https://disk.yandex.ru/d/GLjX0yfIUSUznQ
Коммуникативное упражнение «Огонек общения»
На парту каждого ребенка учитель кладет три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
– Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении; зеленый -самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Посмотрим, у кого самый большой букет получился.
Как вы думаете, почему?
Цель: 1. Расширить понятие детей о культуре поведения.
2. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, выход в сеть интернет (по возможности).
Данное внеклассное мероприятие можно проводить в старших классах, рассказ учителя сопровождается презентацией. В заключение проводится небольшой тест «Умеешь ли ты слушать», а если есть выход в интернет, то можно провести и онлайн тестирование, а так же сюжетно - ролевые игры.
Ход классного часа:
Организационный вопрос. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.
Рассказ учителя:
Человек - существо социальное. Одной из основных потребностей Homo Sapiens является общение. Мы говорим много и часто. Однако, умеем ли мы слушать ислышать? Опыт показывает, что среди существующих мифов о способности слушать чаще встречаются следующие.
Слушать и слышать - одно и то же.
Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с рождения. Для того чтобы слушать, одних ушей мало, нужны разум и желание. Процесс слушания - результат сознательного выбора. Исследования показывают, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.
Слушание - пассивный процесс.
Концентрация внимания сохраняется сама собой не более одной минуты. В это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую кратковременную память. Она имеет ограниченную емкость и защищает наш мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами как предназначенная для обработки и анализа, она забывается. Человек сам делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому процесс слушания требует активного включения и сознательных усилий, порой значительных.
Возможно одновременно внимательно слушать собеседника и качественно выполнять другую работу.
Многие убеждены, что можно одновременно говорить по телефону, печатать документы и встречать посетителей. Конечно, можно одновременно и собеседника слушать, и сортировать почту, и готовить презентацию. Но что при этом будет с качеством? Правда жизни такова: одновременно выполнять несколько задач одинаково первоклассно под силу только компьютеру. И то, если разобраться, и компьютер выполняет одну задачу в момент времени
Человек работает лучше и качественнее, когда он занимается одним делом единовременно. Попытки сделать даже два дела сразу неизбежно ведут к снижению качества работы. В ситуации общения по телефону, когда вы слушаете собеседника и одновременно занимаетесь другой работой, не связанной с текущим разговором, такое «раздвоение личности» чревато рассеиванием внимания и потерей нити беседы. В разговоре по телефону собеседник ждет вашего безраздельного внимания.
Слушая, нужно продумывать свое следующее высказывание.
Нужно делать что-то одно (смотрите предыдущий миф). Если вам нужно несколько секунд, чтобы сформулировать свой ответ, честно скажите об этом.Собеседник оценит ваш серьезный подход и вряд ли будет возражать.
Хороших слушателей много.
Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс слушания - это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем. Умение слушать приобретается, ему можно и нужно учиться.
Что же делать? Как улучшить навыки общения? Развить умение слушать вам поможет несколько рекомендаций.
Перестаньте говорить
Это первое, что нужно сделать, так как делать два дела одновременно и качественно - говорить и слушать - невозможно.
Не перебивайте
Перебивая собеседника, мы тем самым даем ему сигнал: «То, что вы говорите, совсем неинтересно и не очень важно». Кому это понравится? Часто используемая фраза «Извините, что перебиваю» - неуклюжее оправдание плохого умения слушать и должна быть навечно забыта. И не поддавайтесь соблазну заканчивать мысль за собеседника!
Слушайте так, чтобы было слышно
В разговоре по телефону собеседник не видит вас. Он не в состоянии оценить ваш внимательный взгляд, кивок головы и другие невербальные сигналы. Одного вашего молчания тоже недостаточно для того, чтобы убедить собеседника, что вы его слушаете. Более того, молчание на другом конце провода может вызвать у собеседника сомнения, не прервалась ли связь. Но у вас есть мощный инструмент - ваш голос, все струны которого правильно настроены. Используйте его! Время от времени подтверждайте ваше внимание словами «да», «я вас понимаю», «совершенно верно» и т.п. Повторяйте вслух сказанное, особенно даты, цифры, имена. Это называется активным слушанием.
Не отвлекайтесь
Не притворяйтесь, что слушаете. Рано или поздно собеседник заметит ваше псевдослушание и будет огорчен, недоволен или раздражен. Сконцентрируйтесь, настройтесь физически, приготовьтесь записывать.
