государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.
д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области
Классный час
«Мы разные, но всё-таки мы – вместе!»

Подготовила:
учитель начальных классов
Никитина Людмила Петровна
Цели: Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Задачи:
● изучение понятий, связанных с проблемой толерантности;
● демонстрация сходства и различия людей;
● воспитание дружбы, умения слушать другого человека;
●познакомить с понятиями “толерантность”, “терпимость”, “внутренняя и внешняя красота”;
●воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям;
●
Оборудование: рисунки детей о доброте, дружбе, тема классного часа, изображение сердца, сердечки, на которых написаны качества человека, песня «От улыбки станет всем светлей», проектор, компьютер, карандаши, фломастеры, ватман.
Ход занятия:
1.Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята! Ах, какой сегодня прекрасный день. Какое солнышко! А какие улыбки у наших ребятишек, в каждой улыбке свое солнышко, каждый тянется к свету и теплу.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и другим свои улыбки! (Песня «От улыбки станет всем …»)
Мы разные! Но мы при этом равные!
Мы все имеем равные права смеяться и грустить!
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ведь каждый из нас индивидуальность.
И в этом, конечно, и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, когда ему весело, когда человек добрый…)
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
А теперь, ребята, чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать ребус. У вас на столах лежат конверты. Выньте содержимое этих конвертов и попробуйте разгадать ребус. (Дети разгадывают ребус).
(Толерантность)
- Ребята, что за слово вам удалось разгадать? (Толерантность)
- А что такое толерантность? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)
- Вот несколько определений слова «толерантность», которые я нашла в словарях:
- Толерантность - способность, умение терпеть что-либо чужое, мириться с чужим (мнением, характером); снисходительность, терпимость.
- Толерантность - (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
- Ребята, что общего во всех этих определениях? (Умение жить в мире и согласии со всем миром).
Толерантность – это качество личности, это терпимость. Это качество проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Скажите, ребята, вы отличаетесь чем-нибудь между собой? (Ответы детей).
- Действительно, мы все разные, но мы должны быть едины. Поэтому 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. В 1995 году в Париже была подписана «Декларация принципов толерантности», в которой дается следующее определение толерантности: толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурной мира».

3. Открытие нового знания.
- Тогда посмотрите на экран.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Посмотрите на эти фотографии и скажите – эти люди все одинаковы?
- А что в них разного? (У них разный цвет кожи и т.д.)
- Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете).
– Мы не знаем, где живут эти люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами. Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
- Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.
- Мы живем с вами в Самарской области. В нашей области живут люди с разной национальностью: русские, мордва, татары, чуваши, цыгане, азербайджанцы, армяне, арабы, афганцы, белорусы, грузины, дагестанцы и т.д. Нашу область можно считать многонациональным.
- Ребята, какими качествами должен обладать толерантный человек? (Ответы детей).
- Давайте запишем на доске все эти качества. (Дети по очереди выходят к доске и записывают качества, которыми по их мнению должен обладать толерантный человек: добрый, умный, смелый, честный, преданный, улыбчивый, дружелюбный, чуткий, терпеливый, благородный, любознательный, послушный, правдивый, великодушный, миролюбивый.)
- Сейчас я бы хотела предложить вам немного порассуждать над высказываниями о толерантности. Как вы их понимаете?
1) «Испытание мужества приходит тогда, когда мы находимся в меньшинстве. Испытание для толерантности приходит, когда мы находимся среди большинства». (Ральф В. Сокман)
2) «Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц». (Пир Байл)
3) «Злость и нетерпимость — близнец врага правильного понимания». (Махатма Ганди)
Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ (слайд).
4
. Динамическая пауза.
Танец «Мы все такие разные...»
5. Игра «Кто с кем дружит?
- Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен? (изображения героев на слайде).
1.Добрая Белоснежка и …(семь гномов).
2.Забавный Вини Пух и …(Пятачок).
3.Добрый Малыш и …(Карлсон).
4.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).
5.Маша и…. Медведь.
- У каждого сказочного героя свой характер, свои привычки, увлечения. Но… Какой же вывод? Все они разные, но все-таки они - вместе!
- А теперь поиграем и посмотрим, какие мы.
Игра «Какие мы…»
- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».
Итак,
- поднимите руки, кто любит играть в футбол;
- встаньте те, у кого светлые волосы;
- а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
- похлопайте те, кто любит рисовать;
- потопайте ножками те, у кого карие глаза;
- скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
- покачайте головой те, кто любит животных;
- помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Какой же вывод? Мы все разные, но все-таки мы - вместе!
Итог урока.
- Как называется качество человека, умеющего принимать другого человека таким, какой он есть? (Толерантность)
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Я предлагаю и вам, ребята, взяться за руки, встать в хоровод и спеть песню о дружбе «Если с другом вышел в путь».
12. Рефлексия.
- В конце нашего занятия мне бы хотелось ещё раз вам сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно?
