СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Толерантность - часть нравственной культуры человека?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культуроцентризм как нравственная про­блема; патриотизм и лжепатриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Толерантность - часть нравственной культуры человека?"»

Классный час

Тема: «Толерантность - часть нравственной культуры человека?»

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действи­тельно без нее обходится.

И. С. Тургенев

Патриотизм живой, деятельный именно и от­личается тем, что исключает международную вражду, и человек, одушевленный таким патри­отизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.

Н.А. Добролюбов

Патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражда­нин познает историю своей семьи, своих сооте­чественников, живших несколько столетий на­зад, или давно ушедших в землю, во имя свободы и счастья которой они сражались.

В.А. Сухомлинский

Задачи: обсудить со студентами патрио­тизма и лжепатриотизма в общетве; формировать нравственную куль­туру студентов, толерантность в отношении других народов и культур.

Форма проведения: дискуссия студентов.

Вопросы для обсуждения: культуроцентризм как нравственная про­блема; патриотизм и лжепатриотизм.

Подготовительная работа: анкетирование студентов (см. приложение); методика «Социальные стереотипы»; соци­ологическое исследование среди студентов колледжа (см. приложе­ние); написание эссе «История народов в жизни моей страны и моей семьи»; дискуссия «О патриотизме и псевдопатриотических настроениях современной молодежи». На доске: Толерантность - терпимость к иному. Толерантность - ценностное отношение к культур­ному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и по­нимании иных культур.

Из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф»: «Цель моей восточной политики в том, чтобы заселить эту территорию ста миллионами людей германской расы...»; «решение проблемы - или полное уничтожение русского народа, или онемечивание его части...»; «эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в руководстве...»; «Никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак! Хорошо было бы обучить их языку жестов...»; «принципиальная линия для нас абсолют­но ясна — этому народу не надо давать культуру...»; «вполне достаточно, чтобы дети в школах научились считать до 25, чтобы они умели подпи­сывать свою фамилию. Больше им ничего не надо...».

Комментарии для классного руководителя. Этот классный час является очень актуальным и важным в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования нравственной культуры студентов, нельзя отдать только на откуп колледжа. Эту проблему необходимо решать совместно с семь­ей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе, но реальная действительность диктует совсем другое. Наблюдая за событиями, происходящими в социу­ме, слушая и принимая установки собственной семьи, ребенок приучается врать, утаивать свою точку зрения, приспосабливаться к ситуации. Поэтому важность данного классного часа состоит в том, что оно позволяет узнать точку зрения студентов на обсуждаемую проблему и способствует ее изменению под влиянием большинства с целью воспитания истинной, а не мнимой толерантности.

Ход собрания I. Вступительное слово

Уважаемые ребята!

XX век—век распространения идей защиты прав человека стал веком, породившим такие чудовищные явления, как фашизм, тоталитаризм, нацизм. XXI век стал веком, в котором также сильны расистские, религиозно-экстремистские, профашистские настроения.

К сожалению, нетерпимость, культурный эгоизм все сильнее проникает в нашу жизнь и школа не вправе оставаться в стороне от происходящего в обществе.

Страна, в которой представители всех национальностей, насе­ляющих ее, заплатили так много за свою свободу в годы войны, слышит часто от некоторых «борцов за чистоту национальной куль­туры» призывы уничтожать тех, кто имеет иной цвет кожи, разрез глаз, акцент, религию. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы не только обсудить данную проблему, но сделать для себя определенные выводы по данной теме.

II. Дискуссия по теме собрания

Обсуждение понятия «толерантность». Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Можно ли воспитать в себе умение понимать и принимать человека иной культуры?

  2. Что вы понимаете под словами «национальные стереотипы»?

3. Прочтите размышления А. Гитлера в книге «Майн кампф». Что вы испытываете после чтения этого отрывка?

  1. Должен ли народ Германии нести ответственность за действия фашистов?

  2. Почему потомки представителей стран немецкой коалиции в войне испытывают стыд, замешательство, горечь, посещая русские мемориалы? Ведь в произошедшем нет их вины!

  3. Когда вы слышите подобные высказывания в адрес других национальностей, какие чувства вы испытываете?

