Вариант 2
1. Пишется "А" на месте пропуска в словах:
оп…здать
нам…чить
зар...стающий
изл…гать
к…питал
2. Пишется "Е" на месте всех пропусков в рядах:
п…лот
зам…реть
д…корация
м…ротворец
выт…рать
3. Пишется «О» на месте пропуска в словах:
ч…лка
старуш…нка
смущ…нный
ж…ваный
крюч…к
4. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:
контр…гра, небез…нтересный
зав…южило, почтал…он
цариц…н, краснолиц…й
мелкая дрож…, ты занимаеш…ся
исц…ление, ц…ркач
5. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:
на бездорожь…, владел…ца
кали...вый, о находчивост…
монаш…нка, с играющ…ми детьми
вол…вой человек, в старом ущель…
венич…к, копь…цо
6. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
крое….ый из кусков, царстве…ый
идеализирова…ый, его будущее тума…о
рестора…ый, мерцать таинстве…о
раздробле…ый, планы намече…ы
копа…ый ров, звери…ый
7. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:
никого (не)смущающий, (не)комфортная погода
отнюдь (не)глубокая река; письмо (не)прочитано
(не)теплый, а холодный ветер; давно (не)бритый
(не)поверив на слово; (не)далеко бросить
(не)приязненный взгляд; (не)всегда
8. Пишется «НЕ» на месте пропусков:
Как же мне н…(1) обижаться на неё? Во время собрания одну только Зарецкую н… (2) было слышно: она н… разу (3) н… (4) повысила голоса, как … (5) кричали все вокруг, хотя одна только и была права.
9. Через дефис пишутся слова:
(красно)мраморный
(альфа)излучение
говорил (по)немецки
(западно)немецкая овчарка
(пол)острова
10. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
Антон ушел, Кирилл так(же) поспешил удалиться.
(На)встречу друзьям вышел лесник.
Я стал выяснять (на)счет билетов.
(В)начале осени бывают очень теплые дни.
(В)течение последних пяти лет мы изъездили Беларусь по всем направлениям.
11. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
Искусство _ есть отображение действительности в художественных образах.
Горы _ как пышные складки на богатой одежде земли.
Прямая речь _ одна из форм передачи чужой речи.
Солнечная погода _ это почти всегда для нас залог хорошего настроения.
Березка, пение птиц и зеркало озера _ все это согревало его душу и радовало глаз.
12. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
Свет зари _ гаснущей за деревней _ разливался по двору.
Сейчас мы отдохнем _ ребята _ и пойдем по туристическому маршруту дальше.
Мы слышали, как _ плывущие по реке _ бревна издавали глухой звук.
Лешка _ бережно неся перед собой мячик _ послушно пошел к подъезду.
Венька сел к столу _ рассчитывая пообедать _ и _ раскрыв книгу _ неожиданно для себя увлекся чтением.
13. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Ей вдруг показалось что кто-то тихонечко крадется по коридору.
Это замечание нашего топ-менеджера оказалось очень кстати.
Впрочем нам пора принять окончательное решение.
Это была по-видимому одна из любимых песен нашей хозяйки.
Может быть вы вчера приходили к нам?
14. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
Мы прогулялись по Зыбицкой _ и Революционной _ и Комсомольской _ и на набережной Свислочи нас ожидал большой концерт.
Луна обливала речку _ и поле _ и лес своим трепетным серебристым светом _ и мы залюбовались красотой этой ночи.
Бабушка ставила большую кастрюлю _ или глубокую чугунную сковородку _ или глиняный чугунок с молоком _ или сметаной на припечек.
Картины этого художника вызывают радость _ или навевают печаль, забавляют _ или помогают сосредоточиться.
Ветер _ то тихо веял с запада _ то заходил с юга _ и к вечеру он стал напористее.
15. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
Обе китаянки пришли от птички в восторг: она после купания была взъерошенная и напоминала им китайского цыпленка.
Сорока на крышу села: придет в дом весточка с родимой стороны.
Он к нам с криком и руганью: мы к нему с почтением и любовью.
В самолете стоял запах настоящих субтропиков — на полюс вместе с людьми летели яблоки, апельсины, сливы, дыни и персики.
Определить свою цель и подчинить ей свою жизнь — значит найти свое счастье.
16. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
«Мне казалось подлостью, что Иван напомнил о той драке», — продолжил разговор Вовка. «Да, это было неожиданно и несправедливо», — согласился Витька.
«Я иногда читаю эту газету, — сказал Чванов и добавил: — Там печатают интересные объявления».
Плутарх считал, что: «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».
— Как проехать в Верхний город? — спросила девушка.
«Я провожу тебя, если ты боишься, — предложил Иван Татьяне: — ты позволишь?»
17. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
Во многих преданиях потоп объясняется _ как результат вторжения моря, а не выпадения осадков.
Инге необходимо набрать не меньше 90 баллов на ЦТ _ как по английскому языку _ так и по математике.
