СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компетентности ,формируемые учебным проектом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы

Просмотр содержимого документа
«"Компетентности ,формируемые учебным проектом"»









Обобщение опыта

учителя начальных классов Родионовой Т.А.

по теме: « Компетентности, формируемые учебным проектом»



























Добрый день. Методическая тема, над которой я работаю

« Компетентности, формируемые учебным проектом»

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся школ, но и к умению работать самостоятельно.

С введением ФГОС появились новые требования для учащихся начальной школы. На сегодняшний день вместо простой передачи «знаний, умений, навыков» от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться

Одним из возможных способов достижения целей, поставленных новыми стандартами является формирование ключевых компетентностей у младших школьников.


Все выше сказанное определяет актуальность и перспективность темы представляемого мной педагогического опыта «Компетентности, формируемые учебным проектом»

Одним из наиболее эффективных способов развития компетенций у младших школьников является метод проектов.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.


В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:

Слайд4

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Виды деятельности

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование

Слайд5

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности Умение самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей

Виды деятельности

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.


Слайд6

Информационные компетенции (ИКТ).



Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Виды деятельности

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

34. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание печатной продукции (стенгазета, буклет, памятки)

Слайд7

Коммуникативные компетенции. учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы 

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение и т.д.



Виды деятельности

1. Выступление с сообщением.

2. Взаимоконтроль

3. Участие в дискуссии.

4. Участие в анкетировании.

Слайд8

Организационная компетентность.


Планирование, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности, поиск информации





Социально-трудовая   компетенция

Компетенция личностного самосовершенствования

ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет 

Компетенция личностного самосовершенствования:

- проявление в творческих способностях

- проявление в активности и самостоятельности

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические и гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, учебные проекты, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты практического и исследовательского плана.

При организации работы над проектом я использую различные формы работы


1.Творческие проектные мастерские (общая работа позволяет

наладить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества,

что значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом

в классе)

2. Групповые проектные работы (в идеале все участники должны быть

активными, самостоятельными, ответственными; формируются умения

видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели)

3. Индивидуальная работа учащегося (при индивидуальной работе я учитываю не только возрастные возможности, но и индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы ученика;)


Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами.

Работа над проектами предполагает активное сотрудничество ребёнка с учителем и родителями. Эту работу я начинаю с консультаций для родителей. Где объясняю структуру работы, степень их помощи и уровень самостоятельного исследования детей . Дети выбирают конкретную тему, в зависимости от неё подбирают материал.

Ученикам, которые затрудняются в выборе темы даю задание: подобрать загадки, найти что-то в энциклопедии . Дети находят очень много интересного и познавательного материала, который в дальнейшем помогает при подготовке проекта и его защите. Оформлять помогают родители, а если творческое задание, то сами дети. Потом в классе каждый ребёнок защищает свою работу.

Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме, что соответствует ФГОС и формирует компетенции учащихся.

Мои ученики с удовольствием занимаются проектной и исследова тельской деятельностью, результатом этого являются интересные красочные проектной работы.

слайд

Интересным для детей оказался проект «Живая азбука» в 1классе, который являлся завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребенок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались стихотворения, тематические группы слов, придумывались рассказы и сказки, . Представление проектов прошло в форме презентации.. Дети не только рассказывали про свои любимые буквы, но и отвечали на вопросы одноклассников по теме проекта. Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно

Проект «Создание музея «Город букв» стал логическим продолжением первого проекта. «Герои» проекта «Город букв» были уже придуманы и сделаны в виде поделок из бумаги, пластилина и других материалов


слайд

проект «Моя семья». слайд

1 класс

Результат проекта «Моя семья».

– это понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится семейное дерево и рассказ о своей семье. Проект построен на тематике эмоционально близкой каждому ребенку. Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Приобретает опыт подбора материала в виде семейных фотографий

Индивидуальные проекты очень разнообразны и обязательно сопровождался комментарием ребенка.

4 класс Окружающий мир

«Путешествие без опасности» (Правила поведения во время экскурсии в лес.) Групповой проект

Объект исследования: правила поведения

Предмет исследования: правила поведения во время экскурсии в лес.

При работе над проектом ученики использовали следующие методы исследования:

Анализ литературы

Изучение Интернет-ресурсов

Фотографирование, подбор фотографий

Беседа с учителем, родителями


В результате работы учащиеся повторили правила поведения во время экскурсии в лес, узнали какие надо соблюдать правила, чтобы не нанести вред природе.

подобрали стихи о правила дорожного движения и о правилах поведения в лесу.

- Работа над проектом позволила ребятам научиться анализировать и отбирать нужную информацию.

Результатом работы стали два проектных продукта: красочные памятки поведения, и видеоролик – обращение к учащимся.

Фрагмент видеоролика , который является частью работы моих учеников я предлагаю вашему вниманию.


Вывод Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися деятельности. Моя задача — создать условия, способствующие повышению уровня образованности учащегося, развивать интерес к учёбе, учить детей работать с научной литературой, знакомить с современными методами научно-исследовательской работы.



«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего, человека, человека свободного, раскрепощенного и ответственного. И я желаю всем «гореть» самим и «зажигать» сердца наших детей.