«Чистые руки, чистое тело - смело берись за любое дело».
Цели:
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей
человеческой жизни.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.
Оборудование: плакат с названием классного часа, карта с названиями
станций, рисунки: мыло, расчёска, зубная паста и зубная щётка,
полотенце, душ; костюмы для детей: Мойдодыра, доктора Чистюлькина,
грязной девочки и грязного мальчика; небольшое детское одеяло,
простынь, маленькая подушка; Каркуша (кукла на руку), детская
театральная ширма; фрагмент муз. П.И. Чайковского «Времена года»,
фрагмент песни «Мы - маленькие дети»; подарки от Мойдодыра и доктора
Чистюлькина- «Земляничное мыло».
Структура классного часа.
Вступительное слово учителя.
Остановка «В гостях у Мойдодыра».
Остановка «Спортивная».
Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина».
Полустанок «Угадай-ка».
Станция «Проверяйка».
Вступительное слово учителя.
Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы
выполнять любую работу, т.е. быть здоровым. Здоровье - одна из главных
ценностей человеческой жизни. Плохое здоровье, болезни служат причиной
отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Один древний
философ сказал, что ни богатство, ни слава делают человека счастливым, а
здоровье человека. Здоровый нищий счастливее богатого больного короля.
Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?
Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. Мы
познакомимся с его жителями, они научат нас секретам здоровья. Посмотрим
на карту нашего путешествия: на ней несколько остановок и на каждой нам
предстоит узнать много интересного, будем учиться быть здоровыми. Итак,
на автобусе в путь!
Остановка «В гостях у Мойдодыра».
Фрагмент муз. П.И. Чайковского «Времена года».
Фея чистоты и порядка:
В школе есть у нас закон:
Вход неряхам запрещён,
Хлопну я в ладоши: раз, два, три!
Вот мои помощники, посмотри!
Ученик:
Я маленький, я гладенький,
Покорный, неспесивый,
А в скачке пеной брызгаю,
Как дикий конь ретивый. (показывает мыло)
Зубаст, а не кусается. Как он называется? (показывает гребешок)
Будь аккуратен, забудь лень, чисти зубы каждый день. (показывает зубную
щётку и пасту)
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
(Входит чумазая девочка)
Девочка: А можно к вам?
Фея Чистоты: ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
(оглядывает девочку)
Девочка: Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала -
Вот они и загорели.
Фея Чистоты: ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопчённый.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала -
Вот он и загорел!
Фея Чистоты: ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Ученик 6: где ж Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок командир?
Умывальник: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистом -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
(Шум. Вбегают дети с одеялом, простыней, подушкой. За ними
растрёпанный и чумазый мальчик с криком.)
Мальчик: Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Все: что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком.
Умывальник:
Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя
У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
Даже брюки убежали от тебя.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Все: моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Мальчик: тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса.
И юлило, и мылило, и кусало, как оса,
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки.
(убегает, а за ним мочалки)
Мальчик: А она за мною мчится, и кусает, как волчица.
Умывальник:
Вот теперь тебя люблю я!
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам, стыд и срам.
Фея Чистоты:
А ну ребята, дайте мне ответ!
Есть ли среди вас грязнули?
Я вам давно написала письмо, его читает моя помощница.
Помощница феи Чистоты:
Дорогие дети! Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Все равно, какой водой: кипячёной, ключевой,
Из реки, иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём -
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда!
И чернила и варенье смоют мыло и вода.
Песня. Капельки прыг, прыг, прыг
Остановка «Спортивная»: физминутка.
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брасс
Одной, другой – это
Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина».
(Театр. Открывается занавес.)
У доктора Чистюлькина живёт Каркуша.
Каркуша:
Здравствуйте, ребята!
Вы любите из песка что-нибудь строить, полоть грядки. От всякой
работы руки становятся грязными. И ничего страшного - даже хорошо,
что руки от работы пачкаются.
Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки надо
вымыть.
Если мы не будем соблюдать правила, то с нами могут случиться
различные неприятности. Послушайте, пожалуйста, советы доктора
Чистюлькина. Входит доктор Чистюлькин. Рассказывает:
Советы доктора Чистюлькина.
Если случайно потереть глаза грязными, то можно занести туда
инфекцию, и глаза воспалятся.
