ГКОУ РД «Кировская средняя общеобразовательная школа» Тляратинского района

Классный руководитель: Магомедова Марият Н. Срок реализации: 4 года
«Познай себя - и мир раскроешь вдруг»
(А. Чижевский) Пояснительная записка
Актуальность
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющей чувство патриотизма. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Данная программа помогает профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырех лет.
Мероприятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры, доп. образования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Программа “Мир, в котором Я живу” разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы и является подпрограммой общешкольной воспитательной программы «Я – гражданин России».
Данная программа апробирована. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.
Цель программы:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
помощь детям в адекватном выражении своего “Я”;
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Задачи программы:
формировать нравственную культуру учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей;
вести пропаганду здорового образа жизни;
воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Формы проведения:
Сроки реализации и участники:
1 - 4 класс;
6,5 лет-11 лет.
Основные направления работы:
Прогнозируемые результаты:
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве классного коллектива, школы;
Укрепление здоровья младших школьников;
Развитие творческой активности каждого ребёнка;
Укрепление связей между социумом;
Повышение уровня духовно – нравственных качеств.
Пройдя все направления программы к концу 4 класса у ребят должны сформироваться следующие ценности:
Не бояться делать добро;
Уважать чужое мнение;
Умение слушать и слышать;
Вера в свои силы и у меня всё получится;
Уважение к старшим и не обижать младших;
Найди себя и своё дело;
Быть целеустремлённым и любознательным;
Воспитывать в себе волю;
Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым;
Ценить время. Делу – время, а потехе – час.
Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива, которые разработали самостоятельно:
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
К концу 4 класса совместно с родителями создать
презентацию «Жизнь и творчество моего класса», фотоальбом,
портфолио каждого ученика.


Направление “Я, моя семья, мои друзья”
Цель деятельности классного руководителя:
Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
Организация и совместное проведение досуга детей.
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “ учитель-ученик-родитель”.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Беседы |
«Моя любимая мамочка»; «Мамины руки не знают скуки»; «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»; «Мои бабушка и дедушка». | «Как образовалась моя семья»; «Как росли мои бабушка и дедушка»; «Что означает моя фамилия»; «Воспетое народом материнство»; «Почему я непослушен». | «Что умеют бабушкины руки»; «Я и мои родственники»; «У кого будет мое отчество». | «Что такое честь фамилии»; «Я – будущая надежда семьи»; «Семейное древо»; «Кто были мои предки». |
Конкурсы |
«Данила-мастер» (работа с природным материалом) Конкурс рисунков «Моя семья» | «Маленькая хозяюшка»; «Рыцарский турнир»; Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа» «День Матери» | Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»; Конкурс чтецов на заданную тему. | Конкурс красоты и очарования; «А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»; Инсценирование народных сказок |
Праздники |
«Давайте познакомимся»; Праздник мам; Праздник ко Дню защитника Отечества. | «При солнышке тепло, при матери добро»; Семейный праздник «Веселые старты». | «Мама, папа и я – спортивная семья»; «Ураза байрам»; «Что за день 8 Марта!» | «И вот он дом, в котором мы живем»; «Студия НТВ» (начального телевидения,выпускной) |

Направление “Я и мой край родной”
Цель деятельности классного руководителя:
Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Воспитание достойного гражданина своей страны
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Беседы | | |
«Не ломайте веточку»; «Осенний лист – краса природы»; Классный час «Синичкин день»; «Красота природы моей местности». | «Растения – составная часть природного окружения человека»; «Не нарушайте тишину»; «Красная книга». | «В лесу родилась елочка»; «Земля – наш общий дом»; «Мое место в природе»; «Чем славится мой район» | «Красная книга»; «Этот удивительный мир животных”» «Как прекрасен этот мир, посмотри!» |
Конкурсы | | |
Конкурс загадок «Алфавит»; Конкурс рисунков о природе Конкурс поделок из природного материала | Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»; Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»; | Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»; «Вода – эликсир жизни» (викторина); «Веселая рыбалка”»(конкурс загадок на экологическую тему) | Конкурс сочинений на экологическую тему; Олимпиада «Земля – наш общий дом». |
Праздники | | |
Утренник «Осенний листопад». | Праздник урожая «В гости осень пригласили» | Праздник цветов. | Праздник «Золотая осень». |

Направление “Я и мой интеллект”
Цель деятельности классного руководителя:
Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Беседы | | |
Урок гражданственности «Я – гражданин России» «Москва – столица нашей Родины»; «Почему учатся в школе?»; «Книги – наши друзья»; | «Дорогая моя столица…» «Флаги России»; «Правила дорожные знать каждому положено». | «Откуда есть пошла земля русская»; «Герои Дагестана»; Экскурсия в краеведческий музей
| Встреча с детьми войны; Что такое «патриотизм?»; «Знаем ли мы себя?». |
Конкурсы |
Конкурс рисунков на военную тематику; Конкурс загадок различной направленности; | Конкурс рисунков «Осенний пейзаж»; Викторина «Крестики-нолики”» Конкурс загадок на заданную тематику; | Конкурс рисунков на военную тематику; Игра – аукцион «История гимна, герба и флага Дагестана »; Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси». | Конкурс плакатов «Я против войны»; Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»; Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Дагестана» |
Праздники |
“Учебный день, которого нет в расписании” Праздник «Прощание с Азбукой» | “По страницам любимых сказок” | “Как мне милы родные звуки” (музыкальная гостиная) | Вечер памяти, посвященный Дню Победы; |
Праздник «Прощание с 1 классом» | Праздник «Первой оценки» | | |

Направление “Я и мое здоровье”
Цель деятельности классного руководителя:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Беседы |
«Телевизор в жизни ребенка»; «О необходимости соблюдения гигиены»; «Как правильно одеваться, чтобы не заболеть». | «Дружи с водой»; «О здоровом сне»; «Спорт – это залог здоровья»; Беседа школьной медсестры «Как быть здоровым»; «Вредные привычки». | «О медицинских профессиях»; «О вредных привычках»; Беседа школьной медсестры «Уроки Мойдодыра». | «Режим дня в жизни школьника»; Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»; «Если хочешь быть здоров – закаляйся». |
Конкурсы |
«Загадки от доктора Пилюлькина»; Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье». | Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье». | «Какие лекарственные растения ты знаешь»; Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье». | Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье». |
Праздники |
«Как настроение?» | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | «Путешествие к Планете Гигиене». | Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем». |

Взаимодействие школы с субъектами воспитания по реализации
программы “Мир, в котором Я живу”