Ведите записи
Люди любят, когда их мысли записывают, это создает у них чувство собственной значительности. Но по телефону этого не увидишь, поэтому дайте понять, что вы записываете: «Иван Иванович, не могли бы вы повторить ваш последний аргумент, я его запишу, это очень интересная мысль». Кроме того, в этом есть и несомненная польза для вас: у вас останется гораздо больше информации о результате разговора.
Задавайте вопросы
Это поможет вам понять суть проблемы и покажет собеседнику, что вы следите за ходом его мысли.
Ожидайте от собеседника лучшего
«Я заранее знаю, что он скажет», «Он опять об одном и том же», «Ну, сейчас начнется...». Такие установки мешают сотрудничеству. Сделайте шаг навстречу, освободитесь от предубеждений и предвзятого отношения, будьте открыты для разговора. Общение - это улица с двусторонним движением.
Слушайте всё
А не только то, что вам интересно, полезно и приятно. Выражайте искренний интерес к проблемам собеседника. Любая информация может оказаться бесценной.
Интересно, как у вас обстоят дела с общением?
Для того чтобы оценить свое умение слушать и воспринимать собеседника, предлагаем ответить на вопросы из памятки В. Маклени:
1. Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?
2. Не спешите ли принять решение до того, как поймете проблему?
3. Не слышите ли лишь то, что хотите услышать?
4. Не мешают ли вам слушать эмоции, настроение?
5. Не отвлекаетесь ли вы, когда говорят другие?
6.Не запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?
8. Прекращаете ли слушать, когда встречается что-нибудь непонятное, сложное для вашего восприятия?
9. Занимаете ли негативную позицию, когда слушаете?
10. Может быть только притворяетесь, что слушаете?
11. Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить это?
12. Принимаете ли в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
13. Следите ли за тем, что для вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?
14. Пытаетесь ли выяснить, действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его выводы?
Если на все поставленные вопросы, кроме 11 — 14, вы, положа руку на сердце, уверенно ответите «нет», значит, вы не отгораживаетесь от собеседника труднопреодолимым барьером восприятия. Для тех же, кто не столь уверен в своих ответах, эта памятка по сути явится перечнем советов, как нужно слушать, чтобы слышать.
И еще один тест, интерактивный:
http://www.kleo.ru/test/0055.shtml
А вот что отвечали посетители Mail.ru, когда их спросили «....Ты умеешь....просто выслушать???»
• Да умею, всегда выслушаю.если мне это надо
• Слушать надо сердцем, тогда и много слов не надо.
• Cлушать и слышать две разные вещи.. ищи не того кто слушает а того кто слышит!!
• Умею....Умею выслушать и....главное услышать..
• Да, наверное умею...часто приходят...просят выслушать...в жизни бывают такие моменты, когда человеку бывает необходимо высказаться!!!!Он не просит ничего...а просто хочет, чтобы его ВЫСЛУШАЛИ...у меня тоже бывают такие моменты...
• Сегодня была поражена тем, что мало знакомый мне человек, / мы сталкиваемся лишь по домовым делам/ ОТКРЫВАЛСЯ!!!.это было для меня полной неожиданностью!!! Я и не знала о том, что у него умерла дочь, что они с женой 14 лет воспитывают внука инвалида...для меня это было просто потрясением!!! Рядом со мной, много лет, моя подруга..которой я звоню или прихожу к ней и говорю, говорю...обо всём, что накипело...что волнует... и она просто меня выслушивает...понимает, что мне это НЕОБХОДИМО...именно сейчас... вчера всё рассказала по телефону и в конце добавила: ВОТ! Я ТЕБЕ И ПОЖАЛОВАЛАСЬ! она лишь засмеялась... знаю, что она в это время просто слушала и улыбалась... Счастье иметь рядом друзей, которые умеют выслушать в трудную минуту.
Ссылка, если Вам стало интересно
http://otvet.mail.ru/question/38302270/
Заключение (сюжетно – ролевая игра)
Игра «Поговорим»:
объединитесь в группы по 2—3 человека, придумайте тему и побеседуйте.
Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Музыкальная группа» и др.
После игры проводится обсуждение:
• Смогли ли вы услышать друг друга?
• Перебивали ли вы друг друга или реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
• Как смотрели собеседники друг на друга?
• Интересна ли была беседа партнерам или нет?
• Использовались ли намеки?
• Кто из собеседников говорил больше?
