Ростовская область, Пролетарский (с) район, х. Коврино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ковриновская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 31.08.2021 №100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Внеурочной деятельности, курс Клуб любителей чтения, направление: Общеинтеллектуальное
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 1-2 класс________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
Программа разработана на основе:
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011)___________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2021-2022 уч.год.
Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273- ФЗ;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, принятый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2021 г., регистрационный № 64100);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Основной образовательной программы Школы;
авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011)
Цели курса:
детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
углублять литературно-образовательное пространство учащихся начальной школы;
формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения;
Задачи курса:
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей и поэтов;
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров и разнообразных по содержанию;
формирование у младших школьников интереса к чтению и общению по прочитанным произведениям;
развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире;
знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.
Общая характеристика курса «Клуб любителей чтения» в начальной школе
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные произведения. Внимание учащихся привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни, рождают чувство гармонии, красоты, формируют в детях собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания юного читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры. Это и сказки, и стихи, и рассказы, и басни, и драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение детей первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у детей речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА»
Личностными результатами изучения курса «Клуб любителей чтения» являются следующие умения:
1. Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2. Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3. Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4.Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметными результатами изучения курса «Клуб любителей чтения» являются следующие универсальные учебные действия:
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге, а художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают в себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги. Содержание программы внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА»
1. Структура курса:
№ п/п | Название раздела, главы (темы) | Количество часов |
1 | Русский народный фольклор | 2 |
2 | Мои первые книжки | 3 |
3 | Друзья детства | 3 |
4 | О наших сверстниках | 3 |
5 | О хороших людях | 4 |
6 | Книги о животных | 6 |
7 | Русская литература | 8 |
8 | Зарубежная литература | 5 |
| Итого: | 34ч. |
Использование учебного времени
В учебном плане на изучение курса «Клуб любителей чтения» в 1-2 классах отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа. По календарному графику ОУ на изучение курса «Клуб любителей чтения» приходится 33 календарных дня.
Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.
Занятие № 31 «Ш. Перро «Красная шапочка» переносится на 29.04.
2. Основное содержание по темам:
Раздел 1. Русский народный фольклор (2 часа)
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Чтение- рассматривание книги, пересказ сюжета по вопросам учителя. «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.
Раздел 2. Мои первые книжки (3 часа)
С. Маршак «Усатый полосатый». Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок. К. Чуковский «Бармалей». Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». К. Чуковский «Доктор Айболит». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
Раздел 3. Друзья детства (3 часа)
А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки». Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки». Выразительное чтение стихотворений.
Раздел 4. О наших сверстниках (3 часа)
Н. Носов «Метро», «Леденец». Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. А. Соколовский «Бабушкина вешалка». Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Б. Заходер «Детям», Э.Успенский «Над нашей квартирой». Разучивание повторяющихся четверостиший.
Раздел 5. О хороших людях (4 часа)
С. Сахарнов «Самый лучший пароход». Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора». А. Митяев «Богатыри». Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина». В. Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Разлука». Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение.
Раздел 6. Книги о животных (6 часов)
Е. Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке». Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. М. Горький «Воробьишко». Слушание, чтение и рассматривание книги
Ю. Тувим «Птичье радио». Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя. Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». С. Михалков «Как медведь трубку нашёл», Е. Чарушин «На нашем дворе». Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.
Раздел 7. Русская литература (8 часов)
Стихи и загадки Е. Серова. Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». И. Суриков «Вот моя деревня». Заучивание стихотворения наизусть. А. Блок «На лугу». Заучивание стихотворения наизусть. В. Катаев «Цветик – семицветик». Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело». Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. Г. Остер «Эхо». Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.
С. Воронин «Необыкновенная ромашка». Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. «Любимое произведение». Мини-проект «Моя любимая книга»
Раздел 8. Зарубежная литература (5 часов)
Ш. Перро «Красная шапочка». Восстановление диалога по памяти. Ш. Перро «Мальчик с пальчик». Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Камыр-Батыр. Татарские народные сказки. Составление характеристики героев, выборочное чтение. М. Крюгер «Принцесса Белоснежка». Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Обобщение пройденного материала.
Раздел: «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ п/п | Название раздела программы, тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Русский народный фольклор. 2ч |
1 | Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». | 1 | 04.09 |
2 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. | 1 | 11.09 |
Мои первые книжки. 3ч |
3 | С. Маршак «Усатый полосатый». | 1 | 18.09 |
4 | К. Чуковский «Бармалей». Знакомство с понятием «Сказочный зачин». | 1 | 25.09 |
5 | К. Чуковский «Доктор Айболит». | 1 | 02.10 |
Друзья детства. 3ч |
6 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки». | 1 | 09.10 |
7 | Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» | 1 | 16.10 |
8 | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки». | 1 | 22.10 |
О наших сверстниках. 3ч |
9 | Н. Носов «Метро», «Леденец». | 1 | 2 чет. 12.11 |
10 | А. Соколовский «Бабушкина вешалка». | 1 | 19.11 |
11 | Б. Заходер «Детям», Э.Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | 26.11 |
|
12 | С. Сахарнов «Самый лучший пароход». | 1 | 3.12 |
13 | А. Митяев «Богатыри». Введение понятия «былина». | 1 | 10.12 |
14 | В. Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 1 | 17.12 |
15 | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Разлука». Сборник «О мамах». | 1 | 24.12 |
Книги о животных. 6ч |
16 | Е. Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке». | 1 | 3 чет. 14.01 |
17 | М. Горький «Воробьишко». | 1 | 21.01 |
18 | Ю. Тувим «Птичье радио». | 1 | 28.01 |
19 | Н. Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». | 1 | 04.02 |
20 | С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 1 | 11.02 |
21 | Е. Чарушин «На нашем дворе». Сборник книг «О животных». | 1 | 18.02 |
Русская литература. 8ч |
22 | Стихи и загадки Е. Серова. Знакомство с понятием «рифма». | 1 | 25.02 |
23 | И. Суриков «Вот моя деревня». Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 04.03 |
24 | А. Блок «На лугу». Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 11.03 |
25 | В. Катаев «Цветик – семицветик». | 1 | 18.03 |
26 | С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело». | 1 | 4 чет. 01.04 |
27 | Г. Остер «Эхо». | 1 | 08.04 |
28 | С. Воронин «Необыкновенная ромашка». | 1 | 15.04 |
29 | «Любимое произведение». Мини-проект «Моя любимая книга» | 1 | 22.04 |
|
30 | Ш. Перро «Красная шапочка». | 1 | 29.04 |
31 | | | |
32 | Ш. Перро «Мальчик с пальчик». | 1 | 06.05 |
33 | Камыр-Батыр. Татарские народные сказки. | 1 | 13.05 |
34 | М. Крюгер «Принцесса Белоснежка». | 1 | 20.05 |
| ИТОГО: | 33ч. | |