Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №5
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Календарно – тематическое планирование.
Предмет | Кружок «Умники и умницы» |
Уровень программы (базовый, профильный, расширенное изучение предмета) | ФГОС НОО |
Класс | 3 В |
Учитель | Кайсанова Елена Владимировна |
Люберцы
2020-2021 учебный год
Нормативно - правовая основа создания программы:
* Закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции, введенной в действие с
1 сентября 2013 г. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 с последующими изменениями и дополнениями.
* Федеральный государственный образовательный стандарт НОО 2010 года.
* Примерная программа по предмету.
* Федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный год.
* Учебный план МОУ гимназии № 5 на 2020– 2021учебный год.
Кружок «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям начальных классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цели и задачи изучения предмета
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Место курса в учебном плане
Курс включает в 3 классе 34 занятия: 1 занятие в неделю.
Содержание курса
В содержание курса входят следующие разделы:
Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
Расхождение авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе в полном объеме.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 04.09.20 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | 11.09.20 | |
3 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 18.09.20 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 25.09.20 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 02.10.20 | |
6 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 09.10.20 | |
7 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | 16.10.20 | |
8 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 23.10.20 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 06.11.20 | |
10 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 13.11.20 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 20.11.20 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать | 27.11.20 | |
13 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 04.12.20 | |
14 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | 14.12.20 | |
15 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач | 25.12.20 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 15.01.21 | |
17 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 22.01.21 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 29.01.21 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 05.02.21 | |
20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 12.02.21 | |
21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | 19.02.21 | |
22 | Развитие логического мышления | 26.02.21 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 05.03.21 | |
24 | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей | 12.03.21 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать | 19.03.21 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 02.04.21 | |
27 | Поиск закономерностей | 09.04.21 | |
28 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками | 16.04.21 | |
29 | Развитие логического мышления | 23.04.21 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 30.04.21 | |
31 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей | 07.05.21 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 14.05.21 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | 21.05.21 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов | 28.05.21 | |