СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс. Индивидуальное обучение 35ч. (1 час в неделю)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс. Индивидуальное обучение 35ч. (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс. Индивидуальное обучение 35ч. (1 час в неделю)»

Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Тема урока


Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Формы контроля

Плановые сроки прохождения

(дата)



План


Факт


1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (1 ч.)



1.

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Книга художественная и учебная.


Урок изучения нового материала

Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа.

Личностные:

- формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:

- умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Контроль учителя,

самоконтроль





Из мифологии (1ч.)



2.

нтичный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев Гомер. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.


Урок изучения нового материала

Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа.

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Метапредметные:

- умение пользоваться разными видами чтения; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».

Контроль учителя,

самоконтроль





Из устного народного творчества


3

Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту.

Урок изучения нового материала, работа над мини-проектом

Исследование композиции сказки, составление плана сказки, лексическая работа, работа с иллюстрациями.

Личностные:

- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.Контроль учителя,

самоконтроль

Контроль учителя,

самоконтроль



Из древнерусской литературы


4

Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе


Урок изучения нового материала

Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов; противопоставление Олегу волхва как представителя местного общества;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:

- умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания

Контроль учителя,

самоконтроль



Басни народов мира (1 ч.)


5

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

Урок изучения нового материала

Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся.

Личностные:

- формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная»;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль



Русская басня



6

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. А.Л. Сумароков.


Урок изучения нового материала

Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, лексическая и терминологическая работа, беседа, выразительное чтение.

Личностные:

- формирование представлений о познании как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:

- умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Контроль учителя,

самоконтроль



7

Басни И.А. Крылова.

Комбини-рованный урок

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа.

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции.

Контроль учителя,

самоконтроль



Из литературы XIX века



8

А.С. ПУШКИН. Стихотворение «Няне». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной».


Урок-заочная экскурсия

РСообщение учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике.

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль



9

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Урок изучения нового материала

Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ.

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «рифма»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Контроль учителя,

самоконтроль



10

Р/р. Конкурс чтецов. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Урок-конкурс

Выразительное чтение наизусть.

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные:

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Предметные:

- умение выразительно читать стихотворение.

Контроль учителя,

самоконтроль



11

Поэзия XIX века о родной природе.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение наизусть.

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль




12

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Комбини-рованный урок

Лексическая работа, работа с учебником, с терминами, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом.

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа;

Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Рабочие тетради



13

Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

Урок развития речи

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой.

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн;

Метапредметные:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров;

Предметные:

- владение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции.

Написание сочинения.



14

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Урок изучения нового материала

Слово учителя, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества;

Метапредметные:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль



15

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.


Урок изучения нового материала

Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей, иллюстрациями, лексическая работа.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом;

Метапредметные:

- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные:

-владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; эстетическое восприятие произведений художественной литературы; формирование эстетического вкуса.




16

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Комбини-рованный урок

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;

Предметные:

- умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

Контроль учителя,

самоконтроль



17

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Урок изучения нового материала

Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.

Контроль учителя,

самоконтроль



18

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

Урок изучения нового материала

Слово учителя, выразительное чтение, лексическая работа.

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль



19

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

Комбини-рованный урок

Выразительное чтение наизусть, беседа.

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

- владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Контроль учителя,

самоконтроль



20

Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».


Урок изучения нового материала

Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств;

Предметные:

- понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы.




21

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

Комбини-рованный урок

Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, ииследовательская работа, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства; сознание своего долга перед семьей; чувство любви к России, соединенное с чувством боли за неё;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Предметные:

- умение понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог.

Контроль учителя,

самоконтроль



22

Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Урок развития речи

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Личностные:

- формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

Метапредметные:

- развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение грамотно строить письменную монологическую речь.

Написание сочинения.



23

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

Комбини-рованный урок, работа над мини-проектом

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; народ и государство; противопоставление рациональной логики, основанной на законе, «праву по совести»; осуждение нелепости, абсурдности жизни, осмысление происходящего с высоты гуманистического идеала;

Метапредметные:

- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация».

Контроль учителя,

самоконтроль



24

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом.

Комбини-рованный урок, работа над мини-проектом

Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с терминами, исследовательская работа с текстом.

Личностные:

- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; осуждение трусости, обмана, легковерности;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия».

Контроль учителя,

самоконтроль



Из литературы XX века



25

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

Урок изучения нового материала

Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа.

Личностные:

- трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости»; стремление к постижению «вечных вопросов жизни»;

Метапредметные:

- владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- формирование умения выразительно читать текст; умения давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Контроль учителя,

самоконтроль



26

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

Комбини-рованный урок

Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В.Гиляровского.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; жестокость, грубость, грязь, равнодушие окружающей действительности (мира города) – причина отсутствия интереса к жизни, непосредственности, искренности чувств, присущих детям;

Метапредметные:

- смысловой и эстетический анализ текста; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «тема», «эпизод»,

Контроль учителя,

самоконтроль



27

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни;

Метапредметные:

- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

- умение пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владение литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет».

Контроль учителя,

самоконтроль



28

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

Комбини-рованный урок

Выразительное чтение, работа с репродукциями, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к неуспокоенности, к борьбе;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении;

Предметные:

- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство».

Контроль учителя,

самоконтроль



29

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Урок изучения нового материала

Беседа, выразительное чтение, слайдовая презентация.

Личностные:

- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; восхищение красотой русской природы, любовь к родине;

Метапредметные:

- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Предметные:

- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Контроль учителя,

самоконтроль



30

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия

Сообщение учителя, выразительное чтение, работа с таблицей.

Личностные:

- совершенствование духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; стремление помочь изможденному судьбой человеку, понять и оправдать смысл и цель его существования;


Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Контроль учителя,

самоконтроль



31

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Комбини-рованный урок

Составление цитатного плана, выразительное чтение, работа с иллюстрацией, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым;

Метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

Предметные:

- формировать умение художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание».

Контроль учителя,

самоконтроль



32

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

Комбини-рованный урок

Составление цитатного плана, лексическая работа, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, терпение, трудолюбие – качества характера творческого человека;

Метапредметные:

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом; формирование навыка смыслового чтения;

Предметные:

- формирование умения

давать характеристику герою; умения пересказывать от другого лица.

Рассказ особытиях от лица участника.



33

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Урок изучения нового материала

Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о бодром и жизнерадостном мироощущении, вере в будущее, в успех, в то, что в мире существует положительное начало, добро; умение любить все живое, не унывать ни при каких жизненных обстоятельствах;

Метапредметные:

- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; формирование умения аргументированно высказывать собственное мнение и

координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные:

-понимание авторской позиции и своего отношения к ней; владение литературоведческим термином «юмор»; восприятие на слух литературных произведений жанров.

Выразительное чтение по ролям.



34

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

Урок изучения нового материала

Сообщение учителя, оформление таблицы, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о милосердии, готовности помочь, сострадании, человеколюбии;

Метапредметные:

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

- умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа.

Пересказ рассказа.




Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»


Урок изучения нового материала

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа.

Личностные:

- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; осознание самого себя как личности, переживание момента своего самоопределения; ощущение кровной связи с огромным миром, наполненным жизнью;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе;

Предметные:

- умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы.




Из зарубежной литературы


35

Д. ДЕФО, Х.К. АНДЕРСЕН, М. ТВЕН, Ж. РОНИ-СТАРШИЙ, ДЖ. ЛОНДОН


Урок изучения нового материала

Сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке.

Личностные:

- формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание;

Метапредметные:

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

Предметные:

- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владение литературоведческим термином «приключенческий роман».