Пояснительная записка.
Тест состоит из: Часть А представлена в тестовых заданиях, 20 вопросов, ученики должны выбрать из 4 ответов один правильный. Задания части В, 5 вопросов, предполагают самостоятельный поиск учащимися верного ответа.
Задания ориентированы на быстрое решение, на выполнение всего теста даётся 45 минут
За правильный ответ на вопрос части А, ученик поучает 1 балл
За правильный ответ на вопрос части В, ученик поучает 5 балла
Соответствие оценки и числа полученных баллов следующее:
Оценка «5» - 40 – 45 баллов
Оценка «4» - 39 – 30 баллов
Оценка «3» - 29 – 25 баллов
Оценка «2» - 24 балла и менее
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по литературе дается 45 минут.
Работа состоит из 20 заданий с выбором одного ответа и 5 заданий с кратким ответом.
К каждому заданию с выбором ответа даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы с кратким ответом вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответ на этот вопрос в экзаменационной работе в отведенном для этого месте словами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов.
Желаю успеха!
1 – вариант
ЧАСТЬ А
Фольклор – это:
Устное народное творчество
Художественная литература
Жанр литературы
Жанр устного народного творчества.
Поговорка - это
1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения
2. вид художественного произведения
3. сказания, передающие представления древних народов о мире.
3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:
1. хорей
2. амфибрахий
3. ямб
Заткнуть за пояс:
Это пословица
Это поговорка
Это афоризм
Это крылатое выражение
Назовите имя русского баснописца:
М.В. Ломоносов
В.А. Жуковский
И.И. Дмитриев
Н.М. Карамзин
От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
От лица самого Тургенева
От лица охотника
От лица крестьян
От лица помещиков.
Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
Изображение жизни помещиков
Изображение жизни крестьян
Борьба против крепостного права
-Изображение жизни России Х1Хвека
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Крестьянские дети
Взрослые крепостные крестьяне
Помещики
Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:
2
4
5
6
Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
Некрасов
Фет
Тютчев
Пушкин
Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1-«Уроки французского»
2-«Кладовая солнца»
3-«Тринадцатый подвиг Геракла»
4-«Срезал»
12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П.Чехов а. «Дубровский»
2.А.С.Пушкин б. «Толстый и тонкий»
3. В.М.Шукшин в. «Бежин луг»
4. И.С.Тургенев г. «Критики»
13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Платов а) «Левша»
2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»
3) Санька в) «Дубровский»
4) Троекуров г) «Алые паруса»
14. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:
1) построение художественного произведения;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты
15. Сатира – это:
Высмеивание пороков общества
Высмеивание порок людских характеров
Реалистическое отображение действительности
Фантастическое изображение действительности.
Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
Пришвин
Платонов
Распутин
Астафьев
Сколько подвигов совершил Геракл:
11 2. 8 3. 9 4. 12
Не является элементом композиции
1)Эпиграф
2)Экспозиция
3)Развязка
4)Кульминация
19. Не является элементом композиции
1)Эпиграф
2)Экспозиция
3)Развязка
4)Кульминация
20. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
1. Царское село а) М.Ю. Лермонтов
2. Овстуг (Брянская область) б) А.С. Пушкин
3. Тарханы (Пензенская область) в) Ф.И. Тютчев
4. Спасское-Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
ЧАСТЬ В
В-1 Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1. «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»
____________________________________________
2. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
____________________________________________
3. «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать
____________________________________________
В-2 Дайте письменный ответ определениям
1.Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
___________________________________________________________________________
2. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
_____________________________________________
3. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
_____________________________________________
4. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
_____________________________________________
В-3 Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
____________________________________________
____________________________________________
В-4 Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».
____________________________________________
В-5. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы…
_____________________________________________
– вариант
ЧАСТЬ А
1. Пословица – это:
1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3. выражение насмешки.
