МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Доклад на тему:
«Как и когда проводить мониторинг качества образования»
Подготовила:
Гусева С. В.,
учитель математики
I квалификационной категории
2019г
Для успешного решения стоящих перед любым образовательным учреждением задач обучения и воспитания администрации и педагогическому коллективу необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность как на уровне функционирования различных структурных подразделений учреждения, так и на индивидуально-личностном уровне. На современном этапе развития системы образования именно мониторинг является наиболее совершенным способом информационного обслуживания и значимым компонентом системы управления качеством образования.
«Мониторинг» (англ. «следить») появился во второй половине XX века.
«Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека (Большой энциклопедический словарь, с.831)»
А термин «педагогический мониторинг» вошёл в обиход относительно недавно - в 1990 году.
«Мониторинг» в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там, где фактическое сравнивается с намеченным. Его главная задача – уменьшение разницы между желаемыми и реальными результатами. Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.
Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).
Проводить мониторинговые исследования возможно в три этапа:
I этап. Подготовительный
1Постановка цели.
2. Определение объекта.
3. Установка сроков проведения.
4. Изучение соответствующей литературы.
5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.
Для проведения мониторинга важно знать:
- что ты собираешься отслеживать;
- по каким критериям будешь проводить мониторинг;
- какие возможные результаты предполагаешь получить;
- как ты можешь выявить эти результаты;
- каковы пути коррекции полученных результатов с учётом поставленных в процессе обучения целей.
II этап. Практический
Сбор информации:
-наблюдение
- собеседование
-тестирование
-анкетирование
-выход на уроки
-контрольные работы
Информация, которую должна представлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать ряду требований:
Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками.
Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован).
Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания учителем, который будет использовать её для проектирования в дальнейшей работе.
Валидность (средства диагностики охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался).
Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или воспитания.
Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале; входящих, промежуточных и итоговых контрольных работ. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной и завершается анализом полученных результатов.
На этом этапе проведения мониторинга проводятся разные диагностики.
III этап. Аналитический
1. Систематизация полученной информации.
2. Анализ полученных данных.
3. Разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
4. Выводы.
При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации.
Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями, даёт нам возможность увидеть насколько верны наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же утвердиться в их правильности. Поэтому мониторинг должен быть приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.
Основные направления мониторинга в ОУ:
Мониторинг качества образования.
Мониторинг уровня социализации личности.
Мониторинг интересов учащихся.
Мониторинг образовательных потребностей учащихся и местного сообщества.
Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.
Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Все эти направления должны повышать качество образования.
Выводы педагогического мониторинга обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности.
То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.
Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса.
Рекомендации по организации и проведению педагогического мониторинга
1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:
-в соответствии с функциональными обязанностями
-в соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения
- в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения
2. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося
3. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые) срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.
4. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения
5. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения
6. Срез проводится и проверяется ассистентом, результаты анализируются, выводы и предложения обсуждаются с педагогами и учениками
7. Анализ результатов срезов необходимо использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса
8. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.
Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.
Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.
9. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоениение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения
10. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта ( процент успеваемости), качество знаний ( процент качества знаний), степень обученности класса