Приложение 1
Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание: Обоснуйте, почему в словах река и леса написаны безударный гласный Е. Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: «Помоги вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря,р…ка, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.
Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий. Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Незнайке». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.
Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников. Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку.
Приёмы работы:
Устная работа
1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 1классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
3. Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
4. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
5. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.
Письменные работы
1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос ( устно) и два практических вопроса
( письменно ). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
4. Ребята часто получают на дом задания творческого характера ( написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку ). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.
5. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант ( по следам сделанных в тетради ошибок ). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Приложение 2
Приложение 3
Задачи-игры
1. В словах день, огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль спрячьте мягкий знак в середину.
2. Шарада
Мое начало — буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.(Ш-мель).
3. «Письмо Дяде Федору от Матроскина»
Учитель предлагает ребятам исправить ошибки, допущенные Матроскиным.
Дорогой дядя Федор!
Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест будка. Радостный такой. Глаза светятся как уголки.
На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин за¬хворал. Попарился раз шест и стал здоровым.Пенки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем ред¬ки грядки. Уж очен Печкин из нее салат любит...
Задания для умников и умниц
1. Как слова состав, удар и трон превратить в слова, обозначающие дей-ствия предмета? (Надо добавить мягкий знак: состав — составь, удар — ударь, трон — тронь.)
2. Как слова, обозначающие действия предмета жарь, стань и примерь превратить в слова, обозначающие предмет? (Надо убрать мягкий так: жарь — жар, стань — стан, примерь — пример.)
3. После каких согласных никогда не пишется мягкий знак? (Г, к, х.)
Загадки-шутки
1. Как превратить мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (Мел—мель, угол —уголь, т. е. приписать на конце слова мягкий знак.)
2. Чем оканчивается день и ночь? {Мягким знаком.)
3. Сколько село слов на мель?
Разобраться ты сумей.
Пять минут — уму зарядка,
Для детишек всех загадка.
Мель, *мель, мель****, ****мель, мель****, *мель**, *мель, •мель***.
Да, задача не пустяк.
Мель не боится лишь смельчак!
Ответ: мель, шмель, мельница, карамель, мелькать, умельцы, хмель, смельчак.
Задания на развитие логического мышления
1. Подбери противоположные по смыслу слова:
Радость – … (грусть), трусость – … (храбрость), ночь – … (день), жизнь – … (смерть), старость – …(молодость).
2. Подбери слова, которые находятся в отношении последовательности:
Май – … (июнь), утро – … (день), воскресенье – … (понедельник).
3. Назови ласково:
Оля – ... (Оленька), Катя – ... (Катенька), Сережа – ...(Сереженька), Саша – ...(Сашенька), Костя – ...(Костенька).
4. Выпиши «лишнее» слово:
Окунь, дельфин, карась (дельфин – млекопитающее)
Лось, медведь, конь (конь – домашнее животное)
Сирень, пальма, ель (сирень – кустарник)
5. Установи связь между левой парой слов и запиши недостающее:
Пол – ковер, стол – … (скатерть)
Провода – электричество, сосуды – … (кровь)
Стая – волк, табун – … (конь)
Ухо – серьга, палец – … (кольцо)
Снег – зима, слякоть – … (осень)
6. Найди друга и врага Буратино: МАБАЛЗИЬВИЛИНОА (Мальвина, Базилио)
Убери горячее, останется холодное: КСОИПСЯТУЛОКЬКА (кипяток, сосулька)
Отдели плод от растения: БАПАНЛЬАМНА (банан, пальма)
7. Замени одним словом:
Часть растения под землей. (Корень)
Рабочий, который делает металлические изделия. (Токарь)
Первый месяц года. (Январь)
Широкая аллея в середине улицы. (Бульвар)
Часть лестницы, на которую ставят ногу. (Ступенька)
Площадка со ступеньками перед входом в дом. (Крыльцо)
Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель)
Доскажи словечко
Запишите эти слова, разделяя их для переноса.
1) В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть
В путь за медом и малиной
Собирается .... (медведь)
2) Уж очень вид у них чудной
У папы локоны волной
А мама ходит стриженной
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша.... (львица)
3) Поезд мчится сквозь леса
Деревца мелькают.
И стальною полосой.... убегают. (рельсы)
Приложение 4
Правописание сочетаний ЧК, ЧН и т.д.
