Просмотр содержимого документа
«Композиционные и изобразительные умения и навыки в декоративном рисовании в ДОУ.»
Композиционные и изобразительные умения и навыки в декоративном рисовании
Куликова А.С.
Средняя группа
Знакомство с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства - дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.
Керамической посудой.
Задачи обучения:
- учить рисовать точки кончиком кисти
- примакивания всем ворсом кисти
- линии всем ворсом кисти разной длины, но одинаковой толщины
- завиток, в основе точка, которая движениями руки расширяется до величины круга (завиток, улитка, розочка)
- кольца – безотрывные круговые движения
- восьмилепестковый цветок, в основе – точка, примакивание (лепесток) – вверхний, нижний, левый, правый, наклонные. Движется только рука, лист не поворачивается
- дуги
Композиционная:
- учить составлять узоры на квадрате, круге, полоске
- ритмично располагать элементы узора, соблюдая симметрию
- составлять узоры на силуэтных формах
Типы узоров:
- на квадрате – углы квадрата, углы и стороны
- на круге – по краю круга, в центре
- на полоске – по длине, по краю полоски
- на розетте – по углам, в центре
Техническая:
- Закреплять навыки правильного и умелого пользования изоматериалами: промывать кисть, промакивать о салфетку, не оставлять кисть в воде, не давить сильно на карандаши, мелки, фломастеры,
- Рисовать гуашью,
- Учить сочетать цвета: красный, зеленый, белый, коричневый, а так же их оттенки.
Для первоначального обучения детей декоративному рисунку используют роспись Дымковских игрушек ,
у зоры которых состоят из прямых полос, мазков, колечек и точек, ритмически чередующихся в несложном орнаменте. =)
Старшая группа
Знакомство детей с народным декоративным искусством: Хохломская, Городецкая роспись.
С народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская, матрешка), керамическими изделиями.
Учатся ритмично располагать и придумывать узоры.
Задачи обучения: Изобразительная:
- учить рисовать линии всем ворсом и концом
- учить рисовать мазки разной величины, большие и маленькие (примакивание)
- закреплять рисование точек тычком (палочками), учить рисовать точки концом кисти
- учить рисовать дуги
- учить рисовать декоративные цветы и листья
- учить оформлять цветок плотной обводной линией
- учить рисовать элементы Городецкой росписи:
- «купавка» (круг и еще шишечка), «бутон», «розан», листик, линии оживки, «солнышко»(круг, на него лепестки)
- учить рисовать элементы хохломской росписи концом кисти: «травка», «бегунки», завиток; ягодки малинки, калинки, рябинки, смородинки.
Композиционная:
- учить составлять узоры на геометрических формах (круг, квадрат, полоска, розетт, треугольник, многоугольник)
- учить составлять узоры на различных силуэтных формах
- учить ритмично располагать элементы, сочетая по цвету
Типы узоров:
- на круге – край и середина
- на квадрате – углы, стороны, середины
- на полоске – от середины в стороны, края
- розетт, многоугольник – углы, середина
- треугольник – заполняется один угол; узор расходится от угла в стороны, одним и тем же узором оформляют все три угла
Техническая:
Закреплять навыки рисования гуашью,
Учить рисовать акварелью. Работать аккуратно, бережно.
Учить различать и использовать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и их оттенки, подбирать фон бумаги и сочетание красок.
Подготовительная группа
Расширять представления о народном декоративно- прикладном искусстве (Жостовская, Городецкая, Хохломская росписи, Гжель, лаковая миниатюра),
о керамических изделиях, народной игрушке, матрешке, росписи на ткани, о русском костюме, Вологодских и Елецких кружевах.
Задачи обучения: Изобразительная:
- Закреплять изобразительные умения и навыки по средней и старшей группах.
- Учить рисовать новый элемент – свободный мазок. Может быть одновременно выполнен двумя цветами (например: красным и черным).
- Учить рисовать цветы (элементы) Гжели: «цветок – луковица»; «бутон-лукавица», гжельская роза, сеточка, завитки, точки.
- Учить рисовать элементы Хохломы: «завитки», «усики», «бегунки», «травка»
- Учить рисовать завиток свободным мазком от середины в стороны без точки, цветок с обводной линией.
- Учить рисовать элементы Городецкой росписи: «бутон», «розан»
- Учить рисовать концом кисти кружева.
- Учить рисовать Жостовский поднос, используя 4 этапа: подмалёвок, тенёшку, привязку, окантовку.
Композиционная:
- Закреплять умения симметрично располагать узор, составлять узоры из изоэлементов,
- передавать в рисунке ритм, цветовые сочетания.
- Учатся выбирать формат бумаги.
- Учатся составлять узоры на геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, розетт, овал, ромб, силуэтных формах.
Типы узоров:
- на круге – вся плоскость круга
- на квадрате – весь квадрат
- на прямоугольнике – углы, стороны, середина
- на многоугольнике, розетте – углы (зубцы), стороны, середина
- на прямоугольнике – от середины в стороны, только по краю
- на ромбе – два противоположных угла одинаковым орнаментом, от середины в стороны
- на овале – по краю; от середины в стороны
Техническая:
- Знать и правильно использовать цвета и их оттенки.
- Закреплять навыки работы с акварелью.
- Продолжать учить смешивать краски, гуашь и акварель для получения новых оттенков.
- Учить использовать тональные сочетания одного и того же цвета.
- Развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов.
- Работа с детьми этой группы проводится при постепенном усложнении учебного материала, данного в предыдущий год.
Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи рисования с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе.
Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.
Ознакамливать детей с богатством родного края в соединении с обучением орнаментального рисунка, что поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.
Спасибо за внимание !!!