Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса. Вариант 1.
1. «... - это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия собственно монгольских полчищ». К какому произведению относится эта цитата?
а) «Повесть временных лет» б) «Поучение» Владимира Мономаха» в) «Слово о полку Игореве»
2. О какой героине идёт речь в следующем фрагменте?
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
3. Назовите автора следующих строк и жанр произведения:
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
4. Заполните пропуски, вставив слова:
Науки юношей …………………………..,
Отраду старым …………………………..,
В счастливой жизни …………………………..,
В несчастной случай …………………………..;
В домашних трудностях …………………………..
И в дальних странствах …………………………..
Науки пользуют …………………………,
5. Назовите автора и название произведения:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
6. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».
а) «Горе от ума» А. С. Грибоедова б) «Недоросль» Д. И. Фонвизина в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
7. Назовите произведение, являющееся первой реалистической комедией в русской литературе.
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина б) «Трумф или подписчица» И. А. Крылова
в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова г) «Ревизор» Н. В. Гоголя
8. Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?
а) завязка б) эпилог в) развязка г) кульминация
9. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм
б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
в) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
г) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
10. Кого из русских писателей XVIII в. считают крупнейшим писателем- сентименталистом?
11.Назовите автора, название произведения, жанр и персонажа, о котором идёт речь:
«К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать».
12. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам. Назовите этого героя.
а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина б) «Горе от ума» А. С. Грибоедова в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
13. Из какого произведения взяты эти строки: Блажен, кто верует, тепло ему на свете!.. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
14. Назовите автора следующего стихотворного отрывка и название произведения:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился
15. Укажите название произведения и год его написания:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
16.Назовите героя, автора, название произведения, жанр: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет».
17. Назовите автора, название произведения, жанр:
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное?»
18. Узнай героя по описанию: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»
19. Какое средство выразительности используется в предложении: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…»
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса. Вариант 2.
1. Основная идея «Слова о полку Игореве»:
А) Мужество и героизм русских воинов Б) Ответственность за совершаемые деяния В) Единство и прекращение раздробленности русских княжеств
2. О какой героине идёт речь в следующем фрагменте?
— Солнце трижды светлое!
С тобою Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?
3. Назовите автора следующих строк и жанр произведения:
Лице свое скрывает день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна* тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
4. Заполните пропуски, вставив слова:
Науки юношей …………………………..,
Отраду старым …………………………..,
В счастливой жизни …………………………..,
В несчастной случай …………………………..;
В домашних трудностях …………………………..
И в дальних странствах …………………………..
Науки пользуют …………………………,
5. Назовите автора и название произведения:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!
6. Назовите автора, название произведения, жанр и персонажа, о котором идёт речь:
«…сей молодой человек был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил…»
7. Н.М. Карамзин – основоположник: 1. Классицизма. 2. Сентиментализма. 3. Романтизма.
8. К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»:
А) поэма б) повесть в) баллада г) элегия
9. Основной конфликт в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: а) драматическая история любви Чацкого и Софьи б) столкновение взглядов Чацкого и фамусовского общества
в) взаимоотношения отцов и детей.
10. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:
а) Стародуму из «Недоросля» б) Чацкому из «Горя от ума» в) молодому солдату из «Бородина» г) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»
11. Назовите автора следующего стихотворного отрывка и название произведения
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И,обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
12. Укажите название произведения и год его написания:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
13. Какое произведение было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни…»:
а) «Горе от ума»» б) «Евгений Онегин» в) «Недоросль» г) «Мертвые души»
14. А.С. Пушкин одного из своих героев назвал «добрый мой приятель». Назовите этого героя.
15. Назовите героев, о которых идёт речь:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
16. Назовите героя, автора, название произведения, жанр: «…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…»
17. Назовите автора, название произведения, жанр: «Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»
18. Узнай героя по описанию: «….он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
19. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»? а) символизм б) имажинизм
в) футуризм г) акмеизм
20. Назовите поэта, которому принадлежат следующие строки:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
21. Какое средство выразительности используется в предложении: «Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся, был от него без памяти».