2. Назовите основные роды литературы:
1.- эпос, повесть, драма
2- эпос, лирика, драма
3- роман, поэма, комедия
Назовите жанры фольклора:
Колядки
Лирическая поэма
Роман
Афоризмы
Назовите имя русского баснописца:
1- И.И.Дмитриев
2- В.А.Жуковский
3- А.А.Блок
4- В.М.Шукшин
«Дубровский» А.С. Пушкина – это:
Это повесть
Это рассказ
Это роман
Это новелла
Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1.сказка, 3. сказ,
2. притча, 4. рассказ.
7. Композиция - это:
Выразительное средство языка
Это структурный элемент драмы
Это последовательность событий в произведении
Это построение художественного построения.
Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
1-А.С.Пушкин
2-А.А.Фет
3-Ф.И.Тютчев
4-М.Ю.Лермонтов
Левша родом из:
Москвы
Санкт-Петербурга
Вологды
Тулы
Левша в произведении Лескова символизирует:
Русский народ
Крепостное крестьянство
Русскую интеллигенция
Русское дворянство.
Произведение Грина «Алые паруса» относится:
К романтическим произведениям
К реалистическим произведениям
К фантастическим произведениям
К приключенческим произведениям
Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
Дубровский и Маша
Сильвио и графиня Б..
Грей и Ассоль
Ромео и Джульетта
Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1) П. Мериме а) « Железная дорога»
2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»
4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»
14. Какой художественный прием использует автор:
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)
1)Эпиграф
2)Экспозиция
3)Эпитет
4)Олицетворение
15. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»
1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Изображение одного предмета путем сравнения его с другим
16. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Марья Кириловна а) «Дубровский»
2) Грэй б) «Кладовая солнца»
3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»
4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
17.Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках. По лицу были крупные, как монетки, веснушки:
Митраша
Настя
Ассоль
Маша Троекурова
18.Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
Лидия Валентиновна
Анастасия Прокопьевна
Анастасия Ивановна
Лидия Михайловна.
19. Не является элементом композиции
1)Эпиграф 2)Экспозиция 3)Развязка 4)Кульминация
20. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
1. Царское село а) В.М. Шукшин
2. Овстуг (Брянская область) б) А.С. Пушкин
3. Село Сростки (Алтайский край) в) Ф.И. Тютчев
4. Деревня Дудино (Московская область) г) М.М. Пришвин
ЧАСТЬ В
В-1 Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1. «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»
____________________________________________
2. «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
____________________________________________
3. «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать
____________________________________________
В-2 Дайте письменный ответ определениям
1.Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
___________________________________________________________________________
2. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
_____________________________________________
3. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
_____________________________________________
4. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк: «чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
_____________________________________________
В-3 Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
____________________________________________
____________________________________________
В-4 Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».
____________________________________________
В-5. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы…
_____________________________________________
КЛЮЧИ
Вариант – 1
ЧАСТЬ - А
- 1
- 1
- 2
- 2
- 3
- 2
- 3
- 2
- 3
- 1
- 1
- 1б, 2а, 3г, 4в
- 1а, 2г, 3б, 4в
- 3
- 1
- 4
- 4
– 4
1
1б, 2в, 3а, 4г
ЧАСТЬ – В
В-1
1. Настя (Пришвин «Кладовая солнца»),
2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки фр.языка»),
3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)
В-2
1. эпитет
2. аллитерация
3. антитеза
4. рифма
В-3. экспозиция, завязка, развитие
сюжета, кульминация, развязка
В-4. олицетворение
В-5. метафора
Вариант – 2
ЧАСТЬ - А
- 1
- 2
- 1
- 1
- 3
- 3
- 4
- 1
- 4
- 1
- 1
- 3
- 1г, 2б, 3в, 4а
3
- 2
- 1а, 2в, 3б, 4г
- 2
- 4
1
1б2в3а4г
ЧАСТЬ – В
В-1
1. Настя (Пришвин «Кладовая солнца»),
2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки фр.языка»),
3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)
В-2
1. эпитет
2. аллитерация
3. антитеза
4. рифма
В-3. экспозиция, завязка, развитие
сюжета, кульминация, развязка
В-4. олицетворение
В-5. метафора