СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественный стиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественный стиль

Просмотр содержимого документа
«Художественный стиль»

Практическое занятие

Художественный стиль и его особенности



Вопросы для обсуждения

1. Художественный стиль, его особенности.

2. Функция художественного стиля.

3. Индивидуально-авторский подход в художественном стиле.

4. Языковые средства художественного стиля.



Методические рекомендации

Студенты должны усвоить особенности художественного стиля речи, научиться характеризовать средства выразительности: тропы и фигуры речи.


Практические задания

Задание 1. Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц.

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев).

4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.

5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации.

6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений.

7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации.

Задание 2. Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

Задание 3.  Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

Задание 4.  Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Задание 5.  Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

2.Луч света в сером царстве.

3.Откуда фисташки?

4.Маленький фриц.

5.Много шума – и ничего.

6.Хождение по внукам.

7. На трейлере слона возили.

Задание 6.  Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести Булгакова «Собачье сердце»:

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Шв…р».

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

Ф. Преображенский

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

Задание 7. Выполните тест

  1. Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

А) 3; Б) 1;

В) 2; Г) 4.

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через средства массовой информации;

В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств языка.

4Функция художественного стиля:

А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: «Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь»:

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей художественной выразительности:

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11Найдите градацию:

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.