СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Чайная церемония"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа классного часа "Чайная церемония, или Приглашаю на чай" будет полезна для классных руководителей и учителей технологии

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Чайная церемония"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час ( воспитательная программа для учащихся 7 класса: «Этикет. Привлечение ресурсов социума»)

на тему: «Чайная церемония, или Приглашаю на чай.»

Цель: формирование понятия культуры общения и поведения как одной из нравственных ценностей человека

Задачи:

-изучение теоретических аспектов по данной теме

-создание условий для духовного развития личности -получение эстетических знаний Слово учителя:

1.Из истории этикета: Этикет-слово французское, это свод правил поведения, обхождения, хороших манер.

Когда человек стал задумываться над своим поведением?

Из прочитанных археологами древних записей мы узнаем, что вести себя прилично, культурно человек старался очень давно.

* А 17век считается началом 1-го периода в истории русской культуры, когда заметно расширился кругозор русского человека.

* Поэтому в 1687году в учебных заведениях наравне с другими предметами в курс вошла и этика.

* Так же входит в свет журнал «Приятного с полезным», который рассказывал на своих страницах, как вести себя, какую носить одежду, как разговаривать.

*С 18века выходят пособие по этикету по приказу Петра 1 «Юности честное зерцало или показание житейскому обхождению».

В этом пособии излагались правила, как сидеть за столом, управляться вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу и т.д.

Вот несколько рекомендаций из этого пособия:

- Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей коса взглядывать.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи.

- Отца и матерь в великой чести содержать.

Но если обратиться к произведениям античности, то можно прийти к выводу, что ещё Древний Рим, Египет придерживались определённых правил поведения. Например, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства.

Столовые приборы были в почете у Древних Египтян и умения есть бесшумно считалось необходимым условием при дворе.

На одном из изысканных приемов короля Людовика 14 вручили всем гостям карточки с перечнем правил поведения за столом, а в переводе с французского карточка-этикетка, откуда и появилось слово этикет.

Сегодня выпушено множество книг о хороших манерах (выставка)

2.Современный этикет чайной церемонии: На ваших столах лежат такие карточки-этикетки правил поведения за столом.(Прочитать)

Итак, мы находимся с вами в гостях. Сегодня хозяйкой этого зала будет Виктория Иосифовна.

Слово хозяйке :

Существует разные виды приемов и среди них чайный прием.

*Чайная церемония начинается с выбора скатерти, для чая используется чаше цветная скатерть, если нет цветной, то на белой скатерти можно расположить цветные салфетки или скатерть должна отличаться по цвету от цветовой гаммы сервиза .

*Скатерть должна свисать со стола на 10-15см., потому что за чаем сидят долго и ноги можно расположить удобно под столом.

*На стол ставится поднос, на котором размешается все необходимое для чая: заварник ( в старину ставился самовар), блюдо с пирожными или пирожками, блюдо с фруктами, нож ,чайные чашки с блюдцем, вилочка и ложечка, ставится пирожковая тарелочка.

*Если гостей много, то готовится все заранее и раскладывается на дополнительном столе.

Беседа с классом: Какие приборы я назвала? Нож- мы будем ножом резать лимон. А знаете, когда появился нож?

Нож- это первый столовый прибор. Его использовали пещерные люди для охоты, для резки мяса, в военных целях.

В 16веке появилось новое понятие- столовый нож.

Теперь группа ножей довольно многочисленна: для мяса с округленным кончиком, для сыра имеет вид широкой лопатки с острыми прорезями, для торта на верхнем крае тупые зубцы и т.д.

Ложечка- в русских летописях 12-13 веков упоминается ложка. В гости приходили со своей ложкой, мужчины носили ее за голинищем вместе с ножом.

Сегодня тоже много разновидностей ложек: для супа, для соуса, для мороженного, для чая и все они имеют свою особенность. Например, чайная ложечка маленькая да глубокая Вилка- это самый молодой из столовых приборов. В Европе появилась вилка в конце 16-го века ею пользовались только короли. В Россию вилка пришла в 18 веке. В издании «Русская старина» за 1824год есть такая запись: « У прибора Петра 1 клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костяными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, даже если ему случалось обедать в гостях».

Первые вилки имели только два зубца. Простой народ начал пользоваться вилкой только в 19веке.


Столовые приборы могли быть сделаны из различных материалов: из дерева, фарфора, металлов.

А теперь попробуем разложить чайные приборы в правильном порядке, учитывая рекомендации героев фильма.

Видеозапись (фильм «Красотка»)

Давайте и мы поучимся: вилку для фруктов и чайную ложечку кладем на чайное блюдце справа, слева ставим пирожковую тарелку, заварник, нож, блюда с фруктами и пирожными стоят на углу стола на подносе.

Чего не хватает? Салфеток!

Слово студентам торгового техникума:

Сейчас мы научимся красиво раскладывать салфетки (украшаем столы салфетками)

Слово учителю:

А теперь главный предмет нашего стола- чай.

