СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мой младший друг".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час про младших друзей человека- собак. Можно использовать при проведении классных часов и бесед про дружбу.

Просмотр содержимого документа
«Мартыновская обшеобразовательная школа І»

Мартыновская обшеобразовательная школа І- ІІІ степеней





Классный руководитель :

Горева Елена Михайловна




Цель:

  1. Воспитывать у учащихся чувство любви, уважения и сострадания к своим питомцам.

  2. Ознакомить с основными профессиями собак.

  3. Рассказать о повадках и привычках кошек.

  4. Учащиеся должны сделать вывод, что без домашних животных жить невозможно.

  5. Развивать творческие способности и умение делать выводы из прочитанного.


Оформление доски:

  1. Интересные фотографии и картинки из жизни домашних воспитанников.

  2. Выдержки из стихотворений.


Высказывания на доске:


Лохматый пес юлит у ваших ног... Рукою злой он вышвырнут за двери. Бездомен пёс теперь и одинок, А он тебе, хозяин, очень верил.



Хозяин ты домой к себе идёшь,

И неужель ничто тебя не гложет?

Ты без собаки, знаю, проживёшь,

Собака без тебя прожить не сможет.

В. Суслов




Ты в ответе за тех, кого приручил.

Экзюпери


Ход классного часа:


1. Вступление.

Ребята! Сегодня мы поговорим о наших друзьях - собаке и кошке...

Кто из нас не мечтал о верном и преданном друге - о собаке или кошке в доме? Нам так хотелось заботиться о нём, наблюдать за его поведением и характером! Мы даже немного завидовали тем ребятам, родители которых разрешили им завести себе четвероногого друга. Не правда ли?

Проверьте, знакомы ли вам следующие слова и словосочетания: Собака - породистая, служебная, охотничья, комнатная, бродячая.


Охотничьи собаки: борзые, охотничьи, лайки, борзые, гончие, пойнтеры, сеттеры, спаниели, фокстерьеры;

Служебные собаки: овчарки, бульдоги, немецкие доги, сенбернары, ньюфаундленды...



2. Друг и помощник. Слово учителя.

Так мы частенько говорим о наших «братьях меньших», прошедших с нами многотысячный путь развития - собак и кошек.


Собака - удивительное существо. Она служила человеку и много веков назад. Она служит человеку и сегодня, в наш стремительный век.





Давайте поговорим о профессиях собак. Вы провели большую работу по подготовке нашего классного часа. 1 группа искала материал про работу собак во время войны.


Слово 1 группе. (Представители рассказывают материал, который нашли и подкрепляют наглядным материалом).

Война собаки-

-Истребители танков.

Ученик : (читает выдержку из книги)

Я знал, что в борьбе с танками используют собак. Но как это делается — ни разу не видел. Видя, что мы интересуемся, солдат охотно объяснил:

— Дрессируем так. Вешаем под танк мясо. Голодная со­бака находит его. Так вырабатывается условный рефлекс: пищу, она может найти только под танком. Поэтому, как увидит танк, бросается к нему. А ежели сытая, то, конечно, не бросится. На спину прикрепляем взрывчатку. Собака привыкает к поклаже. В боевой обстановке Во взрывчатку вставляем взрыватель. Ко­нец взрывателя вроде антенны. Собака бросается к танку, лезет под него, задевает антенной о корпус, и происходит взрыв. И танку капут.

—- А собаке?

— Тоже.

-— Ценой своей жизни, получается.


Ученик: Я хочу рассказать стихотворение о благородстве собак.

Стихотворение Владимира Калиниченко


Я ВСПОМИНАЮ, КАК ЧЕЛОВЕКА

Стихи о фашистской неволе


Я эту собаку запомнил, как человека...

Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.

Игрался спектакль «Охота XX века» перед шеренгой,

застывшей от страхе,

немой.

У коменданта была привязанность к догам.

И был экземпляр — казался слоном

среди всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву...

Стоял мальчишка, продрогнув. Куда тут бежать?

Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

и тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно

рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу!

