Организационный момент Мотивация к обучению и познанию. | - Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у Вас я, меня зовут Ольга Юрьевна. Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, и простой карандаш. - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». - Как вы его понимаете? - Да, сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа. | Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного. | Слайд 1 | 3 мин |
Актуализация умений и знаний. | 1. Минутка чистописания: - Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку. Эта буква – это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот ее и назовешь. Я Прописываем букву я до конца строки. - Вернемся к нашему чистописанию мы прописывали букву – слово, используя ее продолжите предложение… - Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол). - Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. - Посмотрите на доску, перед вами на листе записаны слова, как вы думаете, что вам необходимо сделать? (Нужно распределить слова по частям речи). - Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать? Имя Существительное | Имя прилагательное | Глагол | ? | | | | | - Правильно. У доски ученик распределяет по группам, остальные вписывают в таблицу. ( Книга, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить). - Как отличали одну часть речи от другой? - Почему вы распределили не все слова? - Мы употребляем эти слова в речи? (Да). - Значит они тоже часть речи? (Да) - А как называется эта часть речи? (Не знаем) - а вы хотите что-то интересное узнать про эту часть речи? - Значит, какая цель нашего урока? Познакомиться … (с новой частью ркчи) Узнать…. (как называется часть речи) Научиться …..(отличать от других частей речи) | Слушают и отгадывают загадку. - Я Имя сущ, имя прил, гл. По вопросу и значению. Потому что они не относятся ни к одной из групп. - не знаем - да - Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи | Слайд 2 Слайд 3 | 7 мин |
Работа над новым материалом | На парте у каждого лежат тексты, с обратной стороны тема урока. - Прочитайте два текста и сравните их. 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - О чём говорится в первом тексте? - О чём говорится во 2 тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? - Место какой части речи заняли эти слова? - Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема нашего урока? Переворачивает карточку с названием темы урока. Почему местоимение получило такое название? (Место имени существительного.) Итак, уточним, о какой части речи будет идти разговор? Вместо какой части речи оно употребляется? | Читают. О помидорах. Не понятно. Помидор, помидорах. Им. сущ. Местоимение. | Слайд 4 | 5 мин |
Первичное закрепление. Сформировать умение применять полученные знания на практике. | Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Откройте учебник стр 100 упражнение 171 - Прочтем. Назовем сказку? - Обратите внимание на выделенные слова, называют ли они конкретное лицо или предмет? (Я, Ты, ОНИ – данные слова конкретное лицо не называют, только указывают на него). - На что указывает слово он? (теремок) - Кто себя называет словом я? (мышка) - К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? (лягушка) - Вместо каких имен существительных употребляется слово они? (мышка и лягушка) Записать только диалог, у доски один, подчеркивает выделенные слова. (это местоимения ты они я) - Итак, еще раз уточним, как называются слова, которые указывают на предмет, но не называют его? | | | 2 мин |
Физминутка Работа в группе Самостоятельная работа Итог | Я, ТЫ, ОН, ОНА – Вместе дружная страна, Вместе – дружная семья, В слове «МЫ» - сто тысяч «Я»! Под музыку. - Проверим какие вы были внимательные? - Ребята назовите местоимения которые мы услышали в нашей физминутке? Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? (Читают) Упражнение: групповая Отыщи местоимение в слове: яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон. (сопровождается слайдами) - А теперь запишите полученные местоимения, а если местоимение повторяется мы его записываем один раз! - Проверка и параллельно запись у доски Молодец! Как называются выписанные слова? Упр 174 самост раб - Я показываю вам картинки, запишите название предметов а в скобках (образец на доске). Показываю вам 1 картинку, 5 шт . А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. По эталону. Оцените товарища по таким критериям: на доске (Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки). У: Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания. - Итак, вспомним еще раз, с какой частью речи мы сегодня познакомились? Какую роль она выполняет? Подведем итоги урока. Ребята, каким местоимением мы можем заменить словосочетание наш дружный класс? (Кто? МЫ) Вернемся к цели нашего урока, озвучим ее? (помогаю) Вернемся к нашему МЫ, это наше мы состоит из отдельных учеников, каким местоимением мы можем заменить? (Я) Использую это местоимение скажите чему научился каждый из вас исходя из цели урока? Я научился…. Вешаю мордашку со словом Я Каким местоимением можем заменить слово друг или подруга? Предположите чему они научились на нашем уроке? Вешаю ОН ОНА ТЫ А каким местоимением мы можем заменить слово настроение? Правильно ОНО! А оно у нас какое? Чудное, солнечное! Посмотрим на наших гостей каким местоимением мы можем заменить словосочетание наши гости? ОНИ Как вы думаете они довольны нашим уроком? Сегодня мы хорошо потрудились, а каждый труд должен быть оценен! Сегодня очень хорошо сработали….были активны, в тетрадях аккуратно, получают 5 На оценку 4 сегодня поработали ….. Да были люди, которым было немножко трудно, но я надеюсь что у вас все получится и на след уроках у вас будет только отличный результат. | Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное Местоимение – (часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Групповая работа. - Мы - Я - Он, она, ты - Они | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | 10 мин 3 мин |