СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День славянской письменности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класный час на тему "День славянской письменности"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День славянской письменности"»

Классный час: «День славянской письменности и культуры»

Цель: Формировать у детей понятие о значении календарной даты;

способствовать усвоению понятия «культура»;

приобщать к русской национальной культуре.

Ход урока.

24 мая у славянских народов — русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков— отмечается особый праздник - «День славянской письменности».

Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем, как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую речь; кто же создал русский алфавит? 

Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.

Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка – греческий и болгарский.

Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.

Михаил– старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В 20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет он решил изменить свою жизнь. 

Михаил оставил военную службу и отправился на Афон. Постригся в монахи и получил имя Мефодий.

 Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим учеником и прозвали его Философом. 

Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. 

Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли язычников. 

Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет христианства, веру христианскую.

Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли просвещать свой разум. 

Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!

По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. 

Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В 
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – 
состоящее из фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ.

АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ ВЕДИя знаю буквы.

ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕслово – это достояние.

ЖИВИТЕ – значит жить в труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И – союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КАКО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть азбуки означала: Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец, 
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…». 

Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви. 

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, 
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Сейчас мы с вами пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали ПЕРГАМЕНТ.

А что такое пергамент? (это тонкая очищенная от волос телячья или козья кожа).

Её натирали мелом, чтоб снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста.

На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на листьях дуба).

А на чём ещё писали наши предки? (на бересте)

Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Новгороде Великом нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.

Перед смертью Константин принял имя Кирилл. Константин прожил всего 42 года. 
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает первыми славянскими учителями.

  •  Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели 
    постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для 
    письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва 
    увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский языкодним из самых трудных. Ещё бы : у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских — целых 33 буквы!

А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно — с 1918 года (93 года), а раньше...

Раньше была кириллица и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете — аз — мыслете — аз». Что получилось? Оказывается - «мама».

В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось до 36.Внесли новые буквы – Ё и Й.

В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33 
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам 
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках 
умелых оно в состоянии совершать чудеса.

 «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — речь…» 
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на 
призыв своего старшего современника: 
Мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ! 


Игра «Запомни, повтори и дополни».

Каждому, когда придёт очередь, повторить уже названные слова в правильной последовательности и добавить к ним своё слово. Темы:

«Школьные принадлежности», «Литературные герои»

«Названия цветов», «Предметы мебели»

«Животные леса»

«Фрукты»

«Овощи»





Кирилл и Мефодий