Классный час на тему: «Мы – разные, мы – равные…
(Поговорим о людях с ограниченными возможностями и толерантности)»
Подготовила классный руководитель11 класса: Жарко Р.В. 08.02.2018г.
В каждом человеке-солнце,
только дайте ему светить.
Сократ.
Цели и задачи:
ввести и закрепить определение понятия о людях с ограниченными возможностями.
создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
формировать способность активно защищать права человека.
Ход мероприятия
1.Вступление
Учитель:
Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу, а особенно к людям с ограниченными возможностями.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнего слова не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Терпимость по отношению к людям с ограниченными возможностями, ведь они очень хотели бы прыгать, бегать, петь, но ….увы…..Они не виноваты в этом и мы должны ни быть равнодушны к ним, наш человеческий долг им помочь почувствовать себя не отверженными, не брошенными. Они, такие как мы!
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuanrong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ (арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Что же такое «толерантность»? Слово это происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство трёх П: - Принятие другого мнения; - Проявление сочувствия и сострадания; - Признание ценностей и многообразия культур.
Ученик читает стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображенскому».
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
2.Слово учителя
Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Особенно это касается людей с ограниченными способностями. Им тяжелее всего, но не физически, а больше – морально. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».
Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.
3.Анализ эпиграфа
-Давайте обсудим это высказывание. Согласны ли вы с подобным мнением? Почему?
4. Беседа по теме классного часа
Учащиеся высказываются по теме собрания, обсуждают проблему отсутствия взаимопонимания детей с ограниченными возможностями.
- А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:
« Я перешла в другую школу, так как мы переехали жить в новую квартиру. Сказать перешла, не совсем правильно, переехала. Таких как я называют «инвалид-колясочник». Мне было очень трудно в новой школе. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачивалась, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла с ними общаться.Я не такая…Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».
«Одиночество я почувствовал сразу и остро. У меня слуховой аппарат. Никто не хотел со мной даже общаться, а тем более дружить. Нужно уделять мне больше времени, разговаривать громче,пытаться понять мое «мычание» (я говорю плохо,невыразительно). Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Я по характеру робкий, да и к тому же краснею из-за своей проблемы. Мне очень тяжело, ведь я «не такой как все…»
Вопросы для обсуждения:
1. Что бы вы ответили авторам письма?
2. В чем причина одиночества ребят?
3. Как им можно помочь?
4. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?
–А теперь давайте поразмышляем над следующими.
Как возникает взаимопонимание между людьми?
Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, учителей, родителей?
В чем причина отсутствия взаимопонимания?
Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?
5.Формирование определения «толерантность».
Учитель:
Учитель обобщает ответы учащихся: толерантность – это
терпимость к другим людям, которые не такие…, к их мнениям поступкам;
умение понимать и познавать людей, с ограниченными возможностями;
устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
Учитель зачитывает определение понятия «толерантность».
Толерантный человек – человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.
6. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
МУДРЕЦЫ И СЛОН
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
7. Анализ ситуаций
Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наехал на ногу человек в коляске. Ваша реакция…
С возмущением посмотрю на обидчика.
Сухо, без эмоций сделаю замечание.
Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
Или…..
Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…
Не приму участия.
Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.
3. Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».
8. Тест «Насколько вы терпимы»:
1) Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы?
а) да б) нет
2) Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру, а вы пришли с другом, который не может ходить. Что вы предпочтете? –
а) играть; б) гулять с другом; в) уйти домой.
4) Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5) Можете ли легко найти контакт с людьми с ограниченными возможностями, иного положения, других обычаев?
а) мне трудно бы было это сделать
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6) Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники
б) если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7) Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»?
а) да б) нет
Подведение итога классного часа.