Множество распространенных легенд о великом потопе представляет собой не что иное _ как смутное воспоминание о страшном катаклизме.
Но в этот вечер Никитин _ как воды в рот набрал.
Все у ребят сверкает музыкой _ как сверкает трава от росы.
18. Укажите, какие слова имеют одинаковое строение:
замазка
по-болгарски
разольёте
надбровье
настроен
19. Верными являются утверждения:
Существительные алиби, жюри, КВН относятся к среднему роду.
В предложении На веточке огромного клена сидел серенький воробьишка выделенное слово — имя существительное, нарицательное, одушевленное, второго склонения.
Некоторые существительные являются разносклоняемыми, так как у них часть падежных форм соответствует 2-му склонению, а часть — 3-му.
К одушевленным относятся существительные, у которых во множественном числе совпадают формы винительного и родительного падежей.
В предложении В соревнованиях примут участие более четырех тысяч спортсменов из пятидесяти стран Европы существительное в форме винительного падежа выполняет функцию дополнения.
20. Речевые нормы нарушены в предложениях:
Особое внимание на конгрессе уделялось проблемам молодежи.
Запасливый хозяин не будет летом сидеть сложа руки.
Среди населения этой страны был сделан социальный опрос.
Попробуйте яблоневый джем, я сама готовила.
Продолжительность экскурсии длилась более двух часов.
21. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
Три друга пришли ко мне на день рождения.
Посмотрев в окно, он остановил взгляд на раскачивающемся листике от ветра.
Описывая красоту родной белорусской деревни, поэта переполняло чувство любви к малой родине.
После длительного разговора мы усомнились в том, что хочет ли Василиса грядущих изменений.
Дети пели песни не только по утрам, но и по вечерам.
22. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют тексту:
Текст
(1) Радуга — это атмосферное оптическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света множества капель дождя или тумана. (2) Радуга выглядит как разноцветная дуга. (3) Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге. (4) Центр окружности лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, в антисолнечной точке. (5) Поэтому для наблюдателя на земле радуга обычно и выглядит как дуга окружности. (6) Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ближе дуга к половине окружности. (7) Чем выше точка наблюдения, тем дуга полнее.
(8) Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, окружность возможного появления радуги оказывается ниже уровня земли, и наблюдатель, находящийся на её поверхности, видеть радугу не может. (9) Приблизиться к радуге, как и к горизонту, нельзя. (10) При определенных обстоятельствах можно наблюдать двойную, перевёрнутую или даже кольцевую радугу.
1. Научный стиль речи;
2. Публицистический стиль речи;
3. Тип речи – рассуждение;
4. Тип речи – описание;
5. Задача речи – рассказать о причинах появления солнечного гало.
23. Найдите во 9-м предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
24. Найдите в предложениях 8-10 глагол несовершенного вида, второго спряжения и образуйте от него страдательное причастие настоящего времени. Запишите причастие в область ответов в форме именительного падежа мужского рода.
25. Установите соответствие между фразеологизмами - антонимами:
А. идти в гору Б. на вес золота В. ни зги не видно Г. от горшка два вершка | 1. яйца выеденного не стоит 2. с коломенскую версту 3. возносить до небес 4. катиться по наклонной 5. без царя в голове 6. хоть иголки собирай |
26. Установите синтаксическую функцию выделенных в предложениях слов:
А. Некоторые из вас совершенно не задумываются о будущем Б. Привычка свыше нам дана… В. Страсть путешествовать была присуща ему с юности. Г. Старшая сестра уехала в город учиться и пропала на три года. Е. В этих местах запретили туристам жечь костры. | 1. Подлежащее 2.Сказуемое 3. Дополнение 4. Определение 5. Обстоятельство |
27. Установите соответствие между выделенными словами и их морфологической характеристикой:
А. Ваши дети слишком капризны и избалованны. Б. Позади дома был посажен большой сад. В. После обеда все покинули столовую. Г. Знамя победы поднято на самый верх. Д. Она мчалась сломя голову, не смотря на ветки под ногами. Е. Мы все встревоженно посмотрели в сторону усиливающего звука. | 1. имя существительное 2. имя прилагательное 3. причастие 4. наречие 5. деепричастие 6. предлог |
28. Установите соответствие между предложениями и их схемами:
А. Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано, надеясь на то, что он успеет справиться с работой до появления первых прохожих . Б. Там, где дорожка сворачивала влево, взору открылось целое поле желтых одуванчиков и зеленели молодые березки. В. Мы, к большому удивлению, не раз оказывались в лесу, когда там царила полная тишина. Г. К обеду мальчишки еще не дошли до бора, в котором располагался штаб спортивной игры, но уже спустились к небольшой речке, которую им предстояло переплыть так, чтобы никто их не заметил. | 1. [ , ( ), ] и [ ]. |
2. [ ], ( ). |
3. [ , ( ), но ], ( ), ( ) |
4. [ ], ( ), но [ ], ( ) |
5. [ ], но [ ], ( ) |
6. ( ), [ ], ( ). |