СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта подготовки учащихся к итоговому сочинению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мысли о произведениях, которые возможно использовать при подготовке учащихся к итоговому сочинению

Просмотр содержимого документа
«Из опыта подготовки учащихся к итоговому сочинению»


Из опыта подготовки учащихся

к итоговому сочинению


Заведующий лабораторией разработки интеллектуальных состязаний в гуманитарных науках, доцент Высшей школы экономики, знаменитый учитель словесности Михаил Георгиевич Павловец в недавнем разговоре в программе «Доброе утро» говорил о том, что вводили итоговое сочинение, для того чтобы ребята в 11-м классе не выпадали из уроков литературы, чтобы они читали больше.

Михаил Георгиевич сейчас с горечью делает вывод:

- Школьникам гораздо легче взять тему, взять что-нибудь из программы 7-8-го класса, и учителю хорошо (повторить можно), и учебник есть, откуда это можно содрать, и ничего больше читать, слава богу, не надо, и учительница от тебя отстанет и не будет говорить: Булгакова надо читать, Солженицына надо читать.

Например, есть год, когда все 5 тем пишутся по «Судьбе человека» Шолохова, есть год, когда все 5 сочинений пишутся по «Гранатовому браслету».

И в этом я полностью согласна с Михаилом Георгиевичем. Необходимо сделать так, чтобы подготовка к этому мероприятию не воспринималась учениками как нечто формальное. Очень хочется, чтобы дети больше читали. И не только программные произведения. Сама я читаю очень много с самого детства и считаю, что учитель литературы должен разговаривать с детьми не только о книгах по школьной программе. Если они читают про Гарри Поттера, то и нам неплохо бы прочитать, чтобы жить интересами детей. Если ребенок зачитывается Максом Фраем, то его учитель должен поддержать его в этом.

Я хочу немного поделиться тем, как организовала подготовку к итоговому сочинению. Не буду рассказывать о технологии написания сочинений. Поговорим больше о произведениях для аргументации.

В этом году нам даны направления:

  • Забвению не подлежит

  • Я и другие

  • Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

  • Время перемен

  • Разговор с собой

В сочинении обязательно нужно привести пример из художественного или публицистического произведения, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.

На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью. Кое-что пришлось срочно изучать, а что-то, изученное ранее, повторять.

Считаю, что в ходе подготовки нельзя нацеливать учащихся только на произведения школьной программы. Для меня главное – познакомить учеников с новыми для них произведениями. Кстати, внепрограммные произведения мы читаем с детьми с 5 класса. Читаем незаслуженно забытые книги или произведения, которые появились сравнительно недавно.

Коротко о тех произведениях, на которые я делаю упор в этом году.

В прошлом учебном году нынешние одиннадцатиклассники с удовольствием читали «Зеленую лампу», «Голос сирены» и другие рассказы Грина. В этом году рассказы использовали для аргументации в сочинении «Почему люди боятся перемен», «Разговор с самим собой».

Д.Гранин говорил: Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости”


Интерес у детей вызвал рассказ Умберто Эко «Оно». Умберто Эко всегда привлекал меня как талантливая личность. Его творчество не оставляет равнодушным. Крошечный рассказ под названием "Оно - это увлекательная притча, правдивая и жуткая одновременно. Представлена она как диалог ученого и генерала. Происходит в неопределенном времени и в неопределенном месте. Это история добра и зла, история прошлого и будущего. Рассказ, действие которого происходит ещё в каменном веке, повествует о человеческом изобретении, которое могло стать орудием мирного труда и прогресса, а стало орудием насилия и убийства. Рассказ идеально подходит для аргументации направлений «Время перемен», «Разговор с самим собой». Рассказ дает возможность поразмышлять над вопросами:

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?


Каким образом достичь всеобщего счастья? Когда-то романтики грезили, что всеобщего счастья можно достичь только в том случае, если все будут равны. Даже были попытки осчастливить отдельно взятую страну, но итог нам всем известен... Но все-таки, как всех сделать равными? Взять все блага и поделить их между всеми жителями страны (города, общины, планеты)? Но этого хватит только на первые пять минут. А потом кто-то все пропьет, а кто-то приумножит свой капитал. И снова появятся желающие все взять и разделить. И так можно бесконечно бегать по кругу... Есть еще множество способов, но вот самый верный (по мнению жителей этого маленького рассказа): установить нормальный уровень для всего, что есть у человека и в человеке. Умственные способности - усреднить! Вес - усреднить! Рост - усреднить! Прыгучесть - усреднить! Всё, всё, всё - У-С-Р-Е-Д-Н-И-Т-Ь Вот он - залог счастья! Твои способности, твой внешний вид не должен огорчать, расстраивать других. А если человек расстроен, то он может пойти на всякие глупости, ужасы и так далее. Быстро бегаешь - получи двадцать килограмм груза, которые нельзя снимать под страхом тюрьмы. Слишком красив - на-ка тебе маску пострашнее. Хорошо соображаешь - надень-ка ограничитель на ухо, который не дает думать тебе и таким же "умным", как и ты. И вот ВСЕ СЧАСТЛИВЫ!!! А счастливы ли? Конечно, на своем среднем уровне все счастливы, ведь все усреднены... Но всегда найдутся новые герои, которых невозможно ограничить, но и на них найдется управа...очень простая...Грамм этак двадцать свинца... В итоге очень маленький, но очень интересный рассказ, который заставляет задуматься о нынешней ситуации во всем мире...