Пословицы и поговорки
Добрая слава за печ...коЙ сидит, а худая по свету беж...т. Слово — серебро, молч...ние — золото. Не хочешь забот, закрой луч...ше рот.У того голубоч...ка велики зубоч...ки.Не пой раньше, пташеч...ка, а то съест кошеч...ка. Птич...ка-невелич...ка всегда молода.Кукушка приносит весточ...ку о лете, ласточ...ка — теплые дни. Летом — с удоч...кой, зимой — с сумоч...кой.Яблоньку за яблоч...ки любят, пчелку-за мед. Как веревоч....ка не вьется, а кон...чику быть. В пустой боч...ке и шуму много.Боляч...ка мала, да болезнь велика.Не всякий встреч...ный — друг сердеч...ный.Пустая боч...ка пуще гремит.Все в свой срок: придет времеч...ко, вырастет из семеч...ка.
Народные приметы
Милая птич...ка соловей, а май знает.В апреле сверч...ки начинают скач...ки. В марте куроч...ка под порожком напьется.Если при закате солнца облака колеч...ками — к дождю.Если перед восходом солнца выпала роса, а ноч...ной и ут¬ренний туманы пропали с восходом солнца — к хорошей по-годе.Сурки после зимней спяч...ки вылезают на кормежку среди дня — к дождю.Перед ясной погодой крупные бабоч...ки не садятся на цветы, перед дождем садятся. Перед дождем днем на листьях каллы утром появляются проз- рач...ные капли воды.Ноготки разворачивают свои вен...чики рано утром перед ясной погодой. Фиалки раскрывают цветки перед продолжительной сол- неч...ной погодой. Если грибы появляются позднее обыч...ного — к позднему снегу.Ноч...ная бабочка залетает в дом перед сильным ветром.Перед хорошей погодой светляч...ки светятся сильнее обычного. Сверчок кричит под печ...кой летом перед дождем.Цветы сердеч...ника лугового начинают никнуть перед скорым дождем.
Скороговорки
1. Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника, —
Значит земляничное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
2. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
3. Пышки и шанежки — Для Пашки и Санечки.
4. Для Любы и Людочки — Оладьи на блюдечке.
5. Курочка шустра пестра, уточка с носка плоска.
6. Течет речка, печет печка.
Приложение 5
Урок № 1
Тема: Этот волшебный мягкий знак!
Цель: развитие познавательной активности, проектной и поисковой деятельности, умения работать в группах малого состава.
Задачи:
практических умений по правописанию мягкого знака;
развивать орфографическую зоркость, речевые умения, интерес к русскому языку, умение думать, размышлять;
прививать навыки самостоятельной работы, работы в группах, наблюдательность, умение высказываться самим и слушать других;
способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания.
Тип урока: урок-проект
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, листы ответов, лист рефлексии и раздаточный материал, папка для продукта проекта, детские работы.
Подготовительная работа:
Недельный, коллективный, информационно-творческий проект. Продукт проекта: журнал-сборник. Класс разбивается на четыре группы. Выбирается капитан. В течение недели дети накапливают материал, систематизируют его и оформляют странички журнала с изученной орфограммой. Презентация и защита происходит во время урока.
Задания для групп - изучить правило, подобрать примеры, собрать занимательный материал, оформить в виде журнальных страниц.
1 группа:
Мягкий знак- показатель мягкости согласных
Сочетания чк, чн, чт, рщ, нщ, нч, щн
2 группа:
Разделительный мягкий знак
Правописание числительных
3 группа:
Правописание инфинитива
Правописание –тся и –ться
Глаголы 2 лица единственного числа
4 группа:
Правописание существительных женского и мужского рода с шипящим на конце
Правописание существительных ж. и ср. рода с шипящим на конце во множественном числе Р.п.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Организация рабочего места. Девиз урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не простой урок, а урок - проект. А точнее, презентация продукта проекта – журнала «Этот волшебный мягкий знак». В течение недели 4 группы трудились над его созданием. В каждой команде есть свой капитан. Все группы работали над своими орфограммами, искали и оформляли материал. А насколько им это удалось, сейчас мы посмотрим.
Выступления групп.
Наша группа изучала мягкий знак как показатель мягкости согласного. Правило звучит так: Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. Например: пень, пеньки, день, деньки, окунь, окуньки. Мы нашли много интересного материала: стихи, загадки, сказки, пословицы. И оформили всё это в виде книжных страниц.
А ещё нужно помнить, что сочетания чк-чн-чт-щн, нч-нщ пишутся без мягкого знака! Например: кочка, точный, вычту, мощный, сарафанчик, каменщик.
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.
