Обобщение опыта
учителя начальных классов Родионовой Т.А.
по теме: « Компетентности, формируемые учебным проектом»
Добрый день. Методическая тема, над которой я работаю
« Компетентности, формируемые учебным проектом»
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся школ, но и к умению работать самостоятельно.
С введением ФГОС появились новые требования для учащихся начальной школы. На сегодняшний день вместо простой передачи «знаний, умений, навыков» от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться
Одним из возможных способов достижения целей, поставленных новыми стандартами является формирование ключевых компетентностей у младших школьников.
Все выше сказанное определяет актуальность и перспективность темы представляемого мной педагогического опыта «Компетентности, формируемые учебным проектом»
Одним из наиболее эффективных способов развития компетенций у младших школьников является метод проектов.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:
Слайд4
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Виды деятельности
1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование
Слайд5
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности Умение самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей
Виды деятельности
1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
Слайд6
Информационные компетенции (ИКТ).
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Виды деятельности
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
34. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание печатной продукции (стенгазета, буклет, памятки)
Слайд7
Коммуникативные компетенции. учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение и т.д.
Виды деятельности
1. Выступление с сообщением.
2. Взаимоконтроль
3. Участие в дискуссии.
4. Участие в анкетировании.
Слайд8
Организационная компетентность.
Планирование, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности, поиск информации
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет
Компетенция личностного самосовершенствования:
- проявление в творческих способностях
- проявление в активности и самостоятельности
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические и гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, учебные проекты, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты практического и исследовательского плана.
При организации работы над проектом я использую различные формы работы
1.Творческие проектные мастерские (общая работа позволяет
наладить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества,
что значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом
в классе)
2. Групповые проектные работы (в идеале все участники должны быть
активными, самостоятельными, ответственными; формируются умения
видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели)
3. Индивидуальная работа учащегося (при индивидуальной работе я учитываю не только возрастные возможности, но и индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы ученика;)
Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами.
Работа над проектами предполагает активное сотрудничество ребёнка с учителем и родителями. Эту работу я начинаю с консультаций для родителей. Где объясняю структуру работы, степень их помощи и уровень самостоятельного исследования детей . Дети выбирают конкретную тему, в зависимости от неё подбирают материал.
Ученикам, которые затрудняются в выборе темы даю задание: подобрать загадки, найти что-то в энциклопедии . Дети находят очень много интересного и познавательного материала, который в дальнейшем помогает при подготовке проекта и его защите. Оформлять помогают родители, а если творческое задание, то сами дети. Потом в классе каждый ребёнок защищает свою работу.
Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме, что соответствует ФГОС и формирует компетенции учащихся.
Мои ученики с удовольствием занимаются проектной и исследова тельской деятельностью, результатом этого являются интересные красочные проектной работы.
слайд
Интересным для детей оказался проект «Живая азбука» в 1классе, который являлся завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребенок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались стихотворения, тематические группы слов, придумывались рассказы и сказки, . Представление проектов прошло в форме презентации.. Дети не только рассказывали про свои любимые буквы, но и отвечали на вопросы одноклассников по теме проекта. Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно
Проект «Создание музея «Город букв» стал логическим продолжением первого проекта. «Герои» проекта «Город букв» были уже придуманы и сделаны в виде поделок из бумаги, пластилина и других материалов
слайд
проект «Моя семья». слайд
1 класс
Результат проекта «Моя семья».
– это понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится семейное дерево и рассказ о своей семье. Проект построен на тематике эмоционально близкой каждому ребенку. Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Приобретает опыт подбора материала в виде семейных фотографий
Индивидуальные проекты очень разнообразны и обязательно сопровождался комментарием ребенка.
4 класс Окружающий мир
«Путешествие без опасности» (Правила поведения во время экскурсии в лес.) Групповой проект
Объект исследования: правила поведения
Предмет исследования: правила поведения во время экскурсии в лес.
При работе над проектом ученики использовали следующие методы исследования:
Анализ литературы
Изучение Интернет-ресурсов
Фотографирование, подбор фотографий
Беседа с учителем, родителями
В результате работы учащиеся повторили правила поведения во время экскурсии в лес, узнали какие надо соблюдать правила, чтобы не нанести вред природе.
подобрали стихи о правила дорожного движения и о правилах поведения в лесу.
- Работа над проектом позволила ребятам научиться анализировать и отбирать нужную информацию.
Результатом работы стали два проектных продукта: красочные памятки поведения, и видеоролик – обращение к учащимся.
Фрагмент видеоролика , который является частью работы моих учеников я предлагаю вашему вниманию.
Вывод Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися деятельности. Моя задача — создать условия, способствующие повышению уровня образованности учащегося, развивать интерес к учёбе, учить детей работать с научной литературой, знакомить с современными методами научно-исследовательской работы.
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего, человека, человека свободного, раскрепощенного и ответственного. И я желаю всем «гореть» самим и «зажигать» сердца наших детей.