Вернулся дог к коменданту

и честным собачьим взглядом

сказал человеку пес:

«Ребенок ведь — не могу...»

Лагфюрер пожал плечами:

ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью

«С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь

пистолета,

в эсэсовское горло впился красавец дог! ...

Дога четвертовали,

пустив под лопасти шнека...

Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене

свой барак...

Но эту собаку я вспоминаю, как человека,

единственного человека среди фашистских собак.


Ученик: На различных фронтах Великой Отечественной войны действовало 168 отдельных отрядов, батальонов и различ­ных служб собаководства. Собаками подбито свыше 300 танков противника, доставлено более 200 тысяч боевых донесений, подвезено на огневые рубежи 5 862 килограм­ма боеприпасов , разминировано 303 города, вывезено с поля боя 600 000 раненых солдат и офицеров.

Любителями-собаководами сдано в армию за период Великой Отечественной войны 60 000 собак.



2 группа подготовила рассказ о профессиях собак в мирное время.


Мирное время:


санитары (одиночные, упряжки);

почтальоны;

сапёры;

подносчики боеприпасов;

-спасатели в горах и на воде; (Рассказ ребят «Четвероногие спасатели на море»)


Любители морских купаний, отдыхающие во Франции на побережье Атлантики и Средиземного моря, познакомились с новыми «сотрудниками» службы спасения на водах — большими черными собаками породы ньюфа­ундленд, или, как их называют, водолазами. Эти собаки внушительных раз­меров: высотой до 70 сантиметров и весом до 100 килограммов.

Ньюфаундленды легко поддаются дрессировке. Они быстро научились переворачивать на спину потерявших сознание пловцов и подтаскивать их к берегу. Смелые животные без колебаний прыгают в воду с лодок и даже... с вертолетов. В процессе тренировок было установлено что ньюфаундленды без заметной усталости проплывают до 20 километров.


охранники общественного порядка ( отрывок из фильма «Возвращение Мухтара»);

пограничники; (стих Наташи Кириченко 7 класс «Щенок»)


ЩЕНОК


У меня живет щенок:

Неуклюж, коротконог,

Ходит по полу нетвердо,

Просит блюдце молока,

И с премудростью собачьей

Не знаком еще пока.

Говоришь ему: «Лежать!»

Он подскочит — и бежать.

Говоришь ему: «Сидеть!»

Он начнет хвостом вертеть...

Больше всех забав на свете

Любит мой щенок играть:

Схватит тапок под буфетом

И утащит под кровать.

По квартире с тапком мчится,

Веселится на полу.

Перед тем как спать ложиться

Лужу сделает в углу...

Он взобрался на подушку,

Перемазал всю кровать.

Мне сказали что пора уж

Шалуна дрессировать.

Мне сначала трудно было:

Ничего не слушал он.

Но потом за дрессировку

Получил щенок жетон. ...

Грустным будет расставанье:

Вырастет щенок большой

И поедет на границу

Охранять страны покой


Музыкальная пауза: (Песня «Пропала собака»)


-таможенники (ищут наркотики, оружие, взрывчатку в одежде и багаже пассажиров);

  • служба зрения - поводыри;

  • пастухи;

  • поиск полезных ископаемых;

  • собаки -газовщики;

  • собаки- грибники: грибы трюфель- под землёй, боровики, подосиновики, подберёзовики;

  • выгульщики и кормильщики птицы;

  • собаки- доноры для других собак;

  • собаки- доктора;

  • собаки киноактёры, циркачи.


Учитель: Собаки умные , преданные, справедливые животные и после наших с Вами рассказов Можно ли сомневаться нужны ли нам такие друзья?


Ученик:(Стихотворение Д. Лившиц «Рыжий лохматый пёс»)

Рыжий лохматый пес,

С бельмом на одном глазу

Свернувшись, как мокрый вопрос,

Мок под дождем в грозу.


Я рыжему двери открыл,

Ворчали неба басы,

Я на двоих разделил

Случайный кусок колбасы.


