Мартыновская обшеобразовательная школа І- ІІІ степеней



Классный руководитель :
Горева Елена Михайловна
Цель:
Воспитывать у учащихся чувство любви, уважения и сострадания к своим питомцам.
Ознакомить с основными профессиями собак.
Рассказать о повадках и привычках кошек.
Учащиеся должны сделать вывод, что без домашних животных жить невозможно.
Развивать творческие способности и умение делать выводы из прочитанного.
Оформление доски:
Интересные фотографии и картинки из жизни домашних воспитанников.
Выдержки из стихотворений.
Высказывания на доске:
Лохматый пес юлит у ваших ног... Рукою злой он вышвырнут за двери. Бездомен пёс теперь и одинок, А он тебе, хозяин, очень верил.
Хозяин ты домой к себе идёшь,
И неужель ничто тебя не гложет?
Ты без собаки, знаю, проживёшь,
Собака без тебя прожить не сможет.
В. Суслов
Ты в ответе за тех, кого приручил.
Экзюпери
Ход классного часа:
1. Вступление.
Ребята! Сегодня мы поговорим о наших друзьях - собаке и кошке...
Кто из нас не мечтал о верном и преданном друге - о собаке или кошке в доме? Нам так хотелось заботиться о нём, наблюдать за его поведением и характером! Мы даже немного завидовали тем ребятам, родители которых разрешили им завести себе четвероногого друга. Не правда ли?
Проверьте, знакомы ли вам следующие слова и словосочетания: Собака - породистая, служебная, охотничья, комнатная, бродячая.
Охотничьи собаки: борзые, охотничьи, лайки, борзые, гончие, пойнтеры, сеттеры, спаниели, фокстерьеры;
Служебные собаки: овчарки, бульдоги, немецкие доги, сенбернары, ньюфаундленды...
2. Друг и помощник. Слово учителя.
Так мы частенько говорим о наших «братьях меньших», прошедших с нами многотысячный путь развития - собак и кошек.
Собака - удивительное существо. Она служила человеку и много веков назад. Она служит человеку и сегодня, в наш стремительный век.

Давайте поговорим о профессиях собак. Вы провели большую работу по подготовке нашего классного часа. 1 группа искала материал про работу собак во время войны.
Слово 1 группе. (Представители рассказывают материал, который нашли и подкрепляют наглядным материалом).
Война собаки-
-Истребители танков.
Ученик : (читает выдержку из книги)
Я знал, что в борьбе с танками используют собак. Но как это делается — ни разу не видел. Видя, что мы интересуемся, солдат охотно объяснил:
— Дрессируем так. Вешаем под танк мясо. Голодная собака находит его. Так вырабатывается условный рефлекс: пищу, она может найти только под танком. Поэтому, как увидит танк, бросается к нему. А ежели сытая, то, конечно, не бросится. На спину прикрепляем взрывчатку. Собака привыкает к поклаже. В боевой обстановке Во взрывчатку вставляем взрыватель. Конец взрывателя вроде антенны. Собака бросается к танку, лезет под него, задевает антенной о корпус, и происходит взрыв. И танку капут.
—- А собаке?
— Тоже.
-— Ценой своей жизни, получается.
Ученик: Я хочу рассказать стихотворение о благородстве собак.
Стихотворение Владимира Калиниченко
Я ВСПОМИНАЮ, КАК ЧЕЛОВЕКА
Стихи о фашистской неволе
Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.
Игрался спектакль «Охота XX века» перед шеренгой,
застывшей от страхе,
немой.
У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр — казался слоном
среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву...
Стоял мальчишка, продрогнув. Куда тут бежать?
Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
и тот в два прыжка расстояние преодолел.
Обнюхав смертника, прошелся спокойно
рядом.
Был он великолепен в размашистом, легком шагу!
Вернулся дог к коменданту
и честным собачьим взглядом
сказал человеку пес:
«Ребенок ведь — не могу...»
Лагфюрер пожал плечами:
ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью
«С нами бог».
Но, едва сверкнула вороненая сталь
пистолета,
в эсэсовское горло впился красавец дог! ...
Дога четвертовали,
пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене
свой барак...
Но эту собаку я вспоминаю, как человека,
единственного человека среди фашистских собак.
Ученик: На различных фронтах Великой Отечественной войны действовало 168 отдельных отрядов, батальонов и различных служб собаководства. Собаками подбито свыше 300 танков противника, доставлено более 200 тысяч боевых донесений, подвезено на огневые рубежи 5 862 килограмма боеприпасов , разминировано 303 города, вывезено с поля боя 600 000 раненых солдат и офицеров.
Любителями-собаководами сдано в армию за период Великой Отечественной войны 60 000 собак.
2 группа подготовила рассказ о профессиях собак в мирное время.
Мирное время:
санитары (одиночные, упряжки);
почтальоны;
сапёры;
подносчики боеприпасов;
-спасатели в горах и на воде; (Рассказ ребят «Четвероногие спасатели на море»)
Любители морских купаний, отдыхающие во Франции на побережье Атлантики и Средиземного моря, познакомились с новыми «сотрудниками» службы спасения на водах — большими черными собаками породы ньюфаундленд, или, как их называют, водолазами. Эти собаки внушительных размеров: высотой до 70 сантиметров и весом до 100 килограммов.
Ньюфаундленды легко поддаются дрессировке. Они быстро научились переворачивать на спину потерявших сознание пловцов и подтаскивать их к берегу. Смелые животные без колебаний прыгают в воду с лодок и даже... с вертолетов. В процессе тренировок было установлено что ньюфаундленды без заметной усталости проплывают до 20 километров.
