и поиграем.
Музыкальная физкультминутка «Птицы-пальчики».
- Ребята, посмотрите, какие красивые тарелочки стоят на столе. Что же в них лежит? (фигуры)
- Ребята, эти фигуры не простые, они волшебные. Переверните их. Что вы видите? (что-то нарисовано)
- Что нам надо сделать, чтобы увидеть картинку? (собрать части)
- Соберите, пожалуйста. (под музыку)
Игра «Собери птицу».
- Кто нарисованы на картинке? (птицы)
- Назовите птиц, которые у вас получились? (дети по очереди называют)
- Каких птичек по две? (синиц, воробьев, ворон)
- Скажем все вместе: две вороны, два воробья, две синицы.
- Полетели птички…(дети выходят из-за столов)
- Вспомним стихотворение про синичек.
Дети читают стихотворение Б. Полякова «Синички».
- Ребята, вы любите смотреть фильмы? А вот и наш кинозал. Садитесь на стульчики. Мы посмотрим фильм о зимующих птицах.
Видеофильм «Птицы зимой».
- Понравился вам фильм? (ответы детей)
- Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки, покормить)
- Посмотрите, какие замечательные кормушки смастерили ваши родители.
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь, синица,
Прилетайте подкрепиться.
- Теперь мы сможем покормить птиц. Чем мы будем их кормить? (ответы детей)
- Все птицы едят зернышки, хлеб, семечки, но у каждой есть любимое лакомство. А какое? Вы мне назовете.
Игра «Покорми птиц».
На столе в баночках лежит корм. Рядом – картинки с изображением этого корма. Дети рассматривают содержимое баночек, берут картинки и прикрепляют на доску к птицам.
- Что это…? Кто любит полакомиться…?
- Молодцы! Всех птичек накормили. Когда мы с вами пойдем на прогулку, развесим кормушки, чем мы покормим воробья? Синицу? Чем будем кормить ворону? Сороку? Чем порадуем снегиря? (Полные ответы детей)
3. Заключительная часть.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
- О ком мы сегодня говорили? (о зимующих птицах)
- Передаем снежинку и называем их.
- Как мы можем помочь зимой птицам? (развесить кормушки, положить корм)
- Мы развесим кормушки на деревья, положим в них корм и птицы, которые прилетят к нам не останутся голодными.