Конкурсная внеурочная деятельность
как эффективный приём развития 4К компетенций
Основные ценности XXI века – интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке не достаточно, для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы всё более высокий перечень навыков. Школа берёт на себя ответственность и за когнетивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они не отделимы друг от друга.
Таким образом, школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Именно в школе должны закладываться основы развития дальнейшего личностного роста. проблема заключается в достижении нового уровня организации образовательной деятельности в условиях современного образовательного пространства, где 4К компетенции: знания, навыки, характер и умения учиться – это грани образования XXI века.
Основная идея, представляемого опыта, заключается в создании условий для формирования 4К компетенций через игровую деятельность обучающихся во внеурочное время, способствующих социализации обучающихся, их дальнейшему образованию, самообразованию.
Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
На базе нашей школы мы проводим городской интеллектуальный компетентностный марафон «Ученые будущего» для обучающихся 8-9 классов по математике, информатике и физике. Компетентностный марафон - это образовательное событие, участники которого получают возможность через выполнение заданий марафона связать научную проблему с жизнью, продемонстрировать свой уровень компетентности в оценке и решении значимых задач.
Содержание заданий направлено не на проверку предметных знаний, а на умение с помощью этих знаний решать реальные жизненные задачи.
Цели и задачи марафона:
- развитие интереса учащихся к самостоятельной познавательной деятельности в сфере точных наук;
- создание среды для формирования у обучающихся компетенций XXI века - 4К компетенций: коммуникации, командной работы, критического мышления, креативности.
В марафоне учавствуют команды учащихся 8-9 классов, представляющие образовательные учреждения города. Количество участников команды - 2 человека. Участие в конкурсе является добровольным.
Условия марафона: Марафон проводится в один день в форме квеста; марафон организуется по трем направлениям:
-решение логических задач;
-компетентностные задания;
- физическая лаборатория.
Продолжительность выполнения работы – 45 минут. По итогам марафона участники должны полностью собрать изображение-таймлайн, фрагменты которого спрятаны на отдельных локациях, что будет означать завершение квеста. Определение победителей этапа: победителями квеста считаются команды, прошедшие все этапы ранее других команд и полностью собравшие изображение-таймлайн.
Команды, на момент окончания квеста, не прошедшие все локации, могут сложить неполное изображение из фрагментов, полученных в итоге прохождения каждой из локаций; за прохождение отдельных локаций начисляются баллы, место в рейтинге определяется в соответствии с набранными баллами.
Итоги конкурса: команда, набравшая большее количество баллов становится победителем. Также награждаются команды, занявшие 2 и 3 места. Все учащиеся и учителя получают сертификат участника.
В результате обобщения опыта по формированию 4К компетенций можно сделать вывод: учащиеся получают возможность самостоятельно углубиться во внеурочную деятельность, что открывает обширное поле для работы, в том числе одарённым учащимся.
В целом конкурсная внеурочная деятельность является эффективной технологией для формирования 4К компетенций.
Список литературы:
Зарукина Е.В., Логвинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.- метод.пособие/. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Пинская М. А., Михайлова А. М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с