  4. Насколько вы разделяете подобные чувства и взгляды?

8. В каких случаях вы могли бы поддержать высказывания или действия российских скинхедов?

  1. Анализ социологического исследования в группе

  2. Анализ анкетирования студентов

Выступление студентов с анализом и результатами социологического исследования.

V. Выступления студентов с сочинениями-эссе «История народов в жизни моей семьи и моей страны»

VI. Анализ студентами методики «Стереотипы»

Комментарии для учителя. Данная методика позволяет педагогу бороться с таким явлением нравственной культуры как культуро-центризм. Культуроцентризм как нравственная проблема обнаружи­вается в следующем: учащиеся, представляющие доминирующую культуру в обществе, иногда оценивают ситуации, происходящие с национальными меньшинствами, как вполне нормальные, очевид­ные и справедливые. В данной ситуации классный руководитель должен со студентами не столько обсуждать сам произошедший факт, но и изменять сознание студентов, стереотипы их оценок и устано­вок. Педагогу необходимо сделать так, чтобы студент усомнился в своей оценке представителей иной культуры.

Классный руководитель предлагает студентам набор фото­графий и инструкцию, в которой говорится: «На фотографиях изоб­ражены реально существовавшие люди, часть из них — закорене­лые преступники, другая часть — обычные рядовые граждане страны. Рассмотрите фотографии и попробуйте по ним определить, кто из них преступник, кто - обычный гражданин общества».

Студенты работают в группах в течение 4-5 минут. Затем они высказывают свои версии и аргументируют их.

Учитывая тот факт, что задание студентам выполнить с полной уверенностью и совпадением не удастся, необходимо задать им следующие вопросы во время обсуждения результатов:

  1. Насколько трудно или легко было вам выполнять это задание?

  2. Почему никто из ребят группы не сумел выполнить задание с абсолютной точностью?

  3. Не возникало ли у вас желания отказаться от выполнения задания?

  1. Если - «да», то почему вы этого не сделали?

  1. Часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам?

  2. Можно ли оценить объективно человека без изучения его личных качеств?

  1. Насколько объективны ваши оценки других людей?


  1. Показатель ли это недостатка нравственной культуры человека - оценивание людей только по внешним признакам?

  2. Насколько страшны стереотипы в оценке людей, к чему это может привести?

Нравственные правила проявления толерантности:

  1. Нельзя судить о целом народе по поступкам и действиям одного или группы людей.

  2. Нельзя злорадствовать или радоваться горю людей, переживающих национальную или личную трагедию.

  3. Нельзя совершать необдуманные поступки, действуя по руководству кого-либо.

  4. Нельзя говорить плохое в адрес народа или человека только потому, что так говорят другие люди.

5. Надо помнить, что за совершенным предосудительным поступком рано или поздно следует наказание.

6. Для того чтобы проявлять компетентность в вопросах национальных культур, необходимо быть компетентным в истории, культуре, традициях и обычаях своего народа.

  1. Нужно уметь радоваться достижениям и успехам других народов.

  2. Необходимо интересоваться традициями, обычаями, историей других народов.

9. Не совершать поступков, за которые потом будет стыдно или придется раскаиваться.

10. Совершая необдуманные поступки, помните, что в истории цивилизации они уже кем-то совершались, и за это пришлось расплачиваться чувством вины и стыда последующих поко­лений.

11. Если твой сверстник готов совершить необдуманный поступок, останови его, удержи от опрометчивого шага.

  1. Если тебя приглашают участвовать в каких-либо организаций, деятельность которых направлена на подчинение или притеснение других народов, расскажи об этом своим родителям, не спеши стать членом этой организации, постарайся узнать цели этой организации.

  2. Если тебе угрожают, обращайся к старшим: родителям, учителям, в милицию.

  3. Помни! У тебя всегда есть выбор! Сохрани в себе ЧЕЛОВЕКА!

V. Подведение итогов

Студенты зажигают маленькие свечи и вручают каждому учас­тнику собрания.

Классный руководитель просит участников классного часа встать и почтить минутой молчания память всех жертв геноцида века минувшего и настоя­щего.