СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная компетентность педагога профессиональной образовательной организации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход, в случае его успешной реализации, является средством обеспечения обучающихся полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения поставленных целей в выбранной профессии. На основе личного опыта и анализа учебных программ, учебников, методических пособий определено, что одним из основных подходов в обучении профессии является коммуникативный подход.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность педагога профессиональной образовательной организации»


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Черная А. В., преподаватель

ГБПОУ «Горловский колледж технологий и сервиса»


Компетентностный подход, в случае его успешной реализации, является средством обеспечения обучающихся полезными знаниями, необходимыми для успешного достижения поставленных целей в выбранной профессии. На основе личного опыта и анализа учебных программ, учебников, методических пособий определено, что одним из основных подходов в обучении профессии является коммуникативный подход.

Педагогическое общение является многофункциональным. Оно является основной формой осуществления педагогического процесса, направленное на значительные изменения свойств, состояний, поведения обучающихся.

Многофункциональность общения даёт возможность педагогу организовать взаимодействие на занятии и вне его как целостный процесс, создавать условия для обмена отношениями, переживаниями, обеспечивая сотрудничество и сотворчество в группе.

Известно, что общение содержит в себе три стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Единство этих трех сторон - способ организации общей деятельности и взаимоотношений участников общения.

Коммуникативная сторона общения - это передача и принятие информации, осознание и понимание содержания сообщения, воплощение его в языковой форме. Происходит становление личности в рамках проявления её коммуникативных способностей, умений, навыков «в пределах реализации коммуникативной программы поведения» [5,137].

В ходе общения происходит не только обмен информацией, ценностями, нормами, а также активизируются внутренние особенности и состояние личности, актуализируются её коммуникативные возможности.

Профессионально-педагогическая коммуникация является основной формой педагогического процесса, активность которого обуславливается ценностями и целями общения.

Преподаватель является субъектом профессионально - педагогической коммуникации, он - организатор собственной коммуникативной деятельности, влияет на формирование гармонично развитой личности обучающегося.

Коммуникативная компетентность интерпретируется как готовность и умение устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, способность к общению в ограниченных и продиктованных условиях; рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом поле ситуаций личностного взаимодействия. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность человека устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

На протяжении последних лет отечественными и зарубежными педагогами и психологами изучается вопрос возможности повышения коммуникативной компетентности педагогических работников (А. Бодалев, Н. Волкова, И. Ермаков, Н. Кузьмина, Л. Орбан-Лембрик, Н. Хуторский и др.)

Специфика педагогической деятельности предусматривает выполнение нормативно заданных функций с выявлением личного отношения к обучающимся, главная цель влияния – его всестороннее развитие. «Педагог осуществляет на своих обучающихся не только обучающее влияние, он также влияет на них своей личностью, духовностью, эмоциональностью, получая от них соответствующий отклик, связанный с их индивидуально-личностными особенностями и эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент» [1,187].

Личностно-ориентированное общение – сложный психологический процесс взаимодействия, которое обеспечивает эффективное обучение, воспитание и развитие новой личности. Профессиональное педагогическое общение предусматривает высокую педагогическую культуру: умение педагога реализовать свои возможности в общении с обучающимися, их родителями, своими коллегами; способность воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе обучения и воспитания; постоянно чувствовать и поддерживать обратную связь в общении; находить соответствующие коммуникативные средства. Педагогическое общение должно быть не тяжелой обязанностью, а естественным и желанным процессом взаимодействия.

Понятие коммуникация стало знаковым для развития современного информационного общества. Современные исследования доказывают неразрывность понятия коммуникации и информации. Любая коммуникация предусматривает передачу информации, а любая обработка информации - наличие коммуникации. Определение коммуникации рассматривается в разных аспектах. Педагогическая коммуникация - это организация учебно-воспитательной деятельности на основе восприятия, усвоения, использования и передачи информации из разных источников. Для эффективной коммуникации характерно умение достигать взаимопонимания между партнёрами, оценить ситуацию межличностных взаимоотношений. Коммуникативная компетентность рассматривается как ступень удовлетворительного владения определенными нормами и правилами общения и поведения, как результат изучения и усвоения социально-психологических эталонов, обеспечения правильного стиля общения педагога.

