Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»
«Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка»
Подготовила: воспитатель Болдырева Лилия Юрьевна
«… Это правда!
Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….» Э.Успенский
Рисование – одно из самых любимых занятий малышей. Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание, память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.
Маленькие дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе.
- Воображения
- Творческой активности
- Зрительной памяти
- Гибкости и быстроты мышления
- Оригинальности и индивидуальности каждого ребенка
- Доступно
- Выразительно
- Познавательно
- Продуктивно
Критерии :
- Быть доступным детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими
- Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа
- Знакомить с новыми приемами работы
- Развивать ручную умелость
- Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам
Планирование работы с детьми:
- Воспитывающий характер обучения
- Доступность материала
- Системность обучения
- Систематичность
- Целостность
- Интегративность
Задачи работы с детьми
Младший – средний возраст:
- Формирование интереса к изодеятельности;
- Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах .
Задачи работы с детьми
Старший дошкольный возраст
- Продолжать формировать интерес к изодеятельности
- Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы
- Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче
- Стимулировать активность, самостоятельность
- Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов
- Развивать эстетический вкус
- Развивать самоанализ
Основные формы работы с детьми:
(предметное, сюжетное, по замыслу);
Индивидуальная работа
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная художественная деятельность детей
Творческие выставки работ
- Тематические
- Выставки работ, выполненные в какой-то одной технике
- Авторские выставки
Характеристики нетрадиционных художественных техник
4 - 5 лет
- Оттиск поролоном
- Оттиск пенопластом
- Оттиск печатками из ластика
- Оттиск смятой бумагой
- Восковые мелки + акварель
- Свеча + акварель
- Гуашь с добавками
2 - 3 года
- Оттиск пробкой
- Оттиск печаткой из картофеля
- Обрывание бумаги
- Тычковая живопись
- Рисование пальчиками, ладошкой
Характеристики нетрадиционных художественных техник
5 - 6 лет
- Печать по трафарету
- Монотипия предметная
- «знакомая форма – новый образ»
- Черно-белый граттаж
- Кляксография обычная
- Кляксография с трубочкой
- Кляксография с ниточкой
- Набрызг
- Отпечатки листьев
- Тиснение
- Акварельные мелки
- Тычкование
- Расчесывание краски
- Рисование от «пятна»
- Рисование по сырому
Характеристики нетрадиционных художественных техник
6 - 7 лет
- Цветной граттаж
- Монотипия пейзажная
- Рисование по восковому подмалевку
- Батик
- Рисование солью
- Рисование скотчем
- Водяная печать
- Раздувание краски
Технология работы по овладению детьми художественными техниками
1 этап – Знакомство с художественной техникой
- Показ воспитателя
- Прием сравнения
- Экспериментирование с материалами
- Музыка и художественное слово
- Рассматривание иллюстраций, выполненных в нетрадиционной технике
2 этап – Упражнение в художественной технике
3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность
Методы и приемы по овладению нетрадиционными художественными техниками
Методы развивающего обучения
Объяснительно – иллюстративный
Частично – поисковый и исследовательский
Репродуктивный
Методы развивающего обучения:
«Приём «Социализации»Сказочная педагогика»
Метод проблемных вопросов
Нарочитая ошибка
Приём «Социализации»
Приём «работа в паре, микрогруппе»
«Приём оживления окружающего мира »
Метод творческих заданий
Взаимодействие с родителями
- Семинары – практикумы
- Памятки «Как рисовать кистью»
- Выставки совместных творческих работ с использованием нетрадиционных техник
- Показы открытых занятий (по отдельным техникам)
- Видеопоказы деятельности детей
- Консультации
- Мастер-класс
Темати-ческий
Виды контроля
Опера-тивный
Повтор-ный
Способы творческих действий
Показатели наличия творческого начала художественной деятельности детей
Отношения, интересы, способности детей в процессе художественного творчества
Качество детской продукции
- искренность, правдивость, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью;
- развитое творческое воображение, способность «входить» в изображаемые обстоятельства;
- - видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
- возникновение потребностей, интереса к творчеству
Отношения, интересы, способности детей в процессе художественного творчества
- дополнения, изменения, вариации уже знакомого материала, создание новой комбинации;
- нахождение «новых» приемов решения, самостоятельность и инициатива в их применении,
-нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий
Способы творческих действий
- нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям
Качество детской продукции
Спасибо за внимание!