Это я пыталась настроить ребят на прочтение рассказа Курта Воннегута «Гаррисон Бержерон». Прочитали рассказ на одном дыхании, проанализировали, подумали, как можно использовать для аргументации.

- Если я назову вас манкуртами, вы обидитесь на меня?

Вопрос вызывает недоумение. И мы начинаем разговор о романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок»(«И дольше века длится день»). Читаем легенду о манкурте. Обсуждаем. Дети отвечают на мой вопрос. Они пытаются доказать, что не являются манкуртами.

Кого мы можем назвать манкуртами сегодня?

  1. Людей, равнодушных к истории своего народа

2) людей, не желающих знать историю своей страны

3) людей, признающих своими хозяевами того, кто заставил их забыть свою историю, подвиги предков

4) людей, готовых отречься от своей матери, от родного дома, от традиций своего рода в угоду «утоления чрева».

Единство с родительским домом, со своим родом, с народом – неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями, можно достойно жить в этом мире.


Есть у Виктора Астафьева короткий очерк "Видение". Писатель как бы прикоснулся, сделал "затесь" на чем-то очень сокровенном в своей душе. Автор рассказывает о зимней рыбалке на Кубенском озере и о поразившей его картине, когда разошелся утренний туман. Лучше процитировать: "И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подрагивал в солнечном мареве, а туманы подплавляли его и покачивали на волнах своих. Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный".

Прочитали очерк на прошлом занятии. Будет замечательный аргумент для темы «Почему важно сохранять памятники культуры».


И,конечно, читаем рассказы Рэя Бредбери «Улыбка».

"Улыбка" - это рассказ-предсказание, рассказ-предупреждение. Люди, старайтесь изменить себя в лучшую сторону или будет так. Что интересно, рассказ был написан в 1952 году, когда не было вездесущего телевидения, интернета и прочих информационных заменителей книг. Не сильно ошибусь, если скажу, что книга в то время была одним из наиболее массовых источников знаний. И вдруг такое предсказание. Почему предсказание, а потому что спустя буквально 4 года в 1956 году картина "Мона Лиза" была облита кислотой (считай, оплевана) и в том же году в неё был брошен камень (а ведь автор предупреждал). Но надежда на исцеление общества все-таки есть - мальчик Том, который не взирая на давление толпы сумел поступить по совести, и, возможно, некий незнакомец из очереди, мечтающий об "ограниченной цивилизации".

Произведения Брэдбери удивительны тем, что их можно спроецировать на нашу реальную жизнь. Ведь, если вдуматься, то человечество в этом рассказе «Улыбка», измученное войной и ненавидящее абсолютно всё прошлое и абсолютно всю цивилизацию, разучилось отделять войну от искусства, а достижения цивилизации – от её язв. Для него неважно, что «Мона Лиза» – это величайшее произведение культуры („культ ура“ - культ света), для него она – атрибут проклятого прошлого.
Так и мы упорно из поколения в поколение охаиваем наше прошлое – плюёмся, оскорбляем, принижаем значимость собственных достижений.

Конечно, Брэдбери писал не совсем об этом, но тем и удивительны его произведения, что со временем в них открываются какие-то новые грани...
Когда озверевшее, жестокое и жалкое, ненавидящее и ненавидимое человечество с одинаковой жёсткостью рушит склады боеприпасов и музеи, бордели и храмы, базары и театры, не делая между ними никаких различий, то остаётся надежда на вот таких Томов, которые, может быть, смогут сохранить в себе обрывки того светлого, что было раньше и передать эти хрупкие лучики будущим поколениям.

Может возникнуть вопрос: где взять время для чтения? Если заметили, я беру небольшие по объему произведения, распечатываю их для класса. Читаем мы на занятиях электива «Сочинения разных жанров». За одно занятие мы обычно успеваем прочитать произведение и обсудить его.

Мы, учителя литературы часто жалуемся, что дети ничего не читают. Но давайте не будем забывать, что сами должны являться для них образцом. Попробуйте задать себе вопросы:

-Что я сам прочитал нового?

-Каких современных авторов я знаю?

- Как я ориентируюсь в современной литературе, предназначенной для детей и подростков?

- Читаю ли я вообще что-либо, кроме тех произведений, которые входят в школьную программу?

Когда каждый филолог ответит на эти вопросы утвердительно, вот тогда, может быть, мы сможем изменить и отношение детей к чтению.

Есть книги, как дождик по крышам,

Как милый приветливый кров,

И книги, которые дышат

Простором на стыке ветров.

Счастливые книги, в которых

Несмолкшее время хранит

И гул орудийный «Авроры»,

И гул, где взрывали гранит…

Есть книги. В них битв и салютов

Суровый и радужный гром

Еще не рожденные люди

Услышат в далеком своём.

С.Щипачев





Использованные интернет-ресурсы:



https://audioliba.com/books/162622/reviews

https://www.kinopoisk.ru/film/95444/reviews/

https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/ajtmatov/legenda-o-mankurte-pereskaz

https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%8D%D0%B9%20%D0%B1%D1%80%D1%8D%D0%B4%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8&lr=143522&src=suggest_T

https://poemata.ru/poets/asadov-eduard/kniga-uchit-i-kniga-vospityvaet/












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!