охранники общественного порядка ( отрывок из фильма «Возвращение Мухтара»);
пограничники; (стих Наташи Кириченко 7 класс «Щенок»)
ЩЕНОК
У меня живет щенок:
Неуклюж, коротконог,
Ходит по полу нетвердо,
Просит блюдце молока,
И с премудростью собачьей
Не знаком еще пока.
Говоришь ему: «Лежать!»
Он подскочит — и бежать.
Говоришь ему: «Сидеть!»
Он начнет хвостом вертеть...
Больше всех забав на свете
Любит мой щенок играть:
Схватит тапок под буфетом
И утащит под кровать.
По квартире с тапком мчится,
Веселится на полу.
Перед тем как спать ложиться
Лужу сделает в углу...
Он взобрался на подушку,
Перемазал всю кровать.
Мне сказали что пора уж
Шалуна дрессировать.
Мне сначала трудно было:
Ничего не слушал он.
Но потом за дрессировку
Получил щенок жетон. ...
Грустным будет расставанье:
Вырастет щенок большой
И поедет на границу
Охранять страны покой
Музыкальная пауза: (Песня «Пропала собака»)
-таможенники (ищут наркотики, оружие, взрывчатку в одежде и багаже пассажиров);
собаки- грибники: грибы трюфель- под землёй, боровики, подосиновики, подберёзовики;
выгульщики и кормильщики птицы;
собаки- доноры для других собак;
собаки- доктора;
собаки киноактёры, циркачи.
Учитель: Собаки умные , преданные, справедливые животные и после наших с Вами рассказов Можно ли сомневаться нужны ли нам такие друзья?
Ученик:(Стихотворение Д. Лившиц «Рыжий лохматый пёс»)
Рыжий лохматый пес,
С бельмом на одном глазу
Свернувшись, как мокрый вопрос,
Мок под дождем в грозу.
Я рыжему двери открыл,
Ворчали неба басы,
Я на двоих разделил
Случайный кусок колбасы.
Пес согревался скуля,
Вода стекала, струясь,
Не мигая, смотрел на меня
Слепой виноватый глаз.
А когда заторчал в небесах
Рыжей радуги хвост,
И ушел — собачья гроза -
Соседнего склада завхоз,-
Рыжий лохматый пес
В зубах своих кость принес,
Положил к ногам и притих.
Кость, одну на двоих.
Музыкальная пауза . Песня «Собака бывает кусачей».
3 группа сделала исследования и подготовила материал о памятниках, поставленных собаке.
В разных странах мира поставлены памятники собаке.
Например:
в Париже — сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек;
в Берлине — собаке — проводнику слепых;
в Нью-Йорке — в честь вожака собачьей упряжки Бол-то, доставившего зимой 1925 года в город Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку ;
в Ленинграде на территории Института экспериментальной медицины — собаке, служащей науке;
в Борго Сан-Лоренцо — собаке Фидо, которая четырнадцать лет приходила к остановке автобуса встречать хозяина, убитого при бомбежке;
в Токио — упряжке ездовых собак, оставленных в Антарктиде.
(Отрывок из фильма «Хатико»)
Рассказ ребят.
В горах обвал . Снегом засыпало группу альпинистов. Искать пострадавших посылают сенбернара Барри, у которого на счету уже 40 спасенных жизней. Барри разгребает лапами снег, находит человека, согревает его своим теплом. Это лишь один из многих случаев, когда собака приходит на помощь человеку.
Незаменима собака на границе, где она помогает задерживать контрабандистов и диверсантов. Бывают ситуации, когда все зависит только от ее действий. Известно много примеров героизма собак на войне: они спасали раненых, обезвреживали мины, служили связными.
Ученые используют собак для экспериментов. В Колтушах, под Ленинградом, стоит памятник собакам, которые помогли И. П. Павлову обосновать его научные теории.
Собака может быть пастухом при стаде, поводырем слепого, проводником в горах, перевозчиком тяжелых грузов, сторожем, нянькой, защитником человека, следопытом. Ничто не может отвлечь собаку от того задания, которое ей приказано выполнить. Даже огонь ее не остановит. Она смело вбегает в горящий дом, спасает маленьких детей. Иногда, благодаря ее способности различать индивидуальный след, удается раскрыть самые трудные преступления.
О преданности собак рассказывают легенды. На одной из улиц небольшого городка в Северной Англии стоит символический памятник шотландской овчарке Типу, которая четыре с половиной месяца не отходила от могилы своего хозяина, словно не веря в его смерть. Имена многих собак вошли в историю.
Ученик:
Собаки нас всех не простят
За то, что их любят
из моды.
Как кошек
заморской породы -
Надменных
сиамских котят.
«Какой
изумительный сеттер!»
«А вам подойдет
больше дог,
красиво лежащий
у ног.
Породистый дог
- это ветер».
...Медалями
шея увешана,
И миска полна молока.
Но гладит
чужая рука
Больней, чем кололи
«от бешенства».
И хочется
выть на Луну
Кому-то
на взрослой планете,
Когда нам собаки и дети
Неискренность
ставят в вину.
Учитель:
Невосполнимый моральный вред наносит человек, вырывающий собаку из рук ребенка.
Справедливо будет как-то наказывать и тех, кто, взяв животное в дом, выбрасывает его потом на произвол судьбы. Человек должен нести ответственность за свое отношение к животным. Ответственность, определенную законом.
Не буду напоминать, сколько животных бескорыстно работает на нас - в медицине, в армии, в пожарных частях... Истинная гражданственность, патриотизм воспитываются и на любви к родной природе. Узаконить свои отношения с животными человек обязан во имя добра. Это его долг перед природой, перед обществом и перед собой.
А теперь подведем итог. Какой же породы должен быть ваш друг? И важна ли порода для дружбы? Задумайтесь над этим. Ребята!
На этом наш классный час закончен.
Музыкальное оформление: «Если с другом вышел в путь».
14