Трудно найти уголок Земли, где не любили бы чай! Зелёный, белый, жёлтый, бирюзовый, красный, чёрный! Ммм!.. На каждый «цвет» найдётся свой любитель. Ароматизированные, цветочные, травяные и так называемые «нечайные чаи» тоже не останутся без внимания! Ведь по распространенности этот напиток занимает второе место после воды и по общим подсчетам  является основным напитком для двух миллиардов человек на земле.

Родиной чая является Китай. Почти 5-тыс.лет мы пьем этот чудесный напиток. Согласно легенде, Шеен Нон, один из китайских императоров, однажды летним днем путешествуя по провинциям ,остановился со своей свитой на привал, слуги кипятили воду для питья. В кипящую воду попали листья росшего рядом куста и дали воде коричневый цвет. Император заинтересовался, отпив, нашел этот напиток освежающим. Так был открыт чай. Торговля чая процветала в Китае, даже для перевозки лучших сортов чая в Северную Америку и Европу отправляли скоростные корабли-«чайные клиперы».

В Россию чай попал в 1638году, его привез боярин Василий Старков в качестве подарка отцу от Алтын-хана.

Чай в переводе на русский язык- молодой листочек.

Теперь чай производит Индия, Китай, Индонезия, Япония, Иран, Вьетнам, Тайланд.

Чайную заварку не только пьют: слабым раствором промывают зеркало, устраняют запах рыбы и лука, из чайных семян отжимают масло, используют как боле- утоляющие средства.

Рецептов чая много.

У каждой национальности есть свои рецепты, так же как и у нас. (Студенты предлагают различные рецепты чая, несколько рецептов показывают на практике)

А я хочу добавить, что наши прадеды, еще не зная о существовании чая, пили овсяный кисель, брусничный морс и сбитень.(раздаем рецепты )

И так я вас приглашаю на чай.

А за чаем беседа (викторина)


Методическая разработка внеклассного мероприятия (воспитательная программа для учащихся 7 класса» «Этикет. Привлечение ресурсов социума) по теме: «Этикет. Культура одежды» Цель: формирование культуры одежды как одной из ценностей человека

Задачи:

-изучение теоретических аспектов по теме

-создание условий для духовного развития

-получение эстетических знаний

1.Слово учителю:

А.П. Чехову принадлежат слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда и мысли»

Мудрые слова… Мы поведем сегодня речь об одной из перечисленных составляющих красоты человека-одежде .Культуре одежды.

Вопросы классу:

-является ли умение одеваться культурой одежды?

-что значит одеваться со вкусом?

-что такое мода и стоит ли ей следовать?

-как понимаете слово этикет?

Да, современный этикет-это результат опыта многих поколений. Правила этикета являются международными.


2.Страница первая. История одежды.

(сообщения студентов лицея №2)

Вывод: действительно, во все века одежда играла немаловажную роль в жизни общества. Умение со вкусом одеваться- признак культурного человека

Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке-провожают по уму»

Да,очень важен интеллектуальный уровень,но встречают по одежке


Попробуем вместе ответить на вопрос:

Как надо одеваться,чтобы произвести положительное впечатление в любой обстановке,в любой ситуации,чтоб на вас приятно было смотреть?

Страница вторая. Домашняя одежда.

-какой должна, по-вашему,быть домашняя ожежда?

(сообщения студентов лицея №2, показ домашней одежды)

Вывод: живя рядом с дорогими людьми важно проявлять не только уважительное отношение в поведении и общении, но и в умении одеваться.

Страница третья. Деловая одежда.

Есть такое понятие: деловой этикет. Существует много видов деловой одежды. -Начнем с культуры одежды школьника(представление моделей одежды школьника)

Вывод:значит,в одежде ученика должен присутствовать деловой стиль.

-видеопоказ моделей деловой одежды(дипломатического приема, суда, одежда секретаря, учителя, продавца и т. д.)

Вывод:значит,нельзя приходить на деловой прием,на работу в чем захотелось самому. Надо соблюдать этикет деловой одежды.

Страница четвертая. Этикет гостевой одежды.

Слово учителю: Гостевой или вечерний туалет должен быть изящным ,каждый гость должен иметь свой шарм, при этом не быть вычурным. Надо учитывать характер предстоящего вечера. (о разного вида приемах рассказывают и показывают студенты лицея №2)

Вывод:очень важно придерживаться этих правил, чтобы быть приятным, произвести хорошее впечатление.

Страница пятая. Гигиена одежды.

(о гигиене одежды беседа врача)

Страница шестая.Стиль,Высокая мода.

(о высокой моде беседа преподавателя лицея №2)

Вывод по мероприятию:

-думаю, мы совместно с преподавателем лицея,врачом нашей поликлиники, со студентами убедили вас в том , -что очень важно, чтоб вас достойно встретили по одежде, -что в человеке все должно быть прекрасно, в том числе одежда.