Пес согревался скуля,

Вода стекала, струясь,

Не мигая, смотрел на меня

Слепой виноватый глаз.



А когда заторчал в небесах

Рыжей радуги хвост,

И ушел — собачья гроза -

Соседнего склада завхоз,-


Рыжий лохматый пес

В зубах своих кость принес,

Положил к ногам и притих.

Кость, одну на двоих.


Музыкальная пауза . Песня «Собака бывает кусачей».



3 группа сделала исследования и подготовила материал о памятниках, поставленных собаке.

В разных странах мира поставлены памятники собаке.

Например:

в Париже — сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек;

в Берлине — собаке — проводнику слепых;

в Нью-Йорке — в честь вожака собачьей упряжки Бол-то, доставившего зимой 1925 года в город Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку ;

в Ленинграде на территории Института эксперимен­тальной медицины — собаке, служащей науке;

в Борго Сан-Лоренцо — собаке Фидо, которая четыр­надцать лет приходила к остановке автобуса встречать хозяина, убитого при бомбежке;

в Токио — упряжке ездовых собак, оставленных в Ан­тарктиде.


(Отрывок из фильма «Хатико»)


Рассказ ребят.

В горах обвал . Снегом засыпало группу альпинистов. Искать пострадавших посылают сенбернара Барри, у кото­рого на счету уже 40 спасенных жизней. Барри разгреба­ет лапами снег, находит человека, согревает его своим теплом. Это лишь один из многих случаев, когда собака приходит на помощь человеку.

Незаменима собака на границе, где она помогает задер­живать контрабандистов и диверсантов. Бывают ситуации, когда все зависит только от ее действий. Известно много примеров героизма собак на войне: они спасали раненых, обезвреживали мины, служили связными.

Ученые используют собак для экспериментов. В Колтушах, под Ленинградом, стоит памятник собакам, ко­торые помогли И. П. Павлову обосновать его научные теории.

Собака может быть пастухом при стаде, поводырем слепого, проводником в горах, перевозчиком тяжелых грузов, сторожем, нянькой, защитником человека, следопы­том. Ничто не может отвлечь собаку от того задания, кото­рое ей приказано выполнить. Даже огонь ее не остановит. Она смело вбегает в горящий дом, спасает маленьких де­тей. Иногда, благодаря ее способности различать инди­видуальный след, удается раскрыть самые трудные престу­пления.

О преданности собак рассказывают легенды. На одной из улиц небольшого городка в Северной Англии стоит сим­волический памятник шотландской овчарке Типу, которая четыре с половиной месяца не отходила от могилы своего хозяина, словно не веря в его смерть. Имена многих собак вошли в историю.


Ученик:


Собаки нас всех не простят

За то, что их любят

из моды.

Как кошек

заморской породы -

Надменных

сиамских котят.


«Какой

изумительный сеттер!»

«А вам подойдет

больше дог,

красиво лежащий

у ног.

Породистый дог

- это ветер».


...Медалями

шея увешана,

И миска полна молока.

Но гладит

чужая рука

Больней, чем кололи

«от бешенства».

И хочется

выть на Луну

Кому-то

на взрослой планете,

Когда нам собаки и дети

Неискренность

ставят в вину.


Учитель:

Невосполнимый моральный вред наносит человек, выры­вающий собаку из рук ребенка.

Справедливо будет как-то наказывать и тех, кто, взяв жи­вотное в дом, выбрасывает его потом на произвол судьбы. Человек должен нести ответственность за свое отношение к животным. Ответственность, определенную законом.

Не буду напоминать, сколько животных бескорыстно работает на нас - в медицине, в армии, в пожарных час­тях... Истинная гражданственность, патриотизм воспитываются и на любви к родной природе. Узаконить свои отношения с жи­вотными человек обязан во имя добра. Это его долг перед природой, перед обществом и перед собой.

А теперь подведем итог. Какой же породы должен быть ваш друг? И важна ли порода для дружбы? Задумайтесь над этим. Ребята!

На этом наш классный час закончен.


Музыкальное оформление: «Если с другом вышел в путь».

14