СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсный урок по теме "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по стандарту. 

Просмотр содержимого документа
«Конкурсный урок по теме "Местоимение"»

Тема: «Местоимение».

Цели: через организацию учебного сотрудничества формировать представления о местоимении как части речи, его роли в предложении, совершенствовать умение правильно распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, правильно употреблять местоимения в письменной и устной речи

Задачи урока:

Предметные результаты:

1.Узнать, какова роль местоимений в тексте.

2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные.

5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), карточки для обучающихся, таблицы, презентация.




Этап урока

Содержание

Деятельность детей

Слайд

Время

Организационный момент




Мотивация к обучению и познанию.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у Вас я, меня зовут Ольга Юрьевна.

Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, и простой карандаш.

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!».

- Как вы его понимаете?

- Да, сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.








Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.

Слайд 1

3 мин

Актуализация умений и знаний.


1. Минутка чистописания:

- Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я Прописываем букву я до конца строки.

- Вернемся к нашему чистописанию мы прописывали букву – слово, используя ее продолжите предложение…

- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

- Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания.

- Посмотрите на доску, перед вами на листе записаны слова, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

(Нужно распределить слова по частям речи).

- Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

Имя Существительное

Имя прилагательное

Глагол

?





- Правильно. У доски ученик распределяет по группам, остальные вписывают в таблицу.

( Книга, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить).

- Как отличали одну часть речи от другой?

- Почему вы распределили не все слова?

- Мы употребляем эти слова в речи? (Да).

- Значит они тоже часть речи? (Да)

- А как называется эта часть речи? (Не знаем)

- а вы хотите что-то интересное узнать про эту часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока?

Познакомиться … (с новой частью ркчи)

Узнать…. (как называется часть речи)

Научиться …..(отличать от других частей речи)


Слушают и отгадывают загадку.






- Я




Имя сущ, имя прил, гл.




По вопросу и значению.

Потому что они не относятся ни к одной из групп.
















- не знаем

- да

- Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи

Слайд 2

























Слайд 3

7 мин

Работа над новым материалом

На парте у каждого лежат тексты, с обратной стороны тема урока.

- Прочитайте два текста и сравните их.

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

- О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

- Место какой части речи заняли эти слова?

- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

Так какая тема нашего урока?

Переворачивает карточку с названием темы урока.

Почему местоимение получило такое название?

(Место имени существительного.)

Итак, уточним, о какой части речи будет идти разговор?

Вместо какой части речи оно употребляется?



Читают.





О помидорах.

Не понятно.

Помидор, помидорах.

Им. сущ.







Местоимение.


Слайд 4

5 мин

Первичное закрепление. Сформировать умение применять полученные знания на практике.


Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Откройте учебник стр 100 упражнение 171

- Прочтем. Назовем сказку?

- Обратите внимание на выделенные слова, называют ли они конкретное лицо или предмет?

(Я, Ты, ОНИ – данные слова конкретное лицо не называют, только указывают на него).

- На что указывает слово он? (теремок)

- Кто себя называет словом я? (мышка)

- К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? (лягушка)

- Вместо каких имен существительных употребляется слово они? (мышка и лягушка)

Записать только диалог, у доски один, подчеркивает выделенные слова. (это местоимения ты они я)

- Итак, еще раз уточним, как называются слова, которые указывают на предмет, но не называют его?



2 мин

Физминутка



















Работа в группе









Самостоятельная работа















Итог

Я, ТЫ, ОН, ОНА –

Вместе дружная страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «МЫ» - сто тысяч «Я»! Под музыку.

- Проверим какие вы были внимательные?

- Ребята назовите местоимения которые мы услышали в нашей физминутке?

Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? (Читают)




Упражнение: групповая

Отыщи местоимение в слове: яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон.

(сопровождается слайдами)

- А теперь запишите полученные местоимения, а если местоимение повторяется мы его записываем один раз!

- Проверка и параллельно запись у доски

Молодец! Как называются выписанные слова?


Упр 174 самост раб

- Я показываю вам картинки, запишите название предметов а в скобках (образец на доске).

Показываю вам 1 картинку, 5 шт . А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. По эталону.

Оцените товарища по таким критериям: на доске

(Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки).

У: Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.

- Итак, вспомним еще раз, с какой частью речи мы сегодня познакомились? Какую роль она выполняет?


Подведем итоги урока.

Ребята, каким местоимением мы можем заменить словосочетание наш дружный класс? (Кто? МЫ)

Вернемся к цели нашего урока, озвучим ее? (помогаю)

Вернемся к нашему МЫ, это наше мы состоит из отдельных учеников, каким местоимением мы можем заменить? (Я)

Использую это местоимение скажите чему научился каждый из вас исходя из цели урока?

Я научился…. Вешаю мордашку со словом Я

Каким местоимением можем заменить слово друг или подруга? Предположите чему они научились на нашем уроке? Вешаю ОН ОНА ТЫ

А каким местоимением мы можем заменить слово настроение? Правильно ОНО! А оно у нас какое? Чудное, солнечное!

Посмотрим на наших гостей каким местоимением мы можем заменить словосочетание наши гости? ОНИ

Как вы думаете они довольны нашим уроком?

Сегодня мы хорошо потрудились, а каждый труд должен быть оценен!

Сегодня очень хорошо сработали….были активны, в тетрадях аккуратно, получают 5 На оценку 4 сегодня поработали …..

Да были люди, которым было немножко трудно, но я надеюсь что у вас все получится и на след уроках у вас будет только отличный результат.








Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное

Местоимение – (часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.


Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Групповая работа.





















- Мы



- Я






- Он, она, ты




- Они





Слайд 5









Слайд 6





Слайд 7





Слайд 8

10 мин







































3 мин





























Дом зад

Чтобы записать домашнее задание нам нужен дневник, каким местоимением мы можем заменитьэто слово? ОН

Он у нас открыт, готов?

Итак записываем домашнее задание

Выполните дома упр 173 и задание к нему стр 101


Узнали о новой части речи – местоимении.


5 мин