А наша группа рассматривала мягкий знак как разделительный. Мы напоминаем вам, что разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. Например: веселье, бельё, полью, колья, воробьи. Мы тоже собрали много интересного: и весёлые стихи, и загадки, и поговорки, и, даже, игры. Вот наши странички для сборника. Язев
А ещё нужно помнить, что мягкий знак просто необходим числительным. У числительных от пяти до тридцати на конце пишется мягкий знак. В середине числительных от пятнадцати до девятнадцати мягкий знак не пишется. Например: семь, пятнадцать, восемнадцать, двадцать один, тридцать
А наша группа занялась правописанием мягкого знака в глаголах. Тут ему отводится большая роль. Во-первых, он просто необходим глаголам неопределённой формы. Например: стучать, написать, любить, беречь. Инфинитив просто не сможет без мягкого знака. А как часто мы ошибаемся в глаголах на -тся и -ться. Запомните, мягкий знак в этом случае пишется только у глаголов неопределённой формы. А в третьем лице он не нужен. Например: что делать?- купаться, что делает?- купается. Мы пополним сборник стихами и загадками, сказками и фразеологизмами и другим.
Не стоит забывать, что мягкий знак необходим глаголам 2 лица единственного числа. То есть тем, перед которыми можно поставить местоимение ТЫ. Да и в вопросе он присутствует. Например: Ты что делаешь? Ты читаешь, пишешь, учишься. Ты что сделаешь? Ты прочитаешь, напишешь, выучишься.
А вы не забыли, что мягкий знак особенно дружен с существительными третьего склонения. Нужно знать: У существительных женского рода третьего склонения с шипящей на конце мягкий знак пишется. Например: ночь, помощь, молодёжь, рожь, мышь. Но не забывайте, что существительным мужского рода с шипящим на конце он не нужен. Например: врач, гараж, плащ, камыш. А к сборнику мы прилагаем странички со стихами, загадками, шарадами и играми.
Очень часто мы ошибаемся и пишем мягкий знак там, где не надо. Запомните! Мягкий знак не пишется у существительных женского рода множественного числа в родительном падеже. Например: много туч, решил пару задач, провёл несколько встреч, много луж, несколько афиш, пять тысяч, семь синиц.
Мы думаем, что очень важно писать такие слова грамотно.
-Спасибо, группам за такие красочные и интересные страницы.
4. Выполнение практических заданий.
Объяснение принципа работы с рабочим листом.
Топол…ки, плат…е, лож…, булоч…ка, пят…надцать, гладиш…, в…юга, смотрет…, мач…та, зажеч…, тен… , боит…ся, сем…, кидат…ся, грач…, кол…цо, шалаш…, жил…ё, помощ…, много свеч…
Самопроверка:
1)Топольки, булочка, кольцо, мачта, тень
2)Платье, семь, вьюга, пятнадцать, жильё
3)Гладишь, смотреть, зажечь, боится, кидаться
4)Грач, шалаш, помощь, много свеч, ложь
Самооценивание:
+ - сделал всё правильно
У - ошибся 1-2 раза
- - сделал много ошибок
Каждая группа создаёт памятку на свои орфограммы и защищает.
Физминутка
Группы приготовили друг другу по 4 слова с пропущенной орфограммой. (1грппа-3 группа, 2 группа-4 группа). Задание: объяснить правописание слов.( остальные группы записывают слова в лист)
Смотриш…, береч….закаляет…ся, накрыт…ся
Плащ…, из-за туч…. глуш….с крыш…
Мел…ник. огон…. привыч…ка, прапор..щик
Бел…ё, шест…надцат…, девят…надцат…, коп…я
Все индивидуально работают на листах.
Яич…ный, терпиш…, занимают…ся, смен…щик, молодёж…, знаеш…, лещ…, бол…ница, тридцат…, лист…я, пер…я, любоват…ся, гост…я, грееш…ся, муч…ной
Самопроверка:
Яичный, терпишь, занимаются, сменщик, молодёжь, знаешь, лещ, больница, тридцать, листья, перья, любоваться, гостья, греешься, мучной.
Самооценивание:
+ - сделал всё правильно
У - ошибся 1-2 раза
- - сделал много ошибок
5. Оценивание работы в группе по схеме:
Работа в группе
Моя оценка | Оценка капитана | Оценка учителя |
Работал: Активно Мало Не поручали работу _______________________ | Работал: Активно Мало Надо было заставлять ______________________ | |
Хотели бы продолжать проектную работу?______________________________________________________________
6. Итог урока. ( Показ журнала)
7. Рефлексия. Сюрпризный момент.
