Как эффективно провести родительское собрание
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют ДОУ и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую дошкольным образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе взаимодействия семьи и воспитателей должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с педагогами, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное - своим детям.
Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т. д.
Родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы в группы, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи с детским садом, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги обучения, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение вопросов обучения воспитанников не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Родительское собрание является важнейшей формой работы педагога с семьей воспитанника, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в на собраниях педагоги, забыв о многообразии функций воспитателя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.
Родительское собрание будет эффективным, если:
1) ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Приходить на родительское собрание с удовольствием - это
не так мало.
2) Удовлетворять принципам:
- активности (следовать желаниям родителей);
- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);
- значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);
- результативности;
- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).
3) Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.
4) Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.
5) Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.
7) Организовывать обмен мнениями и идеями.
8) Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.
9) Проводить рефлексию.
Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании. Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.
Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – узкими специалистами, медицинским работником. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, результаты мониторинга, нормативные документы – Устав ДОУ, Правила воспитанников и т.п.).
Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников собрания.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проблемах отдельных воспитанников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками ДОУ, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми в деятельность (конкурсы, выставки, соревнования и т.д.). Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора воспитателей группы. Многие вопросы помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации мероприятий, подготовки к празднику и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная воспитателей с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о ДОУ, педагогах, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:
1. Правильный выбор тем.
Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи
2. Расширение тематики родительских собраний.
3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.
4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.
5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные.
6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.
7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.
8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.
10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание (особенно отцов).
11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в обучении и восптании.
14. Педагог должен не "назидать", а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.
15. Очень важным для педагога является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.
Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.
На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.
С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов педагог может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.
Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.
Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у ДОУ и семьи одни и те же общие задачи.
Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).
Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку педагогов и помощь других специалистов ДОУ.
ПЕдагогу, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных детей, давать негативную оценку всей группе.
Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для педагогов. Действительно, для педагога важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с воспитанниками, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.
С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество с детским садом происходит более успешно, если в конце собрания педагог поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.
Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.
Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.