В профессиональных образовательных организациях обучаются лица 15-18 лет. Этот период педагогике называется юношеским или старшим подростковым, которому свойственны особенные возрастные свойства: анатомо-физиологические, психические и социальные. Юношеский возраст - это завершающий этап физического развития, который характеризуется следующими изменениями: завершаются изменения в организме, совершенствуется мускульная система. На этот период приходится качественное перестроение личности обучающихся, меняются их отношения со взрослыми, усваиваться новые общественные нормы поведения, происходит адаптация к профессиональной деятельности, возрастает потребность активного общения. Под влиянием стремления быть взрослым также происходят его ценностная переориентация: усвоения определенных идеалов и ценностей; построение отношений с ровесниками, взрослыми; собственная социальная активность; проявляется «максимализм самостоятельности»; появляется чувство самоуважения и взрослости.

Юношеский возраст - это период самоутверждения, формирования мироощущения и убеждений, характера и жизненного самоопределения. Молодые люди активно осмысливают своё будущее, ставят цели, мечтают.

В учебной деятельности они выборочно относятся к учебным предметам и профессиональному самоопределению; происходят качественные изменения показателей познавательной деятельности, закрепляются и улучшаются психические особенности личности.

Особенной значимости приобретает собственный статус в коллективе, характер общения с ровесниками и взрослыми, что связано с поисками своего места в обществе. Потребность в общении может быть вызвано следующими причинами: признание своей неповторимости, получение одобрения, познание другого человека, активное влияние на мысли других [4].

Профессиональная образовательная организация - это образовательная среда, в котором протекает жизнь и деятельность обучающегося и становления его личности. В условиях современного развития общества повышается роль образовательных организаций в реализации потребностей молодёжи и формирование у них социально важных качеств. Молодое поколение сегодня находится в среде, которая насыщена разнообразной информацией и педагог должен корректировать негативное влияние средств массовой информации. А для этого он должен иметь высокий уровень коммуникативной культуры, которая поможет им руководить межличностными и внутренне - групповыми отношениями.

Для оценки коммуникативной культуры может быть предложена анкета «Педагогическое общение» [5]. Коммуникативную культуру мы понимаем как искусство социального взаимодействия, которые включает овладение речью, этикой, содержательной стороной коммуникации (умение вести объяснительный процесс).

Также может быть использован тест на понимание особенностей юношеского возраста (разработан по методике Ж.Пиаже, И. Кона, Б. Рогова), в котором необходимо дать ответы на вопросы, знают ли педагоги, которые занимаются обучением и воспитанием молодёжи возрастом от 15 до 21 года

Характерным является зависимость сформированности коммуникативной культуры педагога и уровня его знаний юношеской психологии. Так педагоги, у которых коммуникативная культура «преимущественно позитивна» имеют средний уровень знаний юношеская психологии, а педагоги, которые имеют низкую коммуникативную культуру, имеют низкий уровень знаний психологии обучающихся. Несомненно, следует учитывать приблизительность и возможный субъективизм диагностики коммуникативной культуры. Проведенные исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы, и требуют дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального обоснования вопроса соотношения уровня коммуникативной культуры, и знаний психологии юношеского возраста; определения других факторов развития у преподавателей продуктивного уровня коммуникативной компетентности, выявления взаимосвязи между продуктивным уровнем коммуникативной компетентности и разными личностными и индивидуально-психологическими характеристиками педагогов, установления причин и механизмов их развития.

Список использованных источников

  1. Бутенко Н.Ю. Коммуникативное мастерство преподавателя: Учебное пособие / Н.Ю. Бутенко. – К.: КНЕУ, 2005. – 336с.

  2. Волкова Н.П. Профессионально-педагогическая коммуникация: Учебное пособие / Н.П. Волкова. – М.: «Академия», 2006. – 256 с.

  3. Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод. Пособие / Г.Ф. Карпова, Е.А. Михайлычев. – М., Высшая школа, 1998. – 126 с.

  4. Москаленко В.В. Психология социального влияния: Учебное пособие / В.В. Москаленко. – М.: Центр учебной литературы, 2007. – 448с.

  5. Орбан-Лембрик Л.Е. Психология профессиональной коммуникации: Учебное пособие / Л.Е. Орбан-Лембрик, 2010.