2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия между: -необходимость формирования спонтанной разговорной речи учащихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения. Новые условия образовательной деятельности. Использование коммуникативного метода обучения помогает приблизить процесс обучения к процессу реальной коммуникации, т.к. обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, невозможно. |
3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Основной идеей представляемого опыта является оптимизация учебного процесса через использование коммуникативного метода обучения на уроках английского языка. Главное внимание этот коммуникативный метод обучения английскому языку уделяет языковой практике и помощи в преодолении страхов и языкового барьера. Учащиеся на уроках английского языка не заучивают темы и тексты, которые далеки от реального общения, а заменяют их на диалоги из реальной жизни, учащиеся обыгрывают их таким образом, чтобы вызвать друг друга на разговор, следовательно, у учеников развивается способность пользоваться языком спонтанно, без предварительной подготовки. |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Автор опыта полагает, что современный подход к изучению иностранных языков предполагает применение современных методов и технологий. Концепция изменений основана на использовании коммуникативного метода, который является в свою очередь попыткой приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Овладение языком как средством общения предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, означающей не только знание системы языка, но и способность правильно пользоваться единицами языка для реализации целей общения, формированию навыков говорения. Добиться успешных результатов при использовании этого метода, возможно, только при соблюдении необходимых условий его реализации: - уделение особого внимания исправлению ошибок говорящих; - систематическое объяснение и повторение грамматики; - употребление родного языка, особенно на начальной ступени для дачи дополнительных пояснений и определений. |
III. Описание актуального педагогического опыта учителя В современном мире трудно переоценить значимость иностранных языков. Необходимо учитывать и тот факт, что знание языков может играть важную роль и давать некоторые преимущества в личной и профессиональной коммуникации. «В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни: появилось большое разнообразие ситуаций межкультурного общения, таких как учеба в школе и вузе по обмену, стажировке ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д. Таким образом, владение иностранным языком является одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве.» (Колесник А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 562-564.) Знание языка, в свою очередь, предполагает владение свободной разговорной речью, навыками общения. «Согласно требованиям стандарта, по окончании школы любого типа учащиеся должны общаться в условиях непосредственного контакта, то есть понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа; рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации», (Бузорина К. А. ГИА как итоговая форма контроля сформированности умений говорения на уроках английского языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 79-81.), но в рамках традиционного урока это становится невозможным. Овладение языком как средством общения также предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, означающей не только знание системы языка, но и способность правильно пользоваться единицами языка для реализации целей общения, формированию навыков разговорной речи. Для того, чтобы достичь наилучшего результата в обучении иностранному языку, а именно навыками говорения, я считаю наиболее оптимальным использование на уроках английского языка коммуникативного метода обучения, который предполагает создание реальной ситуации общения, а не следование искусственно созданной, заранее разученной модели речи. Уже в течение 2-х лет я систематически использую метод коммуникативного обучения на своих уроках. Роль преподавателя на таких уроках нельзя назвать традиционной. Теперь преподаватель - это только наставник и руководитель, который направляет процесс общения, если этого требует ситуация. На занятиях ученики больше не ограничены в выборе языковых средств и речевом поведении. Тот факт, что заранее неизвестно, с чего начнется беседа и чем она закончится, делает урок более интересным и привлекательным. Многое зависит не только от фантазии преподавателя, но и от фантазии учащихся. Можно разыграть любую ситуацию: поход в кино, встреча со старым другом, со знаменитостью и т.д. Ученики перестают стесняться своих ошибок и лексического запас, приобретают внутреннюю свободу, раскрепощаются. Конечно, любая рабочая программа требует прохождения определенных тем и разделов, но данный метод этому не помеха, а помощник. Добиться успешных результатов при использовании этого метода, возможно, только при соблюдении необходимых условий его реализации: - уделение особого внимания исправлению ошибок говорящих; - систематическое объяснение и повторение грамматики; - употребление родного языка, особенно на начальной ступени для дачи дополнительных пояснений и определений; - систематическое использование метода на уроках английского языка; - разработка уроков с использованием данного метода; - изменение роли учителя: консультант, наставник; - знания возрастных и психологических особенностей обучающихся. Данный метод используется мною сравнительно недавно, но уже принес ожидаемые положительные результаты. За период использования данного коммуникативного метода обучения в урочное время наблюдается повышение уровня владения навыками говорения учащихся, улучшение результатов учащихся по разделу «Устная часть» на итоговой аттестации по английскому языку. Так как такая методика обучения сравнительно новая для меня, чтобы выяснить ее эффективность, я проводила мониторинг учащихся в начале года, до применения коммуникативного метода обучения, и в конце года, после его систематического использования. Для определения навыков говорения я использую критерии, разработанные для проверки раздела «Устная часть» на итоговой аттестации по английскому языку. Результаты следующие: 
|