Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» Левокумского муниципального округа Ставропольского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
«Хлеб всему голова»
| Автор: Амирчупанова Умурайханат Магомедрасуловна Учитель начальных классов |
2022
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова» проводится в рамках тематического классного часа для обучающихся 3- 4 класса. Хлеб всегда был связан с судьбами поколений. Это символ земной жизни. Это понятие значительно шире, чем только испечённый каравай. Нужно, чтобы каждый знал, сколько труда будет вложено в него, пока он дойдёт до стола. Эта тема «Хлеб - всему голова» актуальна в наше время. Нужно учить детей бережному отношению к хлебу и уважительно относиться к труду хлебороба. Мероприятие организованно в форме игры. Использование игры в воспитательном процессе стимулирует рост познавательной активности, позволяет получать и усваивать большое количество информации. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами. Так как игра предусматривает неформальное общение, то она раскрывает личностные качества обучающихся, повышает самооценку участников игры. Игра является элементом творческой коллективной деятельности, следовательно, формирует индивидуальный опыт. Так как обучающимся постоянно в течение игры надо думать, игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности. Одновременно она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления.
Значимым моментом в данной игре является работа в команде. Непосредственно в игре принимают участие три команды. Эти команды формируются самими обучающимися. Заранее определяется название команды, капитан команды.
Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к тем, кто его выращивает; расширить кругозор детей по этой теме.
Задачи:
1. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в мирное и военное время. Продолжать знакомство с народными традициями.
2.Способствовать развитию чувства ответственности у детей.
3. Повторить пословицы, поговорки, загадки, песни о хлебе. Учить детей работать в группах.
4. Рассказать учащимся о профессиях, связанных с хлебом.
5. Пополнение сведений о профессиональных словах.
6. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.
Адресат: учащиеся 3-4 классов.
Оборудование: Компьютер, экран, картины ( И. И. Шишкин «Рожь», Т. Н. Яблонская «Хлеб», Г. Г. Мясоедов «Косцы»), выставка книг о хлебе, рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ».
Сценарий занятия
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята!
Прозвенел уже звонок
Ты готов начать урок?
Поскорей проверь, дружок,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался и пошёл к ювелиру.
-Сколько стоит мой самородок?
-1000 рублей ответил один.
Не поверил он пошёл к другому.
Тот оценил самородок в 5000 рублей
Совсем растерялся юноша и поехал к мудрецу за Советом. «Я знаю ничего дороже золота нет на земле» - сказал он седобородому старцу,- но не могу установить истинную цену самородку. Взял мудрец золото в руки: « Твоя находка, молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим. Попробуй неделю не поесть – отдашь всё своё золото за кусок хлеба. -Вот и подумай теперь, что самое ценное в нашей жизни?» Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём. Тема нашего классного часа: «Хлеб всему голова» Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех. - Откуда же хлеб берётся? Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации – вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая. -А люди каких профессий заняты при этом, вы должны отгадать. Делимся на три группы.
2. Конкурс загадок: “Калейдоскоп профессий”
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница. (Агроном)
В поле комбайнов слышится хор – Хлебный корабль ведет... (комбайнер).
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)
Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб.)
Встанем мы, когда вы спите. И муку просеем в сите. Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
3. Чтение стихотворения (детьми)
Даша:
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Артур:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Анжелика:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Алина:
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Гамзат:
На полях поспела рожь.
Каждый колосок хорош.
Туча просит: не зевай!
Хлеб скорее убирай,
Чтоб у каждого стола, С хлебом хлебница была.
3. Конкурс «Закончи пословицу» - вам необходимо продолжить пословицы
«Хлеб да вода - крестьянская еда»
«Худ обед, коли хлеба нет»
«Хлеб- батюшка, а водица- матушка»
«Кто ленится, у того хлеб не родится»
«Хлеб- всему голова»
Учитель: А сейчас немного отдохнём.
Физминутка. (Комплекс упражнений под сопровождение на видео.)
4. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
5. «Хлебный хоровод»
(дружно за руки возьмемся, вместе встанем в хоровод)
Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.
5.Игра «Кто больше»
Условия игры: ребята по цепочке называют хлебобулочные изделия.
Но кто последним назовёт - тот выигрывает
Учитель: Вы назвали много хлебобулочных изделий, а сейчас посмотрим на экран и увидим, какие изделия можно получить из муки.
6. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
(Команды составляют памятки «Правила бережного отношения к хлебу».
Вывод. Отношение к хлебу должно быть бережное. Нередко наблюдаешь такую картину: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Ежедневно в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть.
Итог.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что запомнили?
Так почему говорят, что хлеб – всему голова?
Вы с этим согласны?
Какое решение приняли? Почему?
А кто захотел получить профессию хлебороба?
Что для этого мы должны сделать сегодня?
7. Мы с вами продолжим знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба в библиотеке. Кто заинтересовался, тот может почитать книги, которые вы видите.
Рефлексия.
Кто узнал много нового и было интересно - солнышко
Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
Кому было скучно – дождик.
- Возьмите карточки и прикрепите к доске.
Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!
Список литературы
1.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/Автор – составитель Л.А. Багрова, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
2.Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Москва, 1986
3.Гайдина Л.И. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Москва, «Вако», 2009
4.Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.
5.Интернет – ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/01/22/klassnyy-chas-khleb-eto-zhizn-a-ne-prosto-eda
http://festival.1september.ru/articles/609111/