Урок № 2
Мягкий знак на конце существительных третьего склонения
Цель: ознакомление с новой функцией мягкого знака - показателем женского рода существительного.
Задачи: развивать орфографическую зоркость, технику грамотного скоростного письма, устную и письменную речь, воспитывать навыки самоконтроля.
1. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.
2. Чистописание.
Учитель. На минутке чистописания повторим написание букв Ж, Ш,Ч,Ь.
На доске: Ж Ш Ч Ь
У. Чем похожи звуки, образуемые буквами Ж, Ш, Ч?
Дети. Эти буквы образуют шипящие звуки.
У. В чем особенность буквы - Ь?
Д. Мягкий знак не дает звук.
3. Актуализация знаний.
У. Сегодня на уроке мы поговорим о назначении мягкого знака в русском языке.
Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его ни как.
Он не произноситься
Но в слово часто проситься.
Письмо на доске и в тетрадях отгадок.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капелей и пахнет весной. (сосулька)
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко - красный галстук мой. (снегирь)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (морковь)
В лесу у пня,
Суетня и беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город (муравьи)
В тетрадях учащихся запись: сосулька, снегирь, морковь, муравей.
У. Чем похожи слова?
Д. Это имена существительные. В каждом слове есть мягкий знак.
У. На какие группы можно разделить слова?
Д. По роду, склонению, числу, назначению мягкого знака.
Вывод: Мягкий знак - показатель мягкости согласного, если он стоит между согласными звуками.
Мягкий знак - разделительный разделяет согласный с гласным звуком.
4. Сообщение темы урока
1 | С. Ь. С. |
2 | С. Ь. Гл. |
3 | ? |
Ребята, вы назвали две функции мягкого знака. Но существует еще одна функция мягкого знака. Сегодня на уроке вы ее откроете сами.
5. Постановка учебной проблемы.
Сравните два слова доч? и луч? В чем сходство этих слов?
Оба слова существительных.
На конце этих слов шипящий звук.
Чем отличаются эти слова?
Слово дочь - 3 склонения, слово луч- 2склонение
У слова ночь женский род, у слова луч - мужской род.
Что напишем на конце слов?
6. Решение учебной проблемы.
Для решения этой проблемы я вам расскажу сказку.
В некотором царстве в некотором государстве жил - был мягкий знак. Отправился он в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в заточении находятся несколько слов - имен существительных женского рода с шипящим звуком на конце.
Мягкий знак освободил эти имена существительные и встал рядом с последней буквой.
Прочитайте эти слова: дочь, мышь, рожь.
Когда мягкий знак захотел освободить имя существительное мужского рода с шипящим звуком на конце, вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а па плече у него сидел говорящий грач. Они все вместе закричали: "Если, мягкий знак к нам подойдешь, то от меча погибнешь". Смертельно испугался мягкий знак и убежал.
У. Прочитайте слова: СТРАЖ, МЕЧ, ГРАЧ . Что заметили?
Д. Это существительные мужского рода. У существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
С тех пор существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце стали жить по разным законам.
7. Творческое воспроизведение знаний.
Работа в парах по созданию схемы-памятки.
8. Закрепление.
Письмо с комментированием слов: печь, мышь, карандаш, ландыш, уж, мяч.
Самостоятельная работа по вариантам
1 вариант выписывает существительные женского рода 3 склонения,
2 вариант выписывает существительные мужского рода 2 склонения.
Дочь, кирпич, мышь, шалаш, мелочь, калач, сушь, ковш, течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь.
Взаимопроверка.
Вывод: имена существительные женского рода 3 склонения пишутся с мягким знаком.
На доске записаны слова: сторожить, помогать, плакать, глухой, тихий.
На какие группы можно разделить слова?
Имена прилагательные, глаголы.
К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце.
Сторож , помощь, плач, глушь, тишь.
Каким правилом пользовались при написании данных слов?
Склонение существительных с шипящим звуком на конце.
Ж.Р. 3 склонение | М. Р. 2 склонение |
И. ночь | луч |
Р. ночи | луча |
Д. ночи | лучу |
В. ночь | луч |
Т. ночью | лучом |
П. о ночи | о луче |
В каких падежных формах у существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак?
У имен существительных 3 склонения в И.п. и В.п.
9. Физминутка.
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз-росой она умылась, два-изящно покружилась,
Три качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Составление словосочетаний со словами: грач, ночь, чиж, ландыш.
Грач - ранний, первый, заботливый, важный,
Ночь - звездная, теплая, майская,
Чиж - быстрый, веселый,
Ландыш - душистый, нежный, серебристый.
Работа в парах по составлению рассказа о весне с использованием словосочетаний .
Наступила первая весенняя ночь.
Уснул заботливый грач.
На поляне расцвел душистый ландыш.
Быстрый уж ползет по густой траве.
У. Как написали слова с шипящим звуком на конце?
Д. Имена существительные женского рода, 3 склонения пишутся с мягким знаком на конце, имена существительные мужского рода, 2 склонения пишутся без мягкого знака.
10. Итог урока.
У. Сформулируйте тему нашего урока.
Д. Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце.
11.Домашнее задание. Придумать 5 существительных с шипящим звуком на конце 3 склонения и 5существительных второго склонения.
Урок № 3
«Правописание мягкого знака в числительных»
Тема урока: Правописание мягкого знака в числительных.
Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока: формирование навыков грамотного письма имён числительных.
Задачи урока:
Формировать умения правильно писать мягкий знак в числительных.
Развивать логическое мышление через выполнение различных заданий.
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать коммуникативные навыки через отдельные виды деятельности.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Материалы к уроку:
Слайды по теме урока.
Карточки для учащихся.
Ход урока.
Орг. момент.
Чистописание.
Все преходящее быстротечно,
И лишь наука долговечна.
(С.Брант)
Повторение.
(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)
На какие две большие группы делятся числительные?
На какой вопрос отвечают количественные числительные?
Назовите количественные числительные из данного упражнения.
На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
Какие по составу бывают числительные?
Проверка д/з.
Сообщение новой темы.
Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
Прочитайте тему урока
Для чего нужно научиться орфографически правильно писать числительные?
Организация поиска затруднения в учебной деятельности.
(восем?, девят?надцать, шест?десят, сем?сот )
Работа с таблицей.
А теперь посмотрите на экран и рассмотрите таблицу
Как называется таблица?
На сколько частей разбита таблица?
Как называется первая часть таблицы?
Прочитайте числительные в первой части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой части?
Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?
Аналогично со второй частью таблицы.
Физминутка.
Работа с учебником.
Откроем учебник на стр. 90.
А теперь еще раз прочитаем тему урока.
Найдем правило. Прочитаем его.
Рифмованное правило
Мягкий знак легко найти
От пяти до тридцати:
Он везде в словах по норме
На конце в начальной форме!
С этим просто разобраться:
СемЬ, одиннадцатЬ и двадцатЬ,
ДвадцатЬ пятЬ и тридцатЬ тоже…
(Но присматривайся строже:
В середине мягкий знак
В них не втиснется никак!
Он с числительными дружен,
Но ВСЕГО ЛИШЬ РАЗ им нужен!
Встали сотни и десятки
И пошли играть в приглядки:
Для чего, куда и как
Проберётся мягкий знак?
В семЬдесят и пятЬдесят,
В восемЬдесят, шестЬдесят,
От пятЬсот до девятЬсот
Прорастает, как осот!
Пролезая в середину,
Подтверждает правил свод:
Он с числительными дружен,
Но всего лишь раз им нужен!
(…Впрочем, есть и исключенье:
У «восЬмЬю» другое мненье!
Но второй-то мягкий знак
Разделительный тут! Так???
…Ну а в «восемЬ»-«восемнадцатЬ»-
«ВосемЬдесят»- «восемЬсот»
Будешь с ним лишь раз встречаться –
Всё по правилу тут! ВОТ!)
Повтори-ка: с пятЬ по тридцатЬ
Встреча с ним в конце случится,
С пятЬдесят по девятЬсот
Для него в средине вход!
Тренировочные упражнения.
У. 276 Допиши числительные. Расскажи, как они пишутся.
У. 275 Спиши, раскрывая скобки. Напиши числительные в нужной падежной форме.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.
На экране предложение
Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку.
Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак в середине слова.
Проверка усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа.
Дети выполняют на карточках.
(для слабых учащихся):
Прочитай числительные и вставь, где надо, мягкий знак.
Пят_надцать, девят_сот, пят_, шест_десят, сем_надцать, четыр_мя.
(для сильных учащихся):
Прочитай числительные, найди и исправь ошибки.
Пятьдесят, четырмя, восемь, восемьнадцать, восемсот, девятнадцать.
Проверка.
Аналогично с карточкой №2.
Обобщение.
Выставление оценок.
(Оценки за урок.)