2. Игра «Испорченный телефон»
Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Совместно с учащимися формулируем выводы классного часа : умей слышать и будешь услышан»
Упражнение “Глаза в глаза”
Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.
Процедура проведения: В течение 3 минут партнёры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?
Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?
Цель:
Формировать умение и навыки общения;
Формировать умение слушать и слышать другого человека.
Оборудование: бумага, ручки, свеча, зажигалка, металлическая чаша, стулья для учащихся (составлены по кругу).
Ход мероприятия:
Хочется начать занятие такими словами:
Поклонившись, мы друг другу сказали…
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали…
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте, мне сегодня приятно встретиться с вами.
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье.
В фильме о проблемах молодежи «Доживем до понедельника» звучат такие слова: «Счастье - это когда тебя понимают…»
Вопросы классу:
Что для вас означает эта фраза?
Всегда ли вас понимают?
Что лично вам необходимо для счастья? Что для вас важно сейчас?(ребята отвечают по кругу).
Учитель: все мы разные и понятия о счастье у нас разное, но многие сейчас говорили о друзьях, семье, близких, о взаимопонимании с ними.
«Счастье - это когда тебя понимают…» Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее? Умеешь ли ты слушать и слышать другого человека? Это для вас важно? Это и будет темой сегодняшнего занятия.
Умеем ли мы слушать и слышать другого человека? Давайте проверим.
Кто то из вас наверняка был в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций, и вы даже не задумывались о том, насколько эта информация верна, вспыхивали, обижались, вели себя несдержанно. И только потом выяснялось, что же произошло. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может это поможет вам в будущем.
Игра «Сломанный телефон».
У кого оказались карточки с изображением телефонной трубки? Прошу вас выйти вперед. Для игры понадобится 5-6 человек. Одному из игроков на карточке дается информация, его задача - запомнить ее и пересказать тому, кто находится рядом, затем по цепочке информация передается от одного к другому. Остальные наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной. (В 4 четверти домашние задания отменят, их будут задавать только тем, кто хочет учиться на 4 и 5).
Делают вывод: мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать - это не одно и то же. Благодарю все участников игры.
Игра «Банк претензий».
Всегда ли вас понимают дома? Вспомните ситуации, когда вас не понимали. Почему возникает непонимание, из-за чего чаще всего возникает конфликт с близкими?
Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на край стола.
Это серьезные проблемы? Кто должен уступить? Сейчас я расскажу вам одну легенду, а после этого мы вернемся к вашим претензиям.
Я рассказываю «Легенду о материнской любви» В.А.Сухомлинского.
Что вы теперь чувствуете? Вот ваши претензии. Как с ними поступить? Сжечь (сжигаем в металлической чаше) Почувствуйте едкий дым ваших обид. Запишите ваши чувства и мысли, которые возникнут у вас, когда вы будете размышлять над сегодняшним занятием. Отдайте их маме. Пусть она узнает о ваших чувствах. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению ценить и беречь близких.
Каждый из вас уникален. Вы - единственный и неповторимый. Вы - нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как вы.
Каждому при рождении дается имя. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Как вас будут называть, когда вы вырастите? Произнесите вслух свое «взрослое» имя.
Игра «Цветок моей души».
У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите то имя, каким хотели бы чтобы вас называли. (Делятся на группы по 3-5 человек). На лепестке цветка напишите качества, которые вас характеризуют, ваши умения, достоинства. Оставьте свободными остальные лепестки. Передайте свой цветок соседу. На свободном лепестке он напишет то, что ему нравится в человеке, имя которого написано в сердцевинке цветка. Цветками обмениваются до тех пор, пока к каждому не вернется «ЕГО» цветок.
Прочитайте, что хорошего о вас написали друзья. Спасибо.
Как чувствует себя твой цветок?
Что нужно, чтобы вместе этим цветам было хорошо? Перед вами поляна. Найдите место, где вашему цветку будет уютно, комфортно. (Ребята приклеивают цветы на поляну)
Как назовем эту цветочную поляну? (Ребята предлагают и записывают название).
Игра «Свеча откровения».
Прежде чем расстаться, прошу вас встать в круг. Я очень рада нашему знакомству. Мне было приятно с вами общаться. Не знаю, увидимся ли мы с вами когда-нибудь? Хочу попросить вас, что бы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чем мы размышляли? Я передаю свечу Откровения. (ребята по кругу передают свечу).
Спасибо! Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны. Положите на плечи вашим друзьям. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Я рад всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.