На грязной коже находится множество микробов, которые так и
норовят заползти в какую-нибудь маленькую царапинку на коже. В
таком случае возникает воспаление.
За едой можно нечаянно облизать грязные пальцы, а от этого легко заболеть
з
заболеть.
Каркуша: А как вы моете руки?
Оказывается, многие ребята не умеют мыть руки. Придут с
улицы - и к крану, пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без
мыла и к полотенцу тянутся, грязь на нем и останется.
Послушайте памятку доктора Чистюлькина как правильно
мыть руки.
Входит доктор Чистюлькин и рассказывает:
Правила доктора Чистюлькина, как правильно мыть руки.
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладошки, но и тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли вымыл руки.
Вытри руки полотенцем.
Проверь, сухо ли вытер руки, - приложи тыльной стороной к
щеке.
Айболит: Все животные ухаживают за собой: слон обливает себя водой из хобота,
обезьяны чистят друг друга водой. Кошки вылизывают себя языком.
Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и
ремонтируют свои подземные ходы.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие
медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная
кожа - организм плохо дышит. Грязные руки - появляются глисты.
Ребята! Запомните Советы Доктора Воды.
Выходит девочка и рассказывает:
Советы Доктора Воды.
Раз в неделю мойся основательно.
Утром, после сна мой руки, лицо, шею, уши.
Каждый день мой руки перед сном.
Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки,
общения с животными, после работы на огороде, после поездки в
транспорте.
Наш автобус благополучно подъехал к полустанку.
Полустанок «Угадай-ка». Здесь живут очень любознательные люди.
Школьники здешней школы предлагают пословицы, поговорки и загадки.
Объясните, как вы понимаете следующие пословицы и поговорки:
Кто аккуратен, тот людям приятен.
*Чистота - лучшая красота.
*Чисто жить - здоровым быть.
*Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
*Чистая вода - для хворобы беда.
А сейчас, друзья, отгадайте загадки.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца и обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расчёска.)
Вроде ёжика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит - она станет чище. (Платяная щётка.)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было что, ребята? (Мыло.)
Волосистою головкой в рот она влезает ловко
И считает зубы нам по утрам и вечерам. (Зубная щётка.)
Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платок.)
Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.
До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж. Все ребята любят. (душ).
Во мне два «К» писать не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте. (Аккуратный человек.)
Станция «Проверяй-ка». Ребята, а сейчас нарисуйте, пожалуйста, на
ваших альбомных листах, что вам понравилось сегодня на классном часе,
а сначала обведите вашу руку, напишите ваше имя (рисунок руки должен
быть чистым, без пятен), если вы желаете что-то дополнить к нашему
классному часу, то, пожалуйста, напишите, нарисуйте, возможно, это
будет закон о Чистоте и т.п..
Дети рисуют. Спокойно звучит фрагмент муз. П.И. Чайковского
«Времена года».
Итак, ребята, от чистоты каждого человека зависит чистота нашего
общего дома - планеты Земля. Будем в чистоте держать свои руки, тело,
будем здоровыми - будет здоровой планета Земля.
От всех героев нашего путешествия в подарок каждый получает мыло.
Дарят его доктор Чистюлькин, доктор Вода, феи Чистоты, Каркуша.
До свидания, ребята!
До следующей встречи!
Приложение.
Оформление классной доски.
Классный час
« Чистые руки, чистое тело-
смело берись за любое дело.»
Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни.
Город Здоровейск
Сделайте таблички (названия станций):
« В гостях у Мойдодыра», «Спортивная»
«В гостях у доктора Чистюлькина»
Полустанок «Угадай-ка», Станция «Проверяйка»
Слева напишите:
Советы доктора Чистюлькина
Как правильно мыть руки. (См. в тексте классного часа)
А справа напишите: Советы доктора Воды. (См. в тексте классного часа.)
Рисунки и картинки для оформления используйте по ходу классного
часа.
И смотрите презентацию.
Литература.
Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2-х классах. Изд. 2-
е. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб.,
1998.
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого
дня. Вып. 2.- Волгоград: Учитель, 2008.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - СПб., 2006.
Мильман И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных
классах. М.: Просвещение, 2005.
Обухова Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М., 2004.