Тема: Измерение времени.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения знаний о единицах времени.
Задачи:
Личностные:
воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.
Метапредметные:
развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;
развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
Предметные:
систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;
закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие,
выполнять арифметические действия;
решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
совершенствовать вычислительные навыки.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа, творческий.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Формируемые УУД:
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Оборудование: учебник В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой «Математика. 3 класс», рабочая тетрадь, виды часов (настенные,песочные, наручные, карманные), мультимедийный проектор, презентация.
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
Устный счёт.
- Урок у нас сегодня будет интересный, мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями, а вот какой герой нас будет сопровождать, мы сейчас узнаем.
- Вычислите значения выражений наиболее удобным способом:
75+168+25+12 (649+258)-549
492-(392+28) 905-196-204
(Проверка. Выяснение удобного способа, называние ответов)
-А теперь расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете имя героя, который нас будет сопровождать.
72 280 358 505
К у з я
- Итак, сегодня на уроке вместе с вами будет учиться, и задавать вопросы герой популярных компьютерных игр – Кузя.
Подготовка к активному усвоению нового материала.
- Одна из последних игр с Кузей называется «Кузя-путешественник во времени». А чтобы путешествовать во времени, надо очень хорошо знать, что же такое «время».
- Как вы думаете, что такое время?
-Как вы узнаёте о времени?(по часам, телевизору).
- Представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, -везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать?
- Представьте лес, поляну: трава, пенёк, прыгает заяц, летают бабочки, прошуршал ёжик, людей нигде нет. (звучат звуки леса) А время там есть?
- Да оно существует независимо от нас.
-А как доказать, что в лесу, который мы увидели, существует время? (деревья растут, день сменяется ночью).
- Действительно, всё изменяется, развивается. Однако, изменения одних предметов мы замечаем, изменения других скрыты от нашего взора.
- Вы уже наверное догадались, о теме нашего урока, назовите её.
- Итак, вы правы тема нашего урока «Измерение времени».
Усвоение новых знаний.
Древнегреческий философ Гераклит, живший в 4 веке до н.э., говорил, что всё течёт, всё изменяется. Наверное, для того, чтобы не потеряться во времени, человечество придумало для себя различные приборы для его измерения.
Кузя предлагает нам отправиться в путешествие в прошлое и проследить за изобретением часовых механизмов.(солнечные часы, огненные, живые , водяные, песочные, механические и электронные)
Динамическая пауза для глаз.
-Человек придумал не только приборы для измерения времени, но и придумал названия для разных временных промежутков.
- Кузя написал названия разных единиц измерения, выберите и назовите только единицы времени.
«метр, час, килограмм, минута, сутки, сантиметр, литр, секунда, год, дециметр, век, грамм, месяц, неделя»
Учебник стр 67 правило.
-назовите их от меньшей единицы времени к большей. (обратите внимание на способ записи единиц времени)
- Помогите Кузе с помощью правила в учебнике на с.69 заполнить пропуски на экране. (Таблица единиц времени)
А теперь запишите «Таблицу единиц времени» в тетради
С 69 прочитайте второе правило.
Откройте рабочие тетради №2 на с 32. № 102 (выполняют самостоятельно с последующей проверкой на экране)
Физ. минутка
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.(Наклоны вправо – влево.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Приседания.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (Вращение рук.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают, (Замедление темпа ходьбы.)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Проверка понимания нового материала.
1)Кузя решил распланировать свой день по времени и составить режим дня, но он столкнулся с некоторыми задачами, решить которые он просит вас помочь.
- Итак, первая задача: «Проснулся Кузя в 7 часов, сделал зарядку, умылся и через 15 минут сел завтракать. Во сколько Кузя сел завтракать?»
-Как узнать? (Посмотрите, как правильно записать решение)
Запишите: 7ч+15мин=7ч 15мин
2)После завтрака, Кузя собрался и пошёл в школу.
И вот следующая задача: «Уроки в школе начались в 9 часов и закончились через 4 часа. Во сколько закончились уроки?» Как узнать? Запишите решение: 9ч+4ч = 13ч, а как можно сказать по другому: «Первый час дня».
3)Уроки закончились, и Кузя пошёл домой, а следующая задача звучит так:
«После школы Кузя отдыхал. 35 минут он играл в компьютерные игры, затем гулял на улице в 2 раза больше. Сколько всего времени Кузя отдыхал?»
- Как Кузя отдыхал, что он делал во время отдыха? (играл в компьютерные игры и гулял)
- Известно ли нам, сколько он играл на компьютере? (35 мин)
- Мы знаем сколько времени гулял?(нет)
- А что мы знаем об этом времени? (что оно в 2 раза больше)
Запись краткой записи на доске.
Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
-Мы можем узнать, сколько времени гулял Кузя? Каким действием? (умножением)
-Зная сколько играл и сколько гулял, можем ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?(Сложением)
-Мы с вами составили алгоритм решения задачи, само решение запишите самостоятельно.
1)35*2=70(мин)
2)70+35=105(мин)
-Назовите ответ, сколько получилось? (105 мин)
-Давайте, перед записью ответа выразим минуты в более крупных единицах времени. Как это сделать?
105 мин – это 60 мин, т.е. 1час и ещё 45 мин.
Запишите ответ в задаче.
4) После отдыха Кузя сделал уроки, поужинал и собрался ложиться спать. И вот следующая задача: «Кузя знает, что врачи рекомендуют школьникам спать три восьмых части суток. Сколько Кузя должен спать, чтобы выполнить рекомендации врачей?»
-Какая единица времени используется в задаче? (сутки)
-Удобно нам работать с данной единицей времени?(нет)
-Что мы сделаем? (Представим сутки в часах)
1сут.=24ч
-Вспомните правило нахождения части от целого и решите задачу самостоятельно.
-Назовите ответ. Проверьте запись решения: 24:8*3=9(ч)
Самостоятельная работа.
Учебник стр. 70 №13
1 ряд 1 стр.
2 ряд -2 стр.
3 ряд – 3 стр
-Но перед решением, давайте вспомним таблицу единиц времени, она вам может пригодиться.
1)- Ребята, бывает ли, что у вас дома отстают или спешат часы?
-У Кузи тоже так бывает. И он предлагает потренироваться в определении точного времени.
-Учебник с.71 и решите задачи № 15, 16 (устно)
№ 17
1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
- давайте вспомним таблицу единиц времени, она вам может пригодиться.
-поменяйтесь с соседом тетрадями. Проверка по экрану
Итог урока. (Рефлексия)
-Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Закончите предложения:
-На уроке я узнал …
- Я научился …
- Самое трудное на уроке было …
- Больше всего понравилось …
Если вы хотите узнать больше о времени и о часах, я предлагаю вам почитать книгу Игоря Мельникова «Про часы и о часах» книга о том, как человек использует для своих нужд часы. Как они появились, все от карманных часов и до Курантов. Множество цветных рисунков и фотографий.
Домашнее задание. Учебник с. 71 №